Методические указания по проведению практической работы «Расчет основных электростатических величин» по учебной дисциплине Физика

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж»

Методические указания по проведению практических работ
по дисциплине «Физика»


Раздел 3 «Электростатика»

Практическая работа №4

«Расчет основных электростатических величин»





для специальности (группы специальностей):1 курса
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям),
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям),
15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям),
22.02.01 Металлургия черных металлов
22.02.05 Обработка металлов давлением
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)
15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики

Липецк-2015

Методические указания по проведению практической работы по дисциплине ОДп 12 «Физика» для специальностей 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 22.02.01 Металлургия черных металлов, 22.02.05 Обработка металлов давлением, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 09.02.05 Прикладная информатика(по отраслям), 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики по разделу «Электростатика».
Составитель: Красникова Л.Н., преподаватель математических дисциплин



ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией МОЕНД

Председатель: _______________ /Красникова Л.Н./



Заместитель директора по учебной работе: _________________/Перкова Н. И./


Методические указания по проведению практических работ предназначены для студентов ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» специальности 1 курса для подготовки к практическим работам с целью освоения практических умений и навыков по разделу 3 «Электростатика».
Методические указания по проведению практических работ составлены в соответствии с рабочей программой ОДп 12 для специальностей 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 22.02.01 Металлургия черных металлов, 22.02.05 Обработка металлов давлением, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям), 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям), 09.02.05 Прикладная информатика(по отраслям), 15.02.03 Техническая эксплуатация гидравлических машин, гидроприводов и гидропневмоавтоматики

Введение
Методические указания по выполнению практической работы разработаны согласно рабочей программе ОДп 12 «Физика» для специальностей 1 курса по разделу 3 «Электростатика».
Практические работы направлены на овладение следующими знаниями и умениями.
В результате изучения раздела студенты должны:
знать:
понятия: электрический заряд, электрическое поле; напряженность, разность потенциалов, напряжение, электроемкость, диэлектрическая проницаемость;
законы: Кулона, сохранения заряда, принцип суперпозиции; напряженности;
уметь:
применять положение электронной теории для объяснения электризации тел при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков;
решать задачи на закон сохранения электрического заряда на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле, расчет напряженности, напряжения, потенциала, электроемкости конденсаторов.
Практические работы следует проводить по мере прохождения студентами теоретического материала.



Практические работы рекомендуется производить в следующей последовательности:
- вводная беседа, во время которой кратко напоминаются теоретические вопросы по теме работы, разъясняется сущность, цель выполнения работы;
- самостоятельное выполнение заданий;
- защита практической работы в форме собеседования.

Методические указания к выполнению практической работы для студентов

К выполнению практической работы необходимо приготовиться до начала занятия, используя рекомендованную литературу и конспект лекций.
Студенты обязаны иметь при себе линейку, карандаш, калькулятор, тетрадь.
При подготовке к сдаче практической работы, необходимо ответить на предложенные контрольные вопросы.
Практическая работа №4
Тема: «Расчет основных электростатических величин».
Цель: Научиться решать задачи с использованием основного закона электростатики.
Порядок выполнения работы:
Внимательно прочитать теоретическую часть и план решения задач
Рассмотреть примеры решения задач
Ответить на контрольные вопросы.
Получить и выполнить индивидуальные задания.

Теоретическая часть
В природе существует два рода электрических зарядов, условно названные положительными и отрицательными. Носителями электрических зарядов являются элементарные частицы, в частности частицы, входящие в состав атомов, электрон (отрицательный заряд) и протон (положительный заряд).
Многочисленные опыты доказывают, что:
при взаимодействии одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются;
существует наименьший возможный в природе заряд, называемый элементарным, который может быть отрицательным (электрон е = 1,6 10~19 Кл) и положительным (протон q = +1,6 10~ш Кл);
электрический заряд дискретен, это значит, что любой заряд, больший заряда электрона, кратен элементарному заряду;
заряд инвариантен, то есть не зависит от скорости движения заряженной частицы, а значит, и от выбора системы отсчета.
Закон сохранения электрического заряда: в замкнутой системе алгебраическая сумма положительных и отрицательных зарядов остается неизменной при любых процессах в этой системе:

Сила взаимодействия между двумя покоящимися точечными зарядами определяется законом Кулона, установленным опытным путем.
Закон Кулона: сила взаимодействия между двумя неподвижными точечными электрическими зарядами прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату стояния между ними, направлена вдоль прямой, соединяющей эти ряды, и зависит от среды, в которой заряды взаимодействуют:

где ( - относительная диэлектрическая проницаемость среды,
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Закон Кулона справедлив:
для точечных электрических зарядов;
для тел, имеющих сферическую форму, на любом расстоянии между их центрами, если объемная или поверхностная плотность электрического заряда каждого из тел постоянна;
при взаимодействии точечного и сферического электрических зарядов.
Если на данный электрический заряд q действует несколько точечных
зарядов q1, q2,..., qn, то сила 13 EMBED Equation.3 1415 по принципу суперпозиции равна векторной сумме сил, действующих на заряд q со стороны каждого заряда в отдельности:

Так как электрический заряд дискретен, то

где е=1,6(10-19 Кл; N=1,2,3
Поверхностная плотность электрического заряда ( величина, равная отношению величины электрического заряда к площади его распределения:

где q – величина электрического заряда, S – площадь заряженной поверхности.











План решения задач
Задачи по электростатике условно можно разделить на следующие типы.
I тип. Задачи о точечных зарядах и системах, сводящихся к ним. Решение таких задач основано на применении закона Кулона и его следствий с учетом законов механики. Рекомендуемая последовательность действий:
1. Расставить силы, действующие на точечный заряд, помещенный в электрическое поле, и записать для него условия равновесия или уравнение динамики материальной точки.
2. Выразить силы электрического взаимодействия через заряды и характеристики поля и подставить в исходное уравнение.
3. Если при взаимодействии происходит перераспределение электрических зарядов, то следует добавить уравнение закона сохранения электрического заряда .
4. Полученную систему уравнений решить относительно неизвестной величины.
тип.
II тип. Задачи па расчет полей, созданных точечными зарядами, решаются с учетом принципа суперпозиции полей .Особое внимание следует обращать на векторный характер напряженности 13 QUOTE 1415 и помнить, что знак перед потенциалом 13 QUOTE 1415 определяется знаком заряда, создающего поли.
III тип. Задачи о заряженных телах, размерами которых нельзя пренебречь. Если речь идет о плоских конденсаторах, то:
1) следует установить тип соединения: выяснить, какие конденсаторы соединены последовательно, какие – параллельно.
2) составить уравнения, связывающие заряды и напряжение на конденсаторах .Следует учесть, что, если плоский конденсатор подключить к источнику питания, зарядить его, а затем отключить, то при изменении ем кости конденсатора вследствие раздвижения (сближения) пластин, внесения (удаления) диэлектрика, заряд на конденсаторе не меняется. Если конденсатор подключен к источнику постоянного напряжения, то при всех указанных выше изменениях емкости, напряжение между обкладками конденсатора остается неизменным. В случае, если между обкладками конденсатора вставляют (вынимают) незаряженную металлическую пластину, не замыкающую конденсатор, область диэлектрика между обкладками уменьшается (увеличивается) на объем этой пластины, как если бы мы сближали (раздвигали) обкладки конденсатора;
3) в плоском конденсаторе одну пластину можно рассматривать как тело с зарядом q, помещенное в однородное электрическое поле с некоторой напряженностью, созданное другой пластиной.
IV тип. Смешанные задачи, представляющие собой произвольную комбинацию всех типов задач с применением законов различных разделов физики.
При решении задач любого типа следует учитывать:
1) напряженность электрического поля внутри заряженного проводника равна нулю. Поверхность проводника является эквипотенциальной. Потенциал во всех точках внутри проводника равен потенциалу на его поверхности;
2)положительные электрические заряды движутся в электрическом поле из области с большим потенциалом в область с меньшим потенциалом. Отрицательные заряды перемещаются в противоположном направлении;
3)потенциал земли и всех тел, соединенных проводником с землей, принимается равным нулю.

Примеры решения задач
Пример 1.
Если расстояние между двумя точечными зарядами уменьшить на 50 см, то сила взаимодействия увеличится в 2 раза. Заряды находятся на расстоянии... (в м).
Дано:
r2= (r- 0,5) м


Решение:
Сила кулоновского взаимодействия между зарядами, находящимися на расстоянии r:
13 QUOTE 1415.
При уменьшении расстояния на 50 см:
13 QUOTE 1415,




13 QUOTE 1415.
Извлекая квадратный корень из левой и правой части, получаем:
13 QUOTE 1415.
Ответ: r = 1,75 м.
Пример 2.
Модуль вектора напряженности поля на расстоянии 5 м от заряда равен 150 В/м. Потенциал электрического поля на расстоянии 10 м от этого заряда равен...(в В).
Дано:
E = 150 В/м
r1= 5 м
r2= 10 м
Решение:
Используя выражения для модуля напряженности и потенциала электростатического поля, создаваемого точечным зарядом, получаем:13 QUOTE 1415. 13 QUOTE 1415
Разделив первое выражение на второе, получим:




13 QUOTE 1415.
Отсюда:
13 QUOTE 1415.
Ответ: 375 В.
Пример 3.
Два одинаковых металлических шарика с зарядами - 120 мкКл и + 40 мкКл привели в соприкосновение и развели на расстояние 10 см. Сила взаимодействия шариков равна... (в кН).
Дано:
q1= -120 мкКл = -120*10-6 Кл
q1= 40 мкКл = 40*10-6 Кл
r1= 10 см = 0,1 м
Решение:
Шарики одинаковые, следовательно, они имеют одинаковые емкости и после соприкосновения заряды на шариках окажутся равными.
По закону сохранения электрического заряда:
13 QUOTE 1415,




13 QUOTE 1415.
Силу взаимодействия шариков определим по закону Кулона:
13 QUOTE 1415.
13 QUOTE 1415.
Ответ: 1,44 кН.
Пример 4.
В однородном электрическом поле с напряженностью 200 В/м находится в равновесии пылинка с зарядом 10-7 Кл. Масса пылинки в граммах равна...
Дано:
E = 200 В/м
q = 10-7 Кл
Решение:
На заряженную пылинку в однородном электрическом поле действуют две силы: сила тяжести 13 QUOTE 1415 и сила со стороны электрического поля.13 QUOTE 1415. Пылинка будет находиться в равновесии, если эти силы равны по модулю и противоположны по направлению.




13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415.
Подставим числовые значения:

·13 QUOTE 1415.
Выразим массу пылинки в г: 13 QUOTE 1415.
Ответ:13 QUOTE 1415.
Пример 5.
Потенциал электрического поля на расстоянии 10 м от уединенного положительного точечного заряда равен 50 В. Модуль вектора напряженности поля на расстоянии 5 м от заряда ранен...(вВ/м).
Дано:
r1= 10 м
r2= 5 м
13 QUOTE 1415 = 50 В
Решение:
Потенциал электрического поля, создаваемого точечным зарядом на расстоянии r1 от заряда :
13 QUOTE 1415. (1)




Напряженность электрического поля, создаваемого точечным зарядом на расстоянии r2 от заряда:
13 QUOTE 1415. (2)
Разделим уравнение (2) на уравнение (1):
13 QUOTE 1415.
Подставим числовые значения:
13 QUOTE 1415.
Ответ: 20 В/м.
Пример 6.
Два алюминиевых шарика, радиусом 7 мм каждый, подвешены на диэлектрических нитях длиной 0,5 м и соприкасаются. Шарикам сообщили заряд, после чего они оттолкнулись друг от друга на расстояние 10 см между поверхностями. Определить заряд, сообщенный шарикам. Шарики находятся в воздухе.
Дано:
R = R1 = R2=
= 7мм= 13 QUOTE 1415
l = 0,5 м
d = 10 см = 0,1 м
13 QUOTE 1415кг/м3
Решение:
Т.к. радиусы шариков одинаковы, то емкости шариков равны, следовательно заряд, сообщенный шарикам, разделится между ними по-ровну: 13 QUOTE 1415
Рассмотрим силы, действующие на один из шариков. Это сила тяжести 13 QUOTE 1415, сила натяжения нити 13 QUOTE 1415и сила электростатического отталкивания 13 QUOTE 1415:




13 QUOTE 1415.
Выберем координатные оси, как показано на рисунке, и перейдем к проекциям на выбранные оси:
13 QUOTE 1415, (1)
13 QUOTE 1415. (2)
Выразим модуль силы натяжения нити из формулы (2) и подставим в формулу (1).
13 QUOTE 1415 (3)

Масса шарика: 13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415.
Подставляя эти выражения в формулу (3) получаем:
13 QUOTE 1415.
Подставим числовые значения:

Ответ: 13 QUOTE 1415
Пример 7.
Два точечных заряда 13 QUOTE 1415 нКл и 13 QUOTE 1415нКл находятся в дистиллированной воде на расстоянии 70 см. Какую работу нужно совершить, чтобы сблизить их до расстояния 20 см?
Дано:
q1 =3 нКл = 3*10-9 Кл
q2 = 7 нКл = 7*10-9 Кл

r1 = 70 см = 0,7 м
r1 =20 см = 0,2 м
Решение:
Работа по сближению зарядов совершается против сил поля и не зависит от способа сближения зарядов.
Искомая работа равна изменению потенциальной энергии поля. Будем считать заряд q1неподвижным.




Заряд 13 QUOTE 1415перемещается в электростатическом поле, создаваемым точечным зарядом 13 QUOTE 1415
Потенциал электростатического поля, создаваемого точечным зарядом 13 QUOTE 1415на расстоянии 13 QUOTE 1415 от заряда:
13 QUOTE 1415. (1)
Потенциал электростатического поля, создаваемого точечным зарядом 13 QUOTE 1415, на расстоянии 13 QUOTE 1415 от заряда:
13 QUOTE 1415. (2)
Работа сил электростатического поля по перемещению заряда 13 QUOTE 1415из точки 1 в точку 2:
13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415.
Учитывая формулы (1) и (2), получаем:
13 QUOTE 1415.
Подставим числовые значения:
13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415Дж.
Ответ:13 QUOTE 1415 Дж.
Пример 8.
Плоский воздушный конденсатор подключен к источнику постоянного напряжения 3 кВ. Площадь каждой из обкладок 80 см2, расстояние между обкладками 2,5 см. В пространство между обкладками конденсатора вводится металлическая пластина толщиной 1 см. Какую энергию расходует источник при внесении пластины?
Дано:
U = 3 Кв = 3*103 В
S = 80 см2 = 80*10-4 м2
d = 2,5 см = 2,5*10-2 м
l = 1 см = 10-2 м
Решение:
При внесении незаряженной металлической пластины в поле конденсатора пространство, занимаемое полем, уменьшается на объем пластины, так как напряженность электрического поля внутри пластины равна нулю. Емкость конденсатора увеличивается, как если бы его пластины сблизили.
Конденсатор подключен к источнику постоянного напряжении, следовательно, изменение емкости приведет к изменении) заряда на обкладках конденсатора и по цепи пройдет некоторый заряд. Работа источника при прохождении через него заряда:




13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415,
13 QUOTE 1415- первоначальный заряд на конденсаторе,
13 QUOTE 1415- заряд после увеличения емкости конденсатора.
13 QUOTE 1415.
Т. к. конденсатор воздушный и плоский, то
13 QUOTE 1415.
Подставим эти выражения в формулу для работы источника:
13 QUOTE 1415.
Подставим числовые значения:
13 QUOTE 1415.
Ответ: 13 QUOTE 1415.

Контрольные вопросы для самопроверки
Что называется электрическим зарядом? Чем определяется электрический заряд тела?
В чем состоит закон сохранения заряда?
Как проверить, что при соприкосновении электризуются оба тела?
В чем сходство и различие закона всемирного тяготения и закона Кулона?
Как влияет диэлектрическая среда на взаимодействие помещенных в нее двух
точечных зарядов?
Что такое электрическая постоянная и чему она равна в СИ?
Какие поля называются электростатическими?
Что такое напряженность электрического поля?
В чем состоит принцип суперпозиции электрических полей?
Чему равна напряженность поля точечного заряда, диполя?
Дайте определение потенциала электростатического поля.
Как связана работа перемещения заряда в электростатическом поле с напряженностью и потенциалом поля?
Какова связь между потенциалом и напряженностью электростатического поля?
Что называется электроемкостью уединенного проводника и от чего она зависит?
Что называется взаимной электроемкостью двух проводников и от чего она зависит?
Индивидуальные задания к практической работе №4
Вариант №1
Какое из приведенных ниже выражений характеризуется силу взаимодействия двух точечных зарядов? Выберите правильное утверждение.
А. 13 QUOTE 1415
Б. 13 QUOTE 1415
В. 13 QUOTE 1415
С какой силой взаимодействуют два точечных заряда 2 нКл и 4 нКл, находящиеся в вакууме на расстоянии 3 см?

Определите модуль силы взаимодействия электрических зарядов q1 =0,66(10-7 Кл и q2 = 1,1(10-7 Кл в воде на расстоянии r1 = 3,3 см. На каком расстоянии их следует поместить в вакууме, чтобы сила взаимодействия осталась прежней?
Вариант №2
Точечным зарядом называется электрический заряд,... .Выберите правильное утверждение.
A. ...модуль которого во много раз меньше модуля заряда, с которым он взаимодействует.
Б. ...помещенный на теле, размеры которого малы по сравнению с расстоянием до другого тела, с которым он взаимодействует.
B. ... который помещен на материальную точку.
2.Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. Расстояние между зарядами равно 6 м. Найдите модуль этих зарядов.
3.Два разноименных точечных электрических заряда, величины которых равны, расположены на расстоянии r = 3 м друг от друга в вакууме и притягиваются с силой, модуль которой F = 0,4 Н. Определите величины электрических зарядов q1 и q2.
Вариант №3
Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов при увеличении расстояния между ними в 2 раза? Выберите правильное утверждение.
A. Уменьшится в четыре раза.
Б. Не изменится.
B. Увеличится в два раза.
2.В некоторой точке поля на заряд 0,1 мКл действует сила 4 мН. Найдите напряженность поля в этой точке и определите заряд, создающий поле, если точка удалена от него на 0,3 м.
3.Два электрических заряда, один из которых в три раза больше дру-,1 того, находясь в вакууме на расстоянии r1= 30 см, взаимодействуют с силой, модуль которой F1 = 30 Н. Определите величины этих электрических зарядов. На каком расстоянии в воде они будут взаимодействовать с силой, в три раза большей?
Вариант №4
Как изменится сила взаимодействия двух точечных электрических зарядов при увеличении модуля одного из них в 3 раза? Выберите правильное утверждение.
A. Увеличится в
·3 раза.
Б. Уменьшится в три раза.
B. Увеличится в три раза.
2.Заряд 5 нКл находится в электрическом поле с напряженностью 2 кН/Кл. С какой силой поле действует на заряд?
3.Проводящий шарик, несущий электрический заряду q1 = 1,8-10-8 Кл, привели в соприкосновение с такими же двумя шариками, один из которых имел электрический заряд q2=-3,0(10-8Кл, а другой был не заряжен. Как распределятся электрические заряды между шариками? С какой по модулю силой будут взаимодействовать два из них в вакууме на расстоянии r = 5,0 см один от другого?
Вариант №5
Два точечных электрических заряда q и 2q на расстоянии r друг от друга притягиваются с силой F. С какой силой будут притягиваться заряды 2q и 2q на расстоянии 2r? Выберите правильное утверждение.
A. F.
Б. 2F.
В. 13 QUOTE 1415
2.В электрическое поле напряженностью 2 102 Н/Кл внесли заряд, равный 0,1 мКл. Какая сила действует на этот заряд?
3.Два тела, имеющие равные отрицательные электрические заряды, отталкиваются в воздухе с силой, модуль которой F= 0,90 Н. Определите число избыточных электронов в каждом теле, если расстояние между электрическими зарядами r=8,0 см и электрические заряды можно считать точечными.
Вариант №6
Два точечных заряда по 20 нКл находятся на расстоянии 5 см друг от друга. Выберите правильное утверждение.
A. Сила взаимодействия одноименных зарядов больше силы взаимодействия разноименных зарядов.
Б. Заряды взаимодействуют с силой, большей 50 мН.
B. Заряды взаимодействуют с силой, меньшей 10 мН.
2.На заряд 30 нКл, внесенный в данную точку поля, действует сила 24 мкН. Найдите напряженность поля в данной точке.
3.Определите электрическую проницаемость ( трансформаторного моторного масла, если два электрических заряда, величины которых равны, в вакууме на расстоянии r1 = 20 см взаимодействуют с той же по модулю силой, что и в масле на расстоянии r2=0,14 м. Определите величины обоих электрических зарядов, считая модуль силы взаимодействия в вакууме F1 = 90 Н.
Вариант №7
Какое из приведенных ниже выражений определяет понятие напряженности электрического поля? Выберите правильное утверждение.
A. Физическая величина, характеризующая способность тела к электрическим взаимодействиям.
Б. Физическая величина, равная силе, действующей на неподвижный положительный единичный точечный заряд.
B. Физическая величина, характеризующая способность поля совершать работу по переносу электрического заряда в 1 Кл из одной точки поля в другую.
2.Два точечных электрических заряда, находясь на расстоянии 3 см в вакууме, взаимодействуют с силой 1 мН. Определите модуль каждого из зарядов
3.Между двумя неподвижными точечными зарядами 4 нКл и -5 нКл расстояние равно 0,6 м. Найдите напряженность поля в средней точке между зарядами.

Вариант №8
1. Какое из приведенных ниже выражений определяет понятие напряженности электрического поля? Выберите правильное утверждение.
A. Физическая величина, характеризующая способность тела к электрическим взаимодействиям.
Б. Физическая величина, равная силе, действующей на неподвижный положительный единичный точечный заряд.
B. Физическая величина, характеризующая способность поля совершать работу по переносу электрического заряда в 1 Кл из одной точки поля в другую.
2.На каком расстоянии заряды по 1 Кл каждый взаимодействовали бы с силой 1 Н в вакууме?
3.Два одноименных заряда 0,27 мкКл и 0,17 мкКл находятся на расстоянии 20 см друг от друга. Определите, в какой точке на прямой между зарядами напряженность электрического поля равна нулю.
Вариант №9
Какое из приведенных ниже выражений характеризует напряженность электрического поля в данной точке, удаленной на расстояние г от заряженного тела? Выберите правильное утверждение.
A. Eq.
Б. 13 QUOTE 1415
В. k13 QUOTE 1415
2.Два положительных заряда q и 2q находятся на расстоянии 10 мм. Заряды взаимодействуют с силой 7,2 10 -4 Н. Как велик каждый заряд?
3.В однородном электрическом поле электрон движется с ускорением, равным 3,2
· 101 м/с2. Определите напряженность поля, если масса электрона равна 9,1
· 10~31 кг.
Вариант №10
. В электрическое поле, силовые линии которого показаны на рисунке, влетает протон. Как он будет двигаться? Выберите правильное утверждение.

А. По траектории 1 с увеличением скорости.
Б. По траектории 2 с увеличением скорости.
В. По траектории 3 с увеличением скорости.
С какой силой отталкиваются два электрона, находящиеся в вакууме друг от друга на расстоянии 2 10 -8 см?
3.Между зарядами +q и +9д расстояние равно 8 см. На каком расстоянии от первого заряда находится точка, в которой напряженность поля равна нулю.









13PAGE 15


13PAGE 14315




Root Entry