Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов


Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Абарина Светлана Викторовна
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мир.
ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Сухомлинский В.А.
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.Исходя из коммуникативного подхода в процессе обучения английскому языку необходимо сформировать умение общаться на иностранном языке, или, иными словами, приобрести коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности:
чтением,
аудированием,
говорением (монолог, диалог),
письмом.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:
языковых умений и навыков;
лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
читать и понимать несложные аутентичные тексты;
устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
умение оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.
Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Для детей младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому наиболее эффективными формами обучения иностранным языкам на данном этапе являются игры.
Игровой замысел выражен в названии игры. Он заложен в задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Результатом использования игр является повышение внутренней мотивации школьников к овладению английским языком и, как следствие этого, развитие коммуникативной компетенции и личности ребенка.
На первом этапе обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых и сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры - соревнования.
Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами-клише, используемыми в различных ситуациях общения.
Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.
Целью моей работы является создание условий для радостного, ненапряженного развивающего обучения и воспитания активной саморазвивающейся личности.
Начальный этап обучения иностранным языкам предполагает реализацию более узких целей:
создание устойчивого коммуникативного ядра;
поддержание глубокой заинтересованности, которая служит
стимулом для продолжения изучения иностранного языка на среднем и старшем этапах;
организация активного речевого взаимодействия.
Данные цели я реализую через решение следующих задач:
Проводить урок с учетом психологических особенностей, эмоционального воздействия, используя логические формы подачи материала.
Применять особые приемы, активизирующие обучение.
Использовать на уроках различные виды искусства (музыка, живопись, элементы театра) с целью эмоционального воздействия на школьников и гармонизацию урока.
Игровые технологии обучения иностранному языку обучающихся начальных классов являются приоритетными формами работы на моих уроках. На начальном этапе можно использовать следующие и г р ы:
фонетические
лексические
грамматические
орфографические
Все они способствуют формированию речевых навыков.
Фонетические игры предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
1. «Слышу – не слышу».
Цель этой игры – формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он произносит слово, в котором долгий гласный … или … - обучаемые, поднимают левую руку.
Если в названном слове есть также согласные звуки … или … - все поднимают обе руки. Преподаватель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
2. «Кто быстрее?»
Цель данной игры – формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух.
Ход игры: обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на английском языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующей транскрипцией и переводом на русский язык.
3. «Незнайка и мы»
Цель данной игры - корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
Ход игры: В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям транскрипционные знаки, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
4. «Кто правильнее прочитает?»
Цель игры: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Преподаватель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается обучаемыми. После этого даются две – три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два – три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Лексические игры. Цель – решение различных коммуникативных задач с помощью имеющихся лексических средств.
1. Лексическая игра по микротеме «Body» под названием «Рисуем вместе». Учащиеся поочередно подходят к доске, рисуют ту или иную часть лица или туловища, комментируя:
P 1: I am drawing a nose.(Я рисую нос).
P 2: He / she is drawing a nose.(Он/она рисует нос .)
2. Игра - соревнование для быстрого запоминания количественных и порядковых числительных с использование мяча.
Группа делится на две команды.
Учащиеся первой команды (поочередно) называют количественные числителные , а учащиеся 2-й команды – соответственно порядковые числительные.
3. Игра «Месяца». Каждый ученик получает название какого-либо месяца. По сигналу учителя «месяцы» должны построиться в «нужном» порядке
4. «Кто убежал?»
Учащимся предлагается картинка, на которой изображены животные. Они рассматривают ее в течение 1- 1,5 минут. Затем им показывают другую картинку, на которой есть некоторые животные из тех, что были на первой картинке. Ученики должны сказать, кто убежал.
5. «Съедобное – несъедобное».
Эта игра активизирует в речи лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. Водящий говорит слово по - английски, бросает мяч кому – либо из детей. Тот ловит мяч и говорит «yes» (если данное слово обозначает то, что едят) или «no».
6. «Снежный ком»
Данная игра развивает память учащихся и активизирует словарный запас по заданной теме.
Например, тема «Животные». Учащиеся по очереди называют животных, на языке:
P1: a parrot,
P2: a parrot, a fox.
P3: a parrot, a fox, a wolf.
И так далее. Последний ученик называет всех предыдущих животных и свое.
Тот, кто ошибся или не смог вспомнить название животного, выбывает из игры.
Грамматические игры. Они предназначены для тренировки учащимися различных грамматических структур.
1. При ознакомлении школьников с притяжательным падежом существительных можно использовать различные предметы, игрушки, названия которых уже знакомы учащимся. Игра «Чья игрушка?» .P1: This is my cat .(Это моя кошка)
P2: That is Pete ‘s dog.( Та собака –Пита.) (указывая на игрушку соседа).
2. «Театр мимики и жеста». Один из учащихся выполняет какое – либо действие, отвечая при этом на вопрос учителя, другой ученик комментирует действия первого ученика. Данная игра позволяет устно тренировать употребление The Present Progressive tense (настоящего длительного времени).
Например, первый ученик показывает, как он делает зарядку, а второй учащийся говорит: «He is doing exercises».
3. Для закрепления темы «Неправильные глаголы» я также предлагаю Игру с мячом. Учащиеся становятся в круг; ведущий, находящийся в центре круга, бросает мяч, называя неправильный глагол в инфинитиве, а ученик, поймавший мяч, называет прошедшее время этого глагола.
4. «Кругосветное путешествие». В этой игре закрепляется конструкция There is/are и отрабатывается навык употребления артиклей. «Путешествие» может проходить по классу или по тематической картинке. Учитель начинает игру: « There is a blackboard on the wall in front of the pupils”. Дальше описание продолжают ученики: «Near the blackboard there is a door …». Тот, кто ошибся, покидает корабль.
5. «Guess it». Эта игра направлена на закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой – либо предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают только общие вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет» (число вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав меньшее количество вопросов.
Орфографические игры. Цель данных игр – освоение правописания изученной лексики.
1. «Дежурная буква».
Цель игры – формирование навыка осознания места буквы в слове.
Ход игры: Обучаемым раздаются карточки и предлагается написать как можно больше слов, в которых указанная буква стоит на определенном месте. Например, учитель говорит: «Сегодня у нас дежурная буква «о», она стоит на первом месте. Кто напишет больше слов, в которых буква «о» стоит на первом месте?»
Время выполнения задания регламентируется (3-5 минут).
2. «Буквы рассыпались».
Цель игры – формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: Преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
3. «Картинка».
Цель игры – проверка усвоения орфографии изученного материала.
Ход игры: Каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных и т.д. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того, как обучаемый написал слово, он должен прочитать его и показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова.
Творческие игры. Их цель – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. К этой группе относятся ролевые игры, которые призваны усилить коммуникативную направленность обучения.
Обилие сказочных сюжетов и игровых ситуаций помогают создавать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности .1. Игра «Послы»
Класс делится на подгруппы, не менее 5 человек. Каждая группа загадывает, например, профессию.
Приняв на себя данную роль, один представитель идет в другую группу и отвечает на вопросы от имени этого персонажа. Если догадываются, кто он, его берут в «плен», а группа выбирает другого посла. Выигрывает та группа, которая смогла взять в плен большее количество пленников.
2. Игра « Театралы» («Theatre –Goers»). Упражнение в подстановке.
Задание первому партнеру (девочке): «Вы – Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера».
Задание второму партнеру (мальчику): «Вы – Буратино. Скажите, в каком театре вы побывали на прошлой неделе».
- I went to the Opera and Ballet Theatre yesterday. (Вчера я ходила в Театр Оперы и Балета).
- And I went to the Puppet Theatre last week.
3. Игра «Что, где, когда?».
Оборудование: волчок, конверты с вопросами, портреты писателей (поэтов).
Ход игры: класс делится на две команды, которые по очереди садятся за стол. Игра проводится по аналогии с известной телепередачей. Каждая команда получает конверт, в который вложена фотография известного человека и вопрос «Что вы знаете об этом человеке?». Жюри определяет правильность ответов, подсчитывает количество баллов.
Эффективными на уроках являются игры с различными предметами, например, с куклой, персонажем, который, воплощая определенные человеческие черты, позволяет более направлено и гибко мотивировать речь учащихся на уроке.
Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевой игры, она обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке английского языка. Вместе с тем игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке:
кукла – третье лицо, предмет разговора;
кукла – знак ситуации;
кукла – партнер, адресат речи;
кукла – маска и многое другое.
Также я активно использую в своей работе игровые задания, привлекая детей к составлению кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад и т.д.
Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.
Убеждена, что в условиях реализации задач концепции модернизации общеобразовательной школы игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка, которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.
Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет мне говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка , их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.
Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Список использованной литературы:
Пукина Т.В. Английский язык. 2-3 классы. Игровые технологии на уроках и на досуге. Волгоград: Учитель, 2008.
Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка. Английский язык, № 11 , 2008 – с. 5-6.
Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. ИЯШ.-1996.-№3.- с.50 – 55.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ.-1989.-№4.- с. 14 – 16.
Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск, 2001.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.,1991.
Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. ИЯШ,1984,№4,с.82.