Методическая разработка классного часа Я знак бессмертия себе воздвигнул…


Методическая разработка классного часа
««Я знак бессмертия себе воздвигнул…».

Введение
Не бездарна та природа,
не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой …
Н.А.Некрасов.

При подготовке и проведению классного часа можно решить целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач: формирование представлений о деятельности М.В. Ломоносова в разных областях науки и искусстве, развитие познавательного интереса, творческих способностей, повышение интеллектуального уровня, чувство гордости за свою страну.
М.В. Ломоносов — личность удивительная по силе своего дарования и по универсализму этого дарования. Энциклопедический характер его образованности, включающей знание европейских языков, латыни и греческого, знакомство с мировой литературой и античным наследием, необычайную начитанность в церковнославянской книжности и естественнонаучных трудах, делает его причастным практически ко всем сферам  культуры того времени. Интересно, что творчество Ломоносова, будучи плодом синтеза достижений античного, европейского и российского обществ, остается глубоко национальным.
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью, сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка. Если мы станем исследовать жизнь Ломоносова, то найдем, что науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же иногда забавою, но чаще должностным упражнением.
Ломоносов обладал пытливым умом, который заглядывает в глубь недр наук химии, мозаичного искусства, математики, химии, истории, языкознания.

I. План проведения
открытого классного часа «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Дата:
Время:
Группа:
Место проведения:
Классный руководитель: Озеркевич Н.А.
Тема: М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»
Методическая цель: Показать методику проведения классного часа с использованием активных форм и методов обучения с использованием ИКТ.
Цели: Формирование представлений о деятельности М.В. Ломоносова в разных областях
наук и искусстве.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей, повышение
интеллектуального уровня студентов.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Форма проведения: групповая, информационно – познавательная.
Методы: наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Оформление и оборудование: фотоколлаж из снимков и книг М.В. Ломоносова, бумага, клей, мультимедиа проектор, кисточки, акварельные краски, карты – задания, оборудование и реактивы для демонстрации опыта, одежда для инсценирования.
План мероприятия
Этапы Методы
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово классного руководителя.
3. Биография М.В. Ломоносова.
4. Ломоносов – поэт.
5. Ломоносов – лингвист.
6. Ломоносов – астроном.
7. Ломоносов – художник.
8. Ломоносов – химик.
9. Подведение итогов
Стихотворение о Ломоносове.
Взаимное приветствие.
Сообщение классного руководителя.

Выступление студентов.
Показ слайдов.
Инсценирование
Слово классного руководителя.
Выразительное чтение.
Творческое задание.
Показ слайдов.
Слово классного руководителя.
Творческое задание.
Показ слайдов.
Рассказ.
Творческое задание.
Показ слайдов.
Сообщение студентов.
Творческое задание.
Показ слайдов.
Слово классного руководителя.
Демонстрация опыта.
Показ слайдов.
Выразительное чтение.
Показ слайдов.
Заключительное слово кл. руководителя.
Ход классного часа
Организационный момент.
Вступительное слово классного руководителя.
Не бездарна та природа,
не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай,-
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой …
Н.А.Некрасов.

19 ноября вся Россия отмечает день рождение Михаила Васильевича Ломоносова. 2011 г. по решению ЮНЕСКО в области науки, образования и культуры был назван годом Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист. Он вошел в науку как первый химик, который дал физической химии определение. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, реформатор (утвердил основания современного русского литературного языка), художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Ломоносов разработал проект Московского университета, впоследствии названого в его честь. Действительный член Академии наук и художеств (адъютант физического класса с 1742 г., профессор химии с 1745 г.), статский советник, почетный член Стокгольмской и Болонской академии наук.
Наш классный час посвящен великому ученому М.В. Ломоносову, мы рассмотрим разные области науки, которыми занимался Михаил Васильевич Ломоносов.
Постановка целей и задач мероприятия.
3. БИОГРАФИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА
1студент
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября (19 – по новому стилю) 1711 года в деревне Мишанинской, Архангельской губернии, расположенной на Курострове в дельте Северной Двины, вблизи Холмогор которые до возвышении Архангельска были центром Поморского края.

Рис. 1 Деревня МишанинскаяОтец Ломоносова Василий Дорофеевич был зажиточным крестьянином – помором. Василий Дорофеевич был известен всей округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере приобрел морское судно с двумя мачтами – гукор. Он оснастил судно так, как это делали голландские моряки. Василий Дорофеевич занимался не только рыбным промыслом, но также гукор использовал для перевоза товаров.
2 студент
Мать Ломоносова – Елена Ивановна Сивкова – была из семьи дьякона соседнего Николаевского Матигорского прихода.
Михаил был их единственным сыном. Михайло рос здоровым и сильным мальчиком, сообразительным и любознательным. С 10 лет он, как все поморские мальчики, уходил на промысел в море. Но «дивное устройство окружающей природы» волновало его, хотелось учиться, поглощать жажду знаний.
 Без грамоты было невозможно вести дела, поэтому Василий Дорофеевич поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви Сабельникова. Обучившись грамоте, Михаил пристрастился к чтению. Первыми книгами, по которым учился Ломоносов были: «Арифметика» Магницкого, «Грамматика» Смотрицкого, «Псалтырь» Симиона Полоцкого.
Инсценирование:
Роли: Отец Василий Дорофеевич, мачеха, Михайло.
(Михайло читает книгу, Василий Дорофеевич за столом сидит, мачеха возле стола стоит).
Холодными злыми глазами следит мачеха за Михайло и шепчет:
Мачеха: Уж больно ласков с ним ты отец. Советуешься как с разумным, а что толку-то с этого книгочея. Ни по хозяйству, ни на пожню.
К чему эти книги нам? Мужичье ли дело? На парне воду возить да пни корчевать, вон какой в 19 лет вымахал. А он почитывает!
(Отец, обращаясь к Михайло, доброжелательно)
Отец: Ты бы, Михайло, в самом деле, бросил книги. Делом заняться пора!
Мы с матерью и невесту тебе подыскали. Девка статная, загляденье, и не из бедных.
Мачеха уходит.
(Михайло обращается к отцу).
Михайло: Раз уж замешалась в это дело мачеха, добра от нее не жди, поедом она меня есть будет, а я жениться не хочу.
Отец, я учиться хочу узнать все то, на что равнодушные люди, глаза закрывают.
1студент
Не надеясь на согласие отца, он совершил путешествие втайне от него. В конце 1730 г.

Рис. 2 М.В.Ломоносов на пути в Москву.
Ломоносов с рыбным обозом отправился в Москву. Обоз шел около трех недель. В конце декабря подошли к Москве. В Москве Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть свое крестьянское происхождение и выдать себя за дворянского сына. Весь курс Академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет!
267652541910
Рис.3 Славяно-греко-латинская академия
2 студент
В конце 1735 года в Московскую Академию пришел приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за границу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам.

Рис.4 Академия наук в Санкт-Петербурге
4. ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ
Слово классного руководителя.
Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, науке, людям.
Прослушайте стихотворение Ломоносова. «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (выразительное чтение студента).
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольскиИ первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордится праведной заслугой, муза,
Увенчанной главу дельфийским лавром.
Творческое задание. (Приложение 1)
Группам вручаются листы с отрывками из оды.
В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» нужно вставить пропущенные слова.
… юношей питают,
Отраду … подают,
В счастливой жизни украшают,
В … случай берегут,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в …,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Ответ: (Науки, старым, несчастный, пустыне.)
5. ЛОМОНОСОВ – ЛИНГВИСТ
Слово классного руководителя.
Красота, великолепие, сила и богатство российского языка
явствует довольно из книг, в прошлые веки писаных …. (М.В. Ломоносов)

Много сделал М.В. Ломоносов для русской науки. Он устанавливает полную самостоятельность живого русского языка от церковно-славянского, освобождает литературный язык от застарелых форм, подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде.
Он ввел множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: созвездие, атмосфера, квадрат, диаметр, горизонтальный, кислота, полнолуние, градусник, и т.д.. Творческое задание. (Приложение 2)
Мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова.
Группам вручаются листы с вопросами, нужно выбрать правильный ответ.

1) У желны: 2) Что такое ланиты 3) Покажите длань:
а) 2 ноги; а) ткань; а) нога;
б) 4 ноги; б) цветы; б) рука;
в) 6 ног. в) щеки? в) голова.
(Желна – это дятел. 2 ноги.) (Щеки.) (Длань – рука, ладонь.)

4) Вран – это: 5) Пестун – это: 6) Клобук носят:
а) враг; а) палец; а) на голове;
б) врун; б) наставник; б) на шее;
в) ворон. в) пистолет. в) в кармане.
(Ворон.) (Наставник.) (Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом.)

7) Что делали крестьяне, когда орали: 8) Простоволосый значит:
а) кричали; а) без кудрей;
б) пахали; б) без волос;
в) пели? в) без шапки. (Орать (орати) – пахать.) (Простоволосый - с непокрытой головой.)
9) Покажите десницу:
а) правая рука;
б) десно;
в) зарница.
(Правая рука.)
6. ЛОМОНОСОВ - АСТРОНОМ
Слово классного руководителя.
Уста премудрых нам гласят,
Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горятНароды там и круг веков. (М.В. Ломоносов)
1 студент
Ученым того времени поверхность Солнца представлялась твердой и раскаленной. Ломоносов еще задолго до открытия спектрального анализа, поразительно верно описал поверхность Солнца и процессы, происходящие на нем. Одним из важных событий Ломоносова было открытие атмосферы на планете Венера. Он писал: «По сим примечаниям, планета Венера окружена знатной воздушной атмосферой, таковой (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».
Выразительное чтение студента
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
2 студент
Прохождения Венеры по диску Солнца чрезвычайно редки. Каждые 243 года повторяются 4 прохождения: два зимой (через 8 лет), затем долгий промежуток в 121,5 год, и ещё два летом (опять через 8 лет). Например, предыдущие зимние прохождения произошли 9 декабря 1874 года и 6 декабря 1882 года. Недавнее прохождение случилось в 2004 году, 8 июня, а следующее состоялось 6 июня 2012 г. Последующие прохождения будут только в 2117 и 2125 годах, опять в декабре.
Творческое задание. (Приложение 3)
Определить на рисунке Большую Медведицу.

7. ЛОМОНОСОВ – ХУДОЖНИК
Слово классного руководителя
Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском,
С громовым сходственны сверканием и треском!
Дивился сходству ум; но, видя малость сил,
До лета прошлого сомнителен в том был… (М.В. Ломоносов)
1 студент
Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным материалом.
Ломоносов разработал теорию цветов, методы отливки и шлифовки смальты и, наконец, стать самому художником, так как мастеров-мозаичистов у нас не было.
2 студент
Самая известная мозаичная работа Ломоносова — “ Полтавская баталия “ — составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6 мм и длиной 5 см. Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Ломоносов работал над этой мозаикой с семью помощниками.
Творческое задание Составление мозаичных портретов (портреты заранее разрезаются произвольными фигурками), рисование красками. (Приложение 4).
8. ЛОМОНОСОВ – ХИМИК
Слово классного руководителя.
«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…
Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся –
везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания. М.В.Ломоносов
1 студент
В своей лаборатории Ломоносов вел большую исследовательскую и научно-техническую работу, производил анализы минералов и образцов руд, солей; изобрел фарфоровую массу.Ломоносов был создателем многих химических производств (неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора). Доказывал органическое происхождение нефтей, каменного угля, торфа и янтаря. Им описаны процессы получения железного купороса, меди из медного купороса, серы из серных руд, квасцов, серной, азотной и соляной кислот.
2 студент
Ломоносовым было написано много книг, касающихся химии: “Элементы математической химии” (1741 г.), “О слоях земных” (1742 г.), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 г.), “Слово о пользе химии” (1751 г.), “Слово о пользе стекла” (1752 г.) и многие другие.
Он первым дал правильное понятие о рудных жилах (скоплениях рудных залежей на поверхности или в недрах земли) и их возрасте. Причину происхождения руд он видел в деятельности подземных сил, в последствиях извержений вулканов.
Демонстрация опыта «Вулкан»

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Выразительное чтение студента
Стихотворение «О, вы, которых ожидает…».)О Ломоносов, бог познанья!
Мы отдаём тебе признанья.
Ты наш учёный, наш поэт,
Наш первый университет.
Достойны ль мы хвалу взносить
Тебе, о Человек, деянья чьи
Так велики и так могучи,
Сравниться с ними даже кручи
Гигантов-гор не смеют.
Нет, ты не бог,
Не наделён божественной ты властью.Но разумом божественных высот достиг,
О Человек, что испытал всё и проник.
Ты умер, но деяния твои живут.
И будут помнить их не один век.
И люди память твою свято чтут.
О гений, ты — чудо-Человек!
(Н.Бутерина) из оды Ломоносова.
Заключительное слово классного руководителя.
Михаил Васильевич Ломоносов скончался в Петербурге 4 апреля 1765 года на 54 году жизни. Похоронили его на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. За две недели до смерти он написал: "Я не тужу о кончине: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют".
Имя Ломоносова увековечено в названиях многих географических объектов на суше, в океанах и в космосе. Так, подводный хребет, расположенный в центральной части Северного Ледовитого океана, назван в честь Ломоносова. Назван именем Ломоносова самый крупный горный хребет на побережье острова Новая Земля. Есть горный хребет с именем Ломоносова в Антарктиде, а в Приморье на побережье Амурского залива расположился полуостров Ломоносова.
На обратной стороне Луны есть кратер Ломоносова диаметром 92 километра. 30 января 2006 г.
А в поясе астероидов, который располагается между орбитами Марса и Юпитера, кружит астероид Ломоносов под номером 1379. Он был открыт 19 марта 1939 г.
Во многих городах России есть улицы имени Ломоносова, в том числе и нашем поселке.
Литература
Общеросийский журнал «Патриот отечества». №11.2011, №9 2011.
Уткина Н.Ф. к 275-летию со дня рождения. –М: Мысль, 1986.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=jDxVjMCU0B4
m-lomonosov.narod.ru/ -
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
«Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года»
… юношей питают,
Отраду … подают,
В счастливой жизни украшают,
В … случай берегут,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в …,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Приложение 2
- У желны:
а) 2 ноги;
б) 4 ноги;
в) 6 ног.
- Что такое ланиты:
а) ткань;
б) цветы;
в) щеки?
- Покажите длань:
а) нога;
б) рука;
в) голова.
- Вран – это:
а) враг;
б) врун;
в) ворон.
- Пестун – это:
а) палец;
б) наставник;
в) пистолет.
- Клобук носят:
а) на голове;
б) на шее;
в) в кармане.
- Что делали крестьяне, когда орали:
а) кричали;
б) пахали;
в) пели?
- Простоволосый значит:
а) без кудрей;
б) без волос;
в) без шапки.
- Покажите десницу:
а) правая рука;
б) десно;
в) зарница.
Приложение 3
«Большая Медведица»

Приложение 4

М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Фрагмент. Мозаика.

М.В.Ломоносов. Петр I. Мозаика.