Сценарий Роскошь человеческого общения




Психологическая игра

(в рамках фестиваля авторских мастер-классов старшеклассников)














г. Краснокаменск – 2011г.



Эпиграф: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».
И. Лафатер

Ход проведения:
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, улыбка всегда располагает к общению.
Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы были активными, внимательными, доверяли друг к другу.
Тема психологической игры старшеклассников «Роскошь человеческого общения»
Проходит день за днем,
Неделя за неделей,
Летит за годом год,
Мы учимся, взрослеем.
Но в суете сует
Наш взгляд не замечает
Порой других людей
И что нас окружает.
И сделав остановку,
Задумайтесь над тем,
Что в обществе и в мире
Достаточно проблем.
Почетный гость нашей игры: Победитель краевого конкурса «Учитель года» ___________. Поздравляем её с важным событием-победой в краевом конкурсе «Учитель года»!
Сегодня в независимом жюри работает:
___________________________________________________
Сегодня у нас образовались 6 групп. И в каждой группе вам нужно выбрать капитана и придумать название своей команды.
Знакомство.
Упражнение в команде «Я рад общаться с тобой».
Каждый протягивает руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
Ведущий: И ещё: каждый по кругу назовет свое имя и коротко скажет несколько слов о себе. Регламент 3 мин.
От независимого жюри нам поступило предложение придумать. оригинальное приветствие и продемонстрировать его. Назначаем дополнительное время -1 мин.
- Время, отведенное вам истекло, команды готовы, просим капитанов назвать себя, огласить название команды и продемонстрировать ваше оригинальное приветствие.
Ведущий: Мы предлагаем провести нашу игру в форме общения.
- Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе, человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли уж важно в наше время уметь общаться? И что мы вкладываем в понятие «общения?» Чтобы это выяснить, ответим на вопросы, которые я вам предложу на карточках.


- Умеете ли вы общаться? (да, конечно)

- С кем вы общаетесь чаще всего? (со своими знакомыми)

- С кем вы не общаетесь? (с незнакомыми)

- Для чего вы общаетесь? (чтобы поговорить, узнать что-нибудь новое)

- Что такое «общение»? (беседа, разговор)

- Сколько времени вы общаетесь ежедневно?

- Читали ли вы что-нибудь по поводу общения?

- Не случалось ли, что вам было трудно наладить общение с кем-нибудь?

- Не случалось ли, что вас не понимали или понимали неверно?

- Кто был виноват в том, что общение не наладилось или прервалось?

- Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?

- Если вы встретились со знакомым, кто обычно начинает разговор – вы или он?

- Допускаете ли вы, что книга по проблемам общения могла бы вас заинтересовать?

-Для вас «общение» - это, прежде всего беседа, разговор и ничего больше. Между тем «общение» - понятие более глубокое. Попробуем выделить необходимые качества человека, умеющего общаться. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будет выполняться письменно. Возьмите лист бумаги, выберите одного человека в команде, который по своим личным качествам импонирует вам.
Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке.
И напишите 5 качеств личности, которые вам неприятны в людях. Начали(1 минута). Ваше время вышло. Теперь огласите список. Внимательно слушаем, если вы написали в карточке точно такие же характеристики зачитывать их не нужно.
Понимаете ли вы шутки?
- Очень часто общению мешает то обстоятельство, что один человек, обладая чувством юмора, любит шутить и подшучивать, а другой, напротив, этим чувством не обладает и поэтому обижается. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись.
Но смех может вызываться разными причинами:
- Приведите 1 примеру смешных случаев и случаев, когда людям не до смеха.
(30 сек.)

Надо заметить, что любое обращение, употребляемое нами, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. И если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к сотрудничеству, а если нет, то
Конкурс любезников (каждая команда выполняет на листах формата А4) (1 минута)
Кто из вас больше назовет фраз-извинений?

Извинения: Прошу простить
Боюсь, что я вас задел
А теперь назовите слова поддержки:

Я рад за тебяМне очень приятно и тому подобные..

- Расширение словарного запаса, обогащение речевого «репертуара» позволит вам выразить себя, проявить свои лучшие человеческие качества в общении.

Я сегодня рад(а)-видеть таких умных, активных симпатичных, доброжелательных, хороших ребят.

Следующая игра «Внутреннее движение». У каждого человека есть своя «красная черта», за которую он предпочитает не допускать партнеров по общению, а также не пересекает «красную черту» другого, чтобы не вторгаться во внутреннюю зону человека. Условия игры: на сцену приглашаются капитаны команд по 3 человека с каждой стороны. Затем один из игроков начинает придвигаться и останавливается, достигнув «красной черты» партнера. Тот, кто стоит, отмечает про себя то место, когда ему хотелось сказать «стоп».
(Игра)
Что вы ощущали? Когда вы чувствовали себя дискомфортно?
(Ответы капитанов)
КАПИТАНЫ ОТСТАЮТСЯ на сцене

Ассоциативный ряд
В Забайкальском крае 2011 год объявлен Годом подростка.
Командам и капитанам нужно за 1 мин. придумать 4 слова - ассоциации связанные с этим событием. Время пошло.
(слова – ассоциации зачитывает вначале команда, потом капитан)
Жюри фиксирует количество совпадений.

И как сказал один древний мыслитель:
“Стать человекомбольшая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку
лучше “!
Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому, помните, что раз общение – это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами - он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?
Вот первый закон общения:
1. Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.
Вот наш второй закон общения:
2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Умение показывать своё расположение к собеседнику – вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.
Ещё один способ расположить собеседника к себе – умение делать комплименты.
Я предлагаю Вам ещё одну игру:
“ Давайте говорить друг другу комплименты “
( Вызывается 2 человека – мальчик и девочка. Делая вперёд по одному шагу они говорят комплименты . Кто выиграет ? )
Как здорово получилось, правда, ребята? А вот если бы эту игру назвали так: “Давайте говорить друг другу неприятные слова и всякие гадости “.
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ БЫ ТАКАЯ ИГРА?
Вот наш четвёртый закон общения:
4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим .

Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова. Послушайте внимательно и скажите : какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .

“Вот человек, что скажешь ты о нём?”
Ответил друг, плечами пожимая:
“Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?”
“Вот человек, что скажешь ты о нём?”
Спросил я у товарища другого.
“Я с этим человеком не знаком,
Что я могу о нём сказать плохого?”
Вот наш пятый закон общения:
5. Старайтесь не говорить о людях дурно.
При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.
*
« Вчера ты, Антон, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо “. Антон удивлён: « А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.»
Кто прав ? ( Кто культурнее, тот первым здоровается)
* Света говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная , что я не хочу ей здоровья желать . Что же мне притворяться ? «
Права ли Света?
* Иду по улице. Там девчонки, увидели меня и давай обзываться . Что же мне делать ?
( Отделаюсь шуткой, поблагодарю за «хорошие» слова. Промолчу.)

6. Не перебивайте говорящего . Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить .


7. Невежливо во время разговора отводить кого – нибудь в сторону , чтобы говорить с ним отдельно ; ещё более невежливо подслушивать , что говорят двое в стороне .

8. Не спорьте по мелочам.

Посмотрите, как много важных и очень полезных « законов» общения открыли мы сегодня, рассматривая обычные жизненные ситуации. Но учиться можно не только в жизни , много полезных советов вы найдёте , читая книги .
Послушайте стихотворение :
« Пожалуйста, потише!»
И скажите: где нельзя говорить громко и почему?

В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Всё знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать,
Ведь вас и так услышат –
Попробуйте всё тихо рассказать
О том, что вы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А, между прочим, дождика всё нет.
Пожалуйста, потише!
9. Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах.

Я надеюсь, используя наши « законы « общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.

Творческая работа «Дерево человеческого общения»,
Группы выполняют задание: написать на листах бумаги, те качества, законы, которые помогут в общении.
Представитель каждой группы пишет на листочках символического рисунка дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.
Ведущий:
Мы пытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять и найти общий язык в общении друг с другом. Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни. Знаменитый американский писатель Дейл Карнеги автор самой известной теории общения, предложил шесть способов, как расположить к себе людей:
Проявляйте искренний интерес к другим людям.
Улыбайтесь!
Помните, что для человека звук его имени самый сладкий и самый важный звук человеческой речи.
Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе.
Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. Давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне.
И, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Работа в группе 
Индивидуальный тест №1«Умеете ли вы слушать?»
 Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:
1.        Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?
2.        Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?
3.        Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?
4.        Ты часто перебиваешь собеседника?
5.        Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?
6.        Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?
7.        Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?
Ведущий: Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: « Что мешает нам слушать других?»
Индивидуальный тест №2 «Умеете ли вы выполнять задания»
Пройдите этот тест, имея в своем распоряжении всего три минуты.

Прежде чем приступить к работе, все внимательно прочитайте.
В верхнем левом углу напиши свое имя и фамилию печатными буквами.
Обведи свое имя прямоугольником.
В нижнем левом углу поставь пять точек.
Заключи эти точки в треугольник.
Под своим именем напишите свой номер телефона
Произнеси вслух свой номер телефона,
В нижнем правом углу нарисуйте 5 маленьких квадратов.
В каждом квадрате поставьте крестик.
В верхнем правом углу проделай стержнем ручки три дырочки.
Громко хлопни в ладоши три раза.
В центре листа напиши число 12.
Сложи лист пополам.
Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
Громко крикните «я почти закончил».
Вы внимательно прочитали все задания, а теперь выполните только задания 2 и 6.
Игра № «Пять минут до.» (катастрофы всей земли).
Ведущий.
В ваших руках микрофон на все человечество, и вы один знаете, что произойдет через пять минут. Что вы сказали бы миру? (ответ)
Высказываются команды
 Упражнение в команде «Пожелание на ладони» (рефлексия, самоанализ)
Каждый в команде высказывает свое мнение об игре: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д. Благодарность друг-другу.  Команда пишет короткий отзыв об игре. Зачитывает текст.
Слово Жюри: ..
Вед: Дорогие ребята! Заканчиваем наше общение ритуалом «Солнечные ладони»
Вытяните свою левую руку и мысленно положите на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Затем вытяните правую руку и положите в неё всё, что вы получили от общения. Соединим руки в громком хлопке и скажем друг другу – «спасибо!»
А теперь – «Фотография на память».

Памятка: (раздать уч-ся)
Н. И. Козлов психолог-практик, сформулировал несколько правил искусства общения:
Самый главный человек на свете тот, что перед тобой.
Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.
Ищите то, что вас сближает.
Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
Научитесь обходиться без резкости и категоричности.
Стремитесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.
15