УРОК НА ТЕМУ: «РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ».

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 КЛАСС


УРОК НА ТЕМУ: «РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ».


ЦЕЛИ: ПРИОБЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ; СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ПОЗИЦИЙ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ, УБЕЖДЕНИЙ.


ЗАДАЧИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННИСТИЧЕСКИХ, НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕТИРОВ, ТОЛЕРАНТНОСТИ;
СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ НАВЫКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ, УЧАСТИЕ В ДИСКУССИИ;
УГЛУБЛЯТЬ ЗНАНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: КАРТОЧКИ: «СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ».











ХОД УРОКА:

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

-На предыдущем уроке мы с вами начали изучать новый блок: «Человек и общество».
- Давайте вспомним, а кто такой человек? (человек-существо социальное.
- Но между людьми существуют особые отношения. Как они называются? (межличностные)
- Что возникает у людей, если их отношения складываются удачно? (симпатия)
- А если неудачно, то, что возникает? (антипатия)
- Какими тремя словами подчеркиваются межличностные отношения? (взаимовосприятие, взаимодействие, взаимопонимание)

НОВЫЙ МАТЕРИАЛ:

2.1 Экран: «ВЗАИМОПОНИМАНИЕ КАК УСЛОВИЕ
УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ»

-Какое самое важное условие межличностных отношений?
( понять друг друга)
- В непонимании кроются причины множества проблем и конфликтов.
Если вы замыкаетесь в себе, принимая за истинное только собственное мнение, и отвергаете все остальные – вам будет очень тяжело жить.

Экран: В Библии было сказано: «Нехорошо быть человеку одному»
(запись в тетрадь).
Что это значит?

- Это значит, что человеку нужен собеседник, друг, помощник по жизни.
- Человеческие отношения очень хрупкая вещь.

Экран: Неудачно сказанное слово, нечаянная обида могут навсегда поссорить людей, друживших с детства.
(запись в тетрадь)

Экран: Так как же вести себя с людьми?

- Однажды известного древне – греческого мудреца Демокрита спросили: «Какова должна быть цель в жизни?»

Экран: И он ответил: «Хорошее расположение духа!»

-Шутливый на первый взгляд ответ, но на самом деле он имеет очень глубокий смысл. Речь идет о внутреннем, духовном состоянии человека, о согласии с самим собой, когда его действия и поступки не противоречат голосу совести, а люди, чье мнение для него особенно значимо, относятся к нему с уважением и любовью.

Экран: Хорошее расположение духа предполагает доброжелательное отношение к людям, оно не совместимо с завистью, злобой, ненавистью.
(запись в тетрадь)

- Как написано в трудах известного психолога, доктора психологических наук Л.В.Куликова:

Экран: «Глубокие отношения между людьми (уважение, дружба, доверие, любовь) возникают там, где есть взаимная искренность, правдивость, открытость».
(запись в тетрадь)


Экран: В чем же состоит искусство общения?

(Ответы: люди уважают друг друга; они искренни и открыты; нет зависти, злобы, ненависти)

- Но иногда случается так, что люди не могут найти взаимопонимания.

2.2 Экран: КОГДА НЕТ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

РАБОТА В ГРУППАХ

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ГРУППЫ ПО 4 ЧЕЛОВЕКА
ПОЛУЧИТЬ КАРТОЧКИ «СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ»
ЧТЕНИЕ СИТУАЦИИИ
РАССУЖДЕНИЯ НА ТЕМУ: « КТО ВИНОВАТ?»
5. ОБЪЕДИНЕНИЕ ГРУПП С ОДИННАКОВЫМ
ЗАДАНИЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ЗАПИСЬ ОБЩЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ЛИСТАХ
7. ВЫВОДЫ НА ТЕМУ: «ПОЧЕМУ ГЕРОИ НЕ
ДОСТИГЛИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ?»

2.4 РАБОТА В ТЕТРАДИ
- Запишите 2-3 правила общения, которые человек должен соблюдать независимо от пола, возраста и положения собеседника.

ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИЛ

ИТОГ УРОКА:

Экран: ХОРОШИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ
ЗАВИСЯТ ОТ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ!





ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Экран: ПОДГОТОВИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЙ УРОК ТЕМУ НА ВЫБОР:

ЧЕМУ Я НАУЧИЛСЯ В ОБЩЕНИИ В СЕМЬЕ
Я РАД, ЧТО У МЕНЯ ЕСТЬ ДРУГ. Я УЧУСЬ У НЕГО
МОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ДРУГЕ
СЛУЧАЙ, КОГДА ОБЩЕНИЕ ДОСТАВИЛО ОСОБУЮ РАДОСТЬ

Рефлексия.
Оценки за работу на уроке.






















КАРТОЧКА №1

Упрямый Таракан.
Встретились под листиком божья Коровка и Таракан.
- Уступи дорогу! – сказал Таракан.
- Но мне уже три года, - сказала божья Коровка.
- Ничего не знаю, уступи!
Божья Коровка посторонилась, и Таракан прошел мимо.
Но, сделав круг, он снова встал перед Божьей Коровкой.
- Уступи! – Таракан стал наступать, опустив голову. Глаза его налились кровью.
Божья Коровка спряталась за камень и, придя в себя, улетела на небо.
-Уступи! – закричал Таракан.
Но камень молчал, как каменный.
Через несколько дней ветер уже унес высохшего Таракана вместе с песком и опавшими листьями.

( Лев Гаврилов «Диалоги»)


КАРТОЧКА №2

Тигр, Лев и Слон.
Тигр и Лев подрались из-за раненой Антилопы. Мимо проходил Слон.
- Помоги мне! – крикнул Тигр Слону.
- Помоги мне! – крикнул Лев Слону.
- Хорошо, - сказал Слон и помог Антилопе.

( Лев Гаврилов «Диалоги»)








КАРТОЧКА №3

Слон и Шакал.
Слон упал в яму.
-Ага, - подскочил от радости Шакал, - так ему и надо!
- Что ты радуешься? – спросили звери. – Слон никому не сделал ничего плохого.
- Не сделал? – осклабился шакал. – А кто при всех назвал меня шакалом, да еще с такой интонацией?!
Звери отвернулись от Шакала и пошли вытаскивать Слона из ямы. Им было наплевать на интонации.


( Лев Гаврилов «Диалоги»)






















КАРТОЧКА №4

Припадок вежливости.
Случается, что вдруг захочется быть вежливым, а рядом никого нет. Так случилось с Бараном.
Целый день распирало его от вежливости, но под вечер он повстречал Быка.
- Простите, извините, не могли бы вы - залепетал Баран.
- Что?! – заревел Бык. – Я не могу?
- Вы меня не поняли, я совсем не хотел вас обидеть
- Я не понял? Это меня ты хотел обидеть? Да я из тебя отбивную сделаю. – Бык боднул Барана. Баран отлетел и говорит:
- Очень любезно с вашей стороны. Я, право, не заслужил но если вы желаете
- Ты еще смеешься надо мной! – рассвирепел Бык. И так поддел барана рогами, что тот оказался на дереве.
- Мне очень неудобно что я отнимаю ваше внимание, - бормотал Баран. – Я думаю, что недостоин такой высокой чести, - а про себя думал: «Только бы не нагрубить Быку, только бы не сорватьсяЗавтра снова вернется бодливое настроение, и тогда уже никто не поверит, что я был вежливым».
- Твое счастье, что мне до тебя не добраться, - сказал Бык. – Много я встречал хамов на своем веку, но ты их всех превзошел.
(Юрий Степанов «Слоненок, которого кто-то выдумал»)


15