Классный час Роскошь человеческого общения

Классный час.
Тема: «Роскошь человеческого общения»
Цель:
Раскрыть знания учащихся об общении с людьми (взрослыми, сверстниками).
Изучение уровня общительности каждого ученика.
Выработать согласованную позицию по данной проблеме.
Форма: диалог, игровая деятельность, тестирование.
Вопросы для обсуждения:
Что такое общение?
Что необходимо человеку для того, чтобы испытывать от общения радость?
Можно ли научиться правильно общаться с людьми?
От какого общения следует отказываться?
Ход.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Полупанова Ольга Александровна. Мы видим сегодня друг друга впервые. Вы волнуетесь, я тоже, и мы даже испытываем страх друг перед другом. И для того чтобы как-то разрядить обстановку, я предлагаю вам выйти в центр, стать в круг и взяться за руки. Но это еще не все, давайте мы наш большой страх поделим на маленькие частички. Чувствуете, как он становиться все меньше и меньше, а теперь раз и совсем исчез. И так я уже представилась, а теперь хочу поближе познакомиться с вами и предлагаю сыграть в игру «Учись общаться». Для этого вы должны назвать каждый свое имя и свое качество, например, добрый, красивый, шаловливый ит.д.
(Представляются дети).
Ну вот видите наше первое общение состоялось и я думаю дальше оно пойдет легче и интереснее, да и тема нашего классного часа «Роскошь человеческого общения».
ВОПРОС: А как вы думаете, что такое общение (ответы детей).
Учитель: Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или взаимодействуют в практической деятельности.
Известный философ Л.Феербах говорил: «Общение облагораживает и возвышает, в общении человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве.» Даже маленький принц из произведения Антуана де Сент-Экзюпери, персона королевских кровей, который мог позволить себе практически все живя на своей планете, был лишен лишь одного, общения. И для того чтобы ему не было одиноко, он нарисовал себе барашку.
ВОПРОС: А что необходимо человеку для того, чтобы испытывать радость и удовлетворения от общения? (ответы детей).
Учитель: Общение – это не только взаимопонимания, контакты между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией. Это еще и чувства, эмоции, переживания, ощущение нужности, полезности. Чем многообразнее и гармоничнее человек, тем более он готов к общению.
ВОПРОС:
Все мы разные. Но что помогает нам объединиться для интересного общения? (Ответы детей: общие интересы).
Где вы чаще всего общаетесь? (ответы детей).
От какого общения, по вашему мнению, следует отказаться?




Учитель: А теперь я предлагаю вам определить ваши способности к общению, т.е. ваши коммуникативные способности. Пред вами лежат анкеты. Если ваш ответ будет утвердительным (да), то против соответствующего номера поставить знак «+». Если ответ отрицательный (нет), то поставьте знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая.
(Тестирование)
Анкета.
Много ли у вас друзей?
Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?
Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
Верно ли, что вам приятнее проводить время за чтением книг или за каким-либо другим занятием, чем общаться с людьми?
Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
Трудно ли вам включаться в новые компании?
Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
Легко ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
Раздражают ли вас и хочется ли вам побыть одному?
Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?
Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стремления, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
Любите ли вы участвовать коллективных играх?
Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?
Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
Правда, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходиться говорить что-либо большой группе людей?
Верно ли, что у вас много друзей?
Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Интерпретация результатов.
Если после подсчета получилось меньше 10 баллов, то уровень, то уровень развития коммуникативных способностей низкий. Такие люди обычно замкнуты и необщительны, с трудом знакомятся с людьми и не стремятся к этому. Им не нравятся шумные компании, они предпочитают одиночество.
Если получилось 10 – 13 баллов, то это средний уровень общительности. Такие люди довольно легко знакомятся с людьми при необходимости, не устают от общения, но при удобном случае больше проводят время за чтением книг или за другими занятиями, не любят многословие и частое общение в компании, хотя иногда с удовольствием принимают участие в групповых играх и делах.
Если набрано 14 или более баллов, то это говорит о высоком уровне развития общительности (Коммуникативных способностей). Для таких людей одна из радостей в жизни – общение. Они легко сходятся с людьми, часто общаются и имеют много друзей, не бояться выступать перед большой аудиторией. Такие люди не устают в общении.

Учитель: Результаты теста, я вижу, заставили кого-то задуматься о своих коммуникативных способностях. Если кому-то не понравились результаты, не расстраивайтесь, нет ничего в жизни, чего нельзя было бы изменить. Конечно, если человек общителен, для него мир богат, увлекателен, а главное, - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь – возьми, что ценишь – отдай, поделись.
А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. А спросит некого – не знаешь языка.
ВОПРОС: Какому человеку легко общаться? Подведение итогов (ответы детей).
Учитель: Гармоничному человеку легко в общении: ему не надо искать темы для разговора. Я предлагаю вам продолжить наше общение и приглашаю вас в гости, познакомиться и пообщаться с моим классом, а также заходите на наш школьный сайт. (Раздаю визитки.)



















Защита опыта.
Классный руководитель – самая массовая категория органов воспитательного процесса в образовательном учреждении. Главное направление деятельности кл.рук-ля - забота об индивидуальном развитии ребенка. Эта актуальность, на мой взгляд, определяется возникновением повышенного внимания к духовно-развитой личности ученика в рамках модернизации образования и развития общества.
Социальная и культурологическая значимость фигуры кл.рук-ля возрастает, т.к. выше поднимается ценность индивидуальности в современном мире.
Кл.рук-ль курирует и прослеживает индивидуальное, личностное становление школьника, активность ребенка, осуществляет помощь и поддержку в его взаимодействии с миром.
Социализация – это процесс усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
«Социальное становление личности» - это проблема, над которой я работаю как кл.рук-ль и основная, цель моих профессиональных усилий – духовный мир ребенка.
Мои коллеги-педагоги имеют частные, тактические цели, т.к. все, что они делают, как профессионалы, касается оснащение ребенка средствами жизни – умениями, знаниями, навыками. Школьный учитель вводит детей в науку, кл.рук-ль вводит детей в жизнь.
Отсюда вытекают основные принципы моей деятельности:
Гуманистический, т.е. в центре внимания личность каждого воспитанника.
Принцип коллегиальность – это участие в процессе воспитания самих учащихся, родителей, педагогов, социально-психологической службы, преподавателей дополнительного образования.
Принцип целесообразности и природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
И вот здесь начинается поиск идей, форм, методов воспитательных технологий, которые работают над решением проблем.
Без твердой психологической почвы нет пед.культуры учителя, а уж тем более классного руководителя. Я с помощью диагностики: анкет, тестов, бесед, тренингов и т.д., глубже узнаю своих воспитанников и корректирую задачи воспитания.
Реализация задач осущ., через культурно-творческую деятельность по направлениям.
Одним из основных направлением в своей работе считаю патриотическое воспитание детей. На классных часах дети узнают о героических подвигах своих предков, о современных военных конфликтах и героях. Уч-ся посещают музеи боевой славы, где с большим интересом слушают рассказы экскурсоводов.
На мероприятиях эстетического цикла дети узнают о культуре России и других стран, знакомятся с народным творчеством Ставрополья, опираясь на фольклор. Это вызывает большой интерес, у моих воспитанников, к местным традициям и культуре. Так же в рамках данного направления, я провожу беседы, в которых ставлю своей целью добиться освоения всеми детьми правил поведения в школе, дома и в общественных местах.
Немало важную роль играет и физическое совершенствование детей, укрепление здоровья, санитарно-гигиеническая культура учащихся. Для этого, в своей работе, руководствуюсь здоровье сберегающие технологиями. Учитывая индивидуальные особенности уч-ся, провожу физ.минутки, подвижные игры, в рамках школьного плана проводятся «День Здоровья», конкурсы, соревнования, которые доставляют удовольствие детям и физически развивают. Постоянно проводятся беседы и практические занятия по правилам дорожного движения с целью предупреждения несчастных случаев на дорогах. В соответствии со школьным и классным планом проводятся ряд мероприятий по профилактике детского дорожного транспортного травматизма и дорожно-транспортных происшествий.
Большая работа проводится и по экологическому воспитанию уч-ся. Начиная с первого дня нашего знакомства, я стараюсь развивать в них чувство любви и бережного отношения к природе, ко всему живому. С этой целью провожу трудовые десанты, экскурсии, походы, опираясь на местные достопримечательности, красивые уголки родной природы. В месте с детьми совершаем заочные путешествия по живописным уголкам Кавказа.
Не так давно, на базе нашей школы, открылась экспериментальная площадка. По духовно-нравственному воспитанию. «Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.» основная моя цель в данном направлении обучить понимать смысл человеческого существования, ценности своего существования и других людей, через духовное развитие. Мероприятия проводимые в рамках духовно-нравственного воспитания позволяют развивать волевые качества ученика, способствуют критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, воспитывают умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях, а также вызывают интерес детей к самим себе, желании самосовершенствоваться. Данное направление формирует позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умению слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, а также действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
Поскольку я личность достаточно творческая, то направление «Досуг» мне очень близко. И я убеждена, что только совместная творческая деятельность способствует формированию и сплочению коллектива, позволяет проявить учащимся инициативу, развивает интерес, самостоятельность, ответственность, искренность и открытость.
Больших итогов в воспитании детей можно добиться в том случае, если проблемами и заботами классного коллектива проникнуться родители. С этой целью я провожу родительские собрания, беседы на темы воспитания и обучения. А также досуговые мероприятия с участием детей и родителей: «День именинника», «День матери», «Новый год» и другие.
Концепция моей воспитательной системы выстраивается с ориентацией на модель выпускника, как гражданина – патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию, самореализации.
Отличительным признаком моей воспитательной деятельности является единства Учения. Досуга, Труда, Общения.

15