Статья Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии.


Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках биологии.
« Великая цель образования – это не знания, а действия» Гербер Спенсер
Сегодня модель выпускника сводится к высоконравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе.
Компетенция в образовании – это готовность ученика использовать полученные знания, умения и навыки в жизни или способность осуществлять какие-либо практические действия.
Главной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного качества образования. Возникает необходимость применения таких методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном обществе. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределённости.
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели
Основой образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
1. Информационные - способность и готовность к использованию информационных ресурсов (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем). 2. Коммуникативные - способность и готовность собственно коммуникациям, социальному взаимодействию (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).
3. Компетентность решения проблем - готовность к разрешению проблем и технологическую компетентность (объединяет умения, относящиеся к научному методу познания).
4. Самоорганизация - умения ставить цели, планировать, ответственно относится к здоровью, полностью использовать личностные ресурсы
5. Самообразование - готовность конструировать и осуществлять собственную деятельность на протяжении всей жизни, обеспечивать успешность и конкурентноспособность.
Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует постановки вопроса «Каким способам деятельности обучать?»
Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений и навыков. Я думаю, что используя жизненный опыт, можно создать условия для осознанного присвоения нового социального опыта, обучению и воспитанию у учащихся умения учиться. Усиление практической направленности преподавания биологии даёт возможность в процессе изучения предмета показать учащимся практическое значение биологических знаний.
Я на своих уроках стараюсь так организовывать работу учащихся, чтобы они получали свои знания не в готовом виде, а создавали её большей частью самостоятельно в результате познавательной деятельности.
  Например, для вовлечения  учащихся в активную  познавательную деятельность, развития их коммуникативных компетенций, мною был  разработан интегрированный (биология, химия)  урок  «Современные представления о возникновении жизни на Земле» (10класс). Урок был высоко оценен в рамках районного семинара учителей естественного цикла, вызвал огромный интерес среди учащихся. Выполняя домашнее задание, ребята составили мини проекты, отвечая на вопрос «Как появилась жизнь на Земле».
На уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.
Так, например, в 10 классе тему «Биологические полимеры-белки» можно завершить проектом «Денатурация белка». Учащиеся были заранее распределены по группам для изучения материала по предложенным темам.
При этом ребята включаются в исследовательскую деятельность. А также возможности индивидуализировать процесс обучения. В основу моего опыта положен деятельностный и развивающий подход к обучению, идеи уровневой дифференциации, а также компетентностный подход. В начале 30-х годов 20-го века Л. С. Выгодский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью, а всего лишь средством развития учащихся. А. Г. Асмолов, анализируя ситуацию, говорит о необходимости совместной деятельности детей и взрослых. Вне «деятельности», вне «отношения» не может быть сформулировано личностное знание.
 Подготовленные учащимися презентации проектов в дальнейшем используются в школе  на классных  часах в качестве просветительских бесед.
Подготовленные учащимися презентации проектов в дальнейшем используются в школе  на классных  часах в качестве просветительских бесед.
За время работы я утвердилась в мнении о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому я использую технологию проектно - исследовательского обучения. Данная  работа вызывает активный интерес у учащихся. Любимым продуктом их является исследовательские работы в старших классах.
Наиболее активно в последнее время я использую метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса. С помощью метода проектов можно создать условия индивидуальной творческой учебной деятельности, применяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
За последние годы мои ребята подготовили проекты, в которых стали призерами и победителями:
Так, например, в 2013 году мы участвовали во 2-м Областном конкурсе научных работ на тему «Формирование молодёжной научно-интеллектуальной элиты России». Проект Емельяновой В. «Опасности домашней пыли» занял 3-е место. Дипломом «За практическую ценность работы» был награждён проект Пашковой А. «Новая жизнь пластиковых бутылок».
На районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» учащиеся заняли все призовые места: 10 класс Елецкая Д. «Леворукость-признак одарённости», Долженкова А. «Я-за чистый посёлок», Ковалёва А., «Правда о пользе и вреде газированных напитков». В 2014 году на районном конкурсе так же работы учащихся заняли призовые места: Елецкая Д. «Вторая жизнь полиэтиленовых пакетов», и он же был отмечен дипломом на областной олимпиаде по экологии «За практический вклад».
Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.
Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.
В своей деятельности особое место уделяю работе с одаренными детьми, с теми, кто увлечен предметом «Биология».
              Система работы с одарёнными детьми включает в себя внеурочную работу по предмету.  Начиная с 5  класса я определяю склонности ребёнка и выстраиваю индивидуальный образовательный маршрут. Разработанная мною система работы с одарёнными детьми позволяет достигать высоких результатов в олимпиадах, научно-практических конференциях, а также в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Такая системная работа, начиная с 5 класса позволяет не только успешно участвовать в конкурсах, но и такие ребята связывают свою будущую профессиональную деятельность с данными предметами. Так мои учащиеся участвовали в Международной дистанционной олимпиаде – из 30-ти учащихся – 27-награждены дипломами 1, 2, 3 – степени. становилась неоднократно призером предметных олимпиад, научно практических конференции по биологии.
  Я считаю, что современный учитель – учитель, который постоянно совершенствуется. Поэтому я участвую в профессиональных конкурсах, в инновационной   деятельности школы, постоянно повышаю квалификацию, участвую в экспертной деятельности,    размещаю публикации на профессиональных сайтах. Обобщение педагогического опыта ,  провожу через открытые уроки, мастер классы, выступления на районном семинаре учителей естественного цикла.    
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что применяемая мною педагогическая система способствует формированию у учащихся ключевых компетенций и способствует становлению социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету. Современный учитель должен научить детей ориентироваться в быстро меняющемся, динамично развивающемся мире, научить быть конкурентоспособными, успешными, мобильными, коммуникативными, креативными и самому стать для детей примером успешности и мобильности. Поэтому в основу моего педагогического кредо положены слова М. Ганди: «Мы сами должны стать теми изменениями, которые желаем видеть в мире».
 
Пусть не все ученики свяжут свою жизнь с химией, биологией или географией, но, знания и опыт, полученные при организации исследовательской деятельности, обязательно пригодятся им в повседневной жизни. Они помогут ему находить истину, планировать и оценивать результат, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, самоорганизовываться в будущей жизни.
lefttop