Обобщение педагогического опыта Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 14»
Педагогические приёмы формирования
контрольно-оценочной деятельности учащихся 1-4 классов.
(Из опыта работы)
Выступление на МО:
27.02 2015г.
Подготовила:
учитель нач. кл.
Е.В. Григорьева
Новокузнецк 2015
Одна из важнейших задач начального этапа образования – формирование основных механизмов учебной деятельности учеников.
Самое главное при формировании учебной деятельности – перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность и осознанность применения усвоенного общего способа действия.
Под контролем мы подразумеваем прежде всего, контроль за правильностью и полнотой операций, входящих в состав деятельности, контроль по результату.
Оценка также, прежде всего, относится к способу действия. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ деятельности, как результат решения данной учебной задачи.
Мои усилия как учителя направлены не только на оценку работы ученика и на контроль за выполнением его действий, но также на организацию его собственных контрольно-оценочных действий.
Ученик – субъект оценивания, т.е.действующее лицо, влияющее на оценку деятельности.
Самооценивание (самооценка) - один из компонентов учебной деятельности, связанный с процедурой оценивания себя и с характеристикой выполнения задания.
Рассматривая данную тему возникает вопрос: «Какие условия необходимы, чтобы учащийся начал концентрировать результаты своих действий, затем последовательность шагов к цели, и, наконец, научился бы проверять основания самого плана действия?»
Формирование контрольно- оценочной деятельности учащихся происходит в несколько этапов.
На 1 этапе ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя Учитель должен ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки. На 2 этапе ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Учитель должен предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, а также попытаться предложить другой вариант ответа; приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрировать учащимся типичные ошибки для самоконтроля
На 3 этапе ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и само коррекцию.
Учитель должен вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты; не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ; не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке
Для формирования действий контроля и оценки у учащихся можно использовать следующие педагогические приёмы:
Прием «Волшебные линеечки», «Волшебная лесенка», «Волшебная линеечка», «Светофор», «Символы» (изобретение оценочных шкал школьниками).
Прием «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи).
Прием «Задания-ловушки» (готовые "ловушки” на рефлексию освоения способа действия).
Прием «Составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.).
Прием «Сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия).
Прием «Составление задачи, подобной данной» (направлен на вычленение существенного в представленной задаче).
Прием «Классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия).
Прием «Составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию).
Прием «Обнаружение причин ошибок и способы их устранение» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).
Прием «Создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно).Прием «Составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий).
Прием «Многоступенчатый выбор» (работа со столом «заданий»).
Прием «Разноцветные поправки».
Прием «Умные вопросы».
Формы учета контрольно-оценочной деятельности учащихся.
Листы учебных достижений.
Лист рубежного контроля.
Журнал учета учебных достижений.
Дневник первоклассника.
Тетрадь открытий.
Тетрадь «Что я знаю и умею».
Классный журнал .Правила оценочной безопасности.
Не скупиться на похвалу.
Хвалить исполнителя, критиковатьисполнение.
«На ложку дёгтя – бочка мёда» (даже в море неуспеха можно найти островок успешности).
Ставить только конкретные цели.
«За двумя зайцами…» (не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно).
Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.