Урок в форме брейн-ринга на тему «Птицы»


Обобщающий урок в форме брейн-ринга на тему «Птицы»
Цели и задачи урока:
Расширить представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков.
Развитие способностей к самостоятельной поисковой деятельности, работе с учебниками, рисунками, таблицами, работе в команде.
Воспитание бережного отношения к птицам, развитие чувства заботы о «пернатых друзьях».
Класс делится на команды. Каждая команда придумывает себе название. Урок состоит из пяти частей.
Часть 1. Разминка.
Проходит в форме блиц-опроса.
1) Кого называют царем птиц? (Орла.)
2)Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
3) Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
4)Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
5)Какая птица летает выше всех? (Орел.)
6) Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
7)Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
8)Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
9)Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)
10)Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
11)Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
12) Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)
13)Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)
14)Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)
15)Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)
16)Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)
17)Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)
18)Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)
19)Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)
20) У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
21)Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)
22) Птичий домик. (Гнездо.)
23)Массовое поселение птиц. (Рынок.)
24) Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)
25) Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)
26)Лесной доктор. (Дятел.)
27)Пернатые вестники весны. (Грачи.)
28) Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)
29) Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий попугай. (Ара.)
30)Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)
Часть 2. Построй гипотезу.
1)Почему козодой так называется?
2) Одним из основных инстинктов живой природы является забота о потомстве. Известно, что кукушка подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Неужели это исключение из правил? И правы ли те, кто называет плохих матерей кукушками?
3)Правда ли, что страус в случае опасности прячет голову в песок?

Часть 3. Знаете ли вы голоса птиц?
Учащимся предлагается прослушать фонограммы с записью голосов певчих птиц- соловья, скворца, кукушки, дятла, грача, дрозда, зяблика. Дети должны отгадать голоса птиц.
Часть 4. Кому принадлежит гнездо?
Указать название птицы и материал, из которого построено гнездо.
.
(Древесная ласточка)

(Сипуха)

(Чиж)

(Чайка)

(Дрозд)

(Тетерев)
Часть 5. Конкурс плакатов на тему: «Берегите птиц».
Подведение итогов. Рефлексия.