Урок русского языка на тему Описание природы. Описание внешности человека. (5 класс)


ГУ “Средняя школа №7 отдела образования акимата города Костаная»
План-конспект урока
ФИО: Фатхудинова А.М
Дата:
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема урока: Описание природы. Описание внешности человека.
Цели урока: 1. развитие речи учащихся; 2. закрепление навыков написания сочинения описательного характера, введение в речь учащихся новых искусствоведческих терминов (колорит, передний (задний) план, пейзаж, фон, композиция (картины), репродукция); развитие творческого воображения. 3. экологическое воспитание учащихся через произведения различных видов искусства - музыкальные произведения, стихи, живопись. Тип урока: урок развития речи Ход урока: 1. Знакомство с темой урока. (Слово учителя): 2. Рассказ о Левитане. (Слово учителя): 3. Беседа по картине. 4. Подбор примерного названия сочинения. («Золото листвы», «.....Пышное природы увяданье...» и т.д.) 5. Составление опорного плана сочинения. (Примерный план) I. Красота природы в творчестве Левитана. II. 1. Композиция картины. а) Речка. б) Деревья в) Одинокая березка. г) Поля, постройки, дальние леса. 2. Настроение 3. Мимолетность осени. III. Почему Левитана назвали '"поэтом русской природы"^ 6. Подбор примерного начала сочинения. Например: «Красота осенней природы воспета многими поэтами и писателями: Пушкин, Маршак, Паустовский, Бунин, Бланки и другие. Неповторимость красоты солнечного осеннего денька мы можем увидеть также и на полотнах художников. Одно из таких полотен принадлежит кисти замечательного художника-пейзажиста Левитана...». 7. Написание сочинения. (При достаточном количестве копий репродукций возможна работа дома.) Данный урок является продолжением занятий по обучению сочинению-описанию, посвященному природе, в 5 классе, начатым сочинением «по личным наблюдениям», написанным по следам осенней экскурсии в лес. На уроке желательно использование аудиозаписи музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла «Времена года». Приведу пример сочинения по данной теме: Многие писатели и поэты воспевают красоту родной природы в своих произведениях. Художник И Л.Левитан представляет природу как живую на своих замечательных картинах. Эти пейзажи полны чувств, красок, света и теней, как на картине «Золотая осень». Художник использовал темные и светлые краски для того, чтобы выделить глубокие и неглубокие места реки. Деревья убраны в разноцветные платья. Невдалеке стоит одинокая березка. Она украшена в золотистые и оранжевые листья. А вдали виднеется озимое поле. Оно еще не пожелтело. Позади поля стоят домики крестьян. Когда видишь картину «Золотая осень», то на сердце становится и грустно, и радостно. Радостно от того, что это осенние краски родного края. А грустно, потому что понимаешь, что красота эта скоро увянет. Золотая осень быстро пролетит, и все укроет белый, сверкающий на солнце снег. Наступит холодная зима. И.И.Левитана назвали «поэтом русской природы», потому что он с большой любовью описывал родную природу, отыскивая что-то светлое, радостное в каждом времени года. 8. Итог урокаПодводя итог, хотелось бы заметить, что выбор направления в развитии письменной речи учащихся на уроках русского языка может и должен совпадать с интересами не только учителя, но и учеников. И одним из таких направлений может стать экологическое направление. В одной известной песенке есть такие слова: «А у нас стряслась беда: сочиненье снова. Лев Толстой в мои года не писал такого…» И действительно, часто в глазах учеников при упоминании сочинения можно увидеть растерянность, неудовольствие, а то и страх, что кто-то опять будет копаться в душе («Я не собираюсь быть писателем», «Кому нужно знать, о чем я думаю?»). Страх возникает при неумении связно излагать мысли, незнание предмета, о котором нужно написать сочинение. Задача учителя в наш век информационного бума, рационализма и коммерциализации всего и вся пробудить в ученике душу, способность к творческой активности, открытыми глазами и чистым сердцем посмотреть на этот мир, сделать так, чтобы вместо страха, неуверенности в глазах ученика светились радость, уверенность и доброта, «ведь сочинение, где нет сверкающих блесток яркого, интригующего, - не волнует».
9. Домашнее задание п.77, упр. 875.