Методическая разработка урока русского языка по теме: Текст-описание. Художественное и научное описание 3 класс.


Методическая разработка урока русского языка
ФИО учителя Фадеева Елена Владимировна
Область, район, школа Владимирская область, Кольчугинский район,
МБОУ «Средняя школа № 4»
Класс: 3-г
Тип урока: открытие «нового» знания
Тема: Текст – описание. Художественное и научное описание.
Цель урока: создать условия для формирования представлений о роли имён прилагательных в тексте, отличиях художественного и научного описания, совершенствования умения правильно использовать в речи имена прилагательные, для достижения планируемых результатов учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к своему классу, ответственности, инициативности, толерантности
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу по русскому языку
- формирование эстетических потребностей и чувств при работе с художественными текстами
- развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости
- развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками в различных ситуациях на уроке
Метапредметныепознавательные
- формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- формирование умения строить сообщение в устной и письменной форме
- формирование умения осмысленного восприятия художественных и научных текстов
- формирование умения строить рассуждения
- формирование умения обобщать, сравнивать и анализировать, выделять существенные признаки каждого стиля
Регулятивные

- развитие способности принимать и сохранять учебную задачу, решать её под руководством учителя
- формирование умения учитывать установленные правила при работе в группах
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- развитие способности адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей
- формирование умения различать способ и результат действия
Коммуникативные
- формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
- формирование умения выслушивать и учитывать разные мнения, дополнять и корректировать их
- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, строить высказывание
- формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формирование умения контролировать действия партнёров
Предметные
- формирование представлений о роли имён прилагательных в тексте
- формирование первоначальных представлений об особенностях художественного и научного описания
- формирование умения опознавать художественное и научное описание
- формирование умения выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка
- формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки с индивидуальными и групповыми заданиями (у уч-ся), клей на столах у каждой группы, листы рефлексии на каждом столе, листы самооценки, памятки работы в группах, листочки двух цветов (для берёзки). У уч-ся тетрадь, карандаш, ручка.
\s
А. Прокофьев
- Да, это текст - описание. Докажите. Какой вопрос можно задать к тексту-описанию? (Какой? Какая?) Сколько картинок можно подобрать? (одну)
- О чём здесь говорится? (о берёзе)
- Какие средства художественной выразительности встретились в стихотворении? (Олицетворение, эпитеты)
- Есть ли слова с уменьшительно-ласкательным значением? (Да: берёзка, сарафанчик, карманчики)
- Какие слова помогают понять отношение автора к берёзке? (Люблю берёзку русскую. Люблю её нарядную, родную, ненаглядную) - Где может встретиться такой текст? (В худож. литературе)
- Сегодня на уроке мы будем работать с текстами - описаниями. (5 слайд)
4. Создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.
- А каким бывает описание?
- Почему такие разные ответы? (У каждого своё мнение)
(Затруднение уч-ся)
- Почему же мой вопрос вызвал у вас затруднение? (Никогда раньше не сталкивались с подобной проблемой)
5. Работа в группах. Подведение уч-ся к теме урока.
- Давайте будем решать эту проблему. Выясним, каким же может быть описание.
- Сейчас мы выполним задания в группах. Эти группы мы сформировали заранее, выбрав командира большинством голосов. Помните о правилах дружной работы!
(Памятки на столах у каждой группы и на экране) (6 слайд)
- Я вам выдам различные тексты. ( Жёлтые листы) Каждая группа читает свой текст и отвечает на вопросы к нему. Договоритесь, кто будет читать, кто записывать ответы в таблицу, кто подбирать картинку. Обсуждать будете все вместе. В случае разногласий ответственных назначит командир, он же выбирает отвечающего.
- Проверим, как каждая группа справилась с заданием. (Отчёт групп)
- Какие будут замечания или дополнения у других групп? (по ходу проверки)
- О чём говорится в этих текстах? (о берёзе)
- Одинаковый ли стиль речи используется в них? (нет)
- Можно все тексты назвать описаниями? (можно)
- Каким же бывает описание? (Художественным и научным)
- Это тема нашего урока. (7 слайд)
- В каком тексте только сообщаются сведения о берёзе? ( В научном)
- А в каком автор делится своими впечатлениями о ней? (В художественном)
6. Постановка цели урока.
- Тему урока мы определили. Какую цель мы перед собой поставим? (Ответы уч-ся)
- Посмотрите, какую цель поставила я. (слайд 8)
(На экране цель)
- Научиться различать художественное и научное описание, выявить особенности этих стилей речи.
7. Заполнение таблицы ЗУХ.
Знаю Узнал Хочу узнать
1
1 1
2
2 2
3
3 3
- Возьмите таблицу ЗУХ. (Знаю, узнал, хочу узнать)
- Запишите коротко каждый в свою таблицу: что вы знаете по данной теме. ( 1- ый столбик) ( слайд 9)
- Что вы записали?
- Посмотрим, пополнится ли ваш багаж знаний за урок.
8. Физкультминутка под музыку. (слайд 10)
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой),
Летние – косички заплетают (перекрёстные движения руками перед грудью),
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями),
С осенних - листочки облетают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние – от стужи замерзают (обнять себя руками),Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз и присесть).
9. Самостоятельная работа уч-ся. (индивидуально)
- Выполним письменное задание.
- Возьмите голубой лист. Прочитайте текст.
Пёстрые дятлы — род птиц семейства дятловых, распространённых в Евразии и Северной Африке.
Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев. Череп дятла отличается большой величиной и крепостью. Клюв длинный, прямой и конусообразный. В качестве опоры использует клинообразный хвост. У всех видов пёстрое чёрно-белое оперение, у большинства также имеются красные и жёлтые отметины на голове и других частях тела.
- О ком здесь говорится? Определите тип текста. (Описание). (слайд 11)
- В каком стиле написан рассказ? (В научном)
- Как вы это определили? (Встречается в энциклопедиях, не понятно отношение автора к дятлу, приводятся точные сведения, нет эпитетов, сравнений, слов с уменьшительно-ласкательным значением.)
- Я предлагаю вам выполнить творческое задание. Преобразуйте научный текст в художественный и составьте рассказ-описание дятла, чтобы он был интересный и эмоциональный. (4-5 предложений) Используйте уменьшительно-ласкательные слова, эпитеты, т.е. образные выражения, сравнения. Выразите своё отношение к этой красивой и полезной птице. Можно использовать восклицательные предложения.
- А поможет вам картинка и опорные слова - прилагательные. (На экране изображение дятла). (слайд 12)
- Кто будет затрудняться, поднимите руку, я вам дам более лёгкое задание на карточке.
КАРТОЧКА
(Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и подходящие по смыслу прилагательные.)
На ______ дер...ве (при)строился дят...л. Какой он _________ , красивый! Голо…ка и спинка __________ , (на)затылк… _________ п...тно. А (на) __________ крыл...ях _________ пятнышки и п...лоски.
10. Проверка выполнения самостоятельной работы.
- Прочитайте получившийся рассказ. (Спросить нескольких человек)
- Подумайте, где может встретиться такой текст? (В художественной литературе)
- Какое предложение вы никогда не найдёте в научном тексте? (Восклицательное)
- Какую роль имена прилагательные играют в нашей речи? (Не только описывают предметы, но и делают нашу речь более яркой, красочной, точной, выразительной)
11. Чтение с пометами. Приём «инсерт». (Индивидуальная работа)
- Возьмите зелёные листы.
- Сейчас вы самостоятельно прочитаете теоретический материал по нашей теме, пользуясь приёмом «инсерт». Возьмите карандаш, сделайте пометки. Памятка на экране. (Слайд 13) Параллельно можно заполнять таблицу ЗУХ
V – я это знаю
+ - это новое для меня
- - я думал иначе
? – это мне непонятно
- Что показалось вам непонятным? (Это можно было записать в таблицу ЗУХ в последний столбик)
- Что оказалось новым? (2-ой столбик таблицы ЗУХ)
- Каковы же особенности художественного описания? А научного?
-Пополнили ли вы свой багаж знаний?
12. Составление таблицы. (Работа в группах)
- Сейчас я проверю, как вы усвоили тему урока. Отложите листочки с теорией, переверните их.
- Вы должны заполнить таблицу «Различия художественного и научного описания». Приклейте карточки на свои места. Клей есть на каждом столе. Работать будете в группах. (Работа групп)
Различия художественного и научного описания
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?) Средства выражения основной мысли Отношение автора
к героям и событиям
Научное описание Художественное описание
- Проверяем. Что вы выбрали для научного описания? Согласны ли другие группы?
- Что вы выбрали для художественного описания? Все согласны?
- Сравните с образцом на экране. (слайд 14)
Различия художественного и научного описания
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?) Средства выражения основной мысли Отношение автора к героям и событиям
Научное описание Дать знания Точные факты, научные слова, термины Не понятно
Художественное описание
Вызвать чувство Выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения Хорошо понятно
13. Итоги урока.
- Ребята, подведём итоги урока.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы считаете, достигли мы цели?
- Что вы запомнили о научном описании? (слайд 15)
- А о художественном? (слайд 16)
- Какую роль играют прилагательные в тексте?
14. Самооценка.
- Возьмите листы самооценки. (слайд 17)
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ Критерии
Отлично Хорошо Я могу лучше
1 Я участвовал в формулировании темы, цели урока. 2 Я отвечал на вопросы учителя, вступал в беседу. 3 Я без ошибок справился с письменным заданием. 4 Я помогал делать выводы и заключения. 5 Я помогал своей группе в выборе правильных решений. 6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников. 7 У меня не возникло трудностей при составлении таблицы. 8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям. 9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе. - Заполните их. У кого большинство отличных оценок?
- У кого больше хороших оценок?
15. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам на выбор два задания:
1) Придумайте загадку про дятла или про берёзку. Лучшие мы поместим в нашу творческую тетрадь.
2) Выполните упр. 139 на с. 80 учебника.
По желанию можно сделать оба задания.
16. Рефлексия.
- Возьмите листы рефлексии. Продолжите устно те предложения, которые я отметила каждой группе.
- Какие предложения у вас получились?

(слайд 18)
- Мы с вами сегодня как будто побывали в лесу: послушали стук дятла, полюбовались красавицами берёзками. Сейчас вы украсите нашу берёзку. (Открыть за доской берёзку без листьев)
- Кому на уроке было интересно и всё понятно, то прикрепите зелёный листик к дереву, а кому было трудно или не очень интересно, то жёлтый.
(Дети прикрепляют листочки к берёзке. В это время звучит музыка) (слайд 19)- Спасибо всем за работу. Вы все просто молодцы! Урок окончен. ( слайд 20)