УРОК ТЕХНОЛОГИИ 3 КЛАСС Тема. Плетение из полосок бумаги. Техника плетения плоских и объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки


УРОК ТЕХНОЛОГИИ 3 КЛАСС
Тема. Плетение из полосок бумаги. Техника плетения плоских и объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки
Цель: совершенствовать навыки плетения из бумаги; формировать у учащихся навыки плетения объемных фигур из полосок бумаги; развивать глазомер, умение работать с линейкой, ножницами, бумагой; воспитывать аккуратность.
Оборудование: образцы изделий.
Материалы и инструменты: глянцевая цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
1.Беседа
С какой техникой познакомились на прошедшем уроке?
Что такое плетение?
Почему при плетении важна усидчивость?
2.Работа над загадкой
В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)
3.Метод «Микрофон»
Что такое лес?
Кто был в лесу?
Какие правила поведения в лесу знаете?
Кто из вас любит ходить в лес? Почему?
III.Сообщение темы и цели урока
—Сегодня на уроке мы тоже отправимся в лес. Послушаем звуки леса и научимся мастерить то, с чем грибники ходят в лес. Догадались? Это — корзинка.
Наша задача — научиться плести объемную поделку — корзинку из полосок бумаги.
IV.Изучение нового материала
1. Работа над загадками
—Итак, в путь. Нас уже ждут!
•И на горке, и под горкой,Под березой, и под елкойХороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
•Из-под елок на пригорокВышел мальчикРостом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную. (Белый гриб)
•Конечно, не белый —Я, братцы, попроще,Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
•Вдоль лесных дорожекМного белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай, Это... (сыроежки).
•Эти славные сестричкиНе едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки,
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
•Несмышленыши — ... (масленки)Запеленаты в пеленки,
А масленки-старички
Носят все воротнички.
Тонконогие ребятаПодрастают каждый день.По траве войска идут,Грибники их не найдут.Лишь наклонишься немножко,Поглядишь — полно лукошко! (Опята)
А вот кто-то важныйНа беленькой ножке,Он в шапочке красной,
На шапке — горошки. (Мухомор)
—Ребята, какой гриб лишний?
2.Метод «Микрофон»
—Мухомор — ядовитый гриб, который всем известен, и никто его не положит в лукошко. Его название произошло от слияния двух слов — «морить мух». Будьте осторожны — не берите его в руки!
3.Физкультминутка «По грибы»
Все зверушки на опушке (Ходьба на месте.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,(Скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала,(Бегут.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,(Скачут стоя.)
Искали опятки.
Медведь проходил,(Идут, изображая медведя.)
Мухомор раздавил.
4.Сообщение учителя
—Корзинки и другие изделия чаще всего плетут из молодых побегов ивы, растущей по берегам рек и озер. Самые гибкие и удобные для работы — побеги ивы, срезанные ранней весной, как только сойдет снег. В это время и следует их заготовить. Можно, конечно, пользоваться для плетения и прутьями, срезанными в другое время года, но они менее гибкие. Срезают прутья острым ножом, как можно ближе к земле, снизу вверх «на ус».
Срезанные весной свежие побеги отлично гнутся без предварительной обработки. Однако после продолжительного хранения их перед плетением необходимо вымочить и распарить, чтобы сделать гибкими и эластичными. Такая же обработка нужна и для прутьев, срезанных летом, осенью или зимой: их вымачивают сразу после срезки.
Прутья укладывают в корыто или в бочку и заливают водой. Вымачивание продолжается от 5 до 15 дней — в зависимости от того, как долго хранились срезанные побеги и насколько они высохли. Воду в корыте или бочке время от времени меняют. Летом лозу можно уложить для вымачивания в ручей или в реку в мелком месте возле берега, придавив прутья камнями.
Вымоченные прутья станут еще более гибкими, если их после этого распарить в печи или прокипятить на слабом огне. Для кипячения прутья укладывают в металлическое оцинкованное корыто или в бак для белья, заливают водой и прикрывают.
Обработанные таким образом прутья будут хорошо гнуться в течение нескольких дней.
Кроме ивы, для плетения можно пользоваться камышом и другими растениями, растущими у воды и дающими длинные тонкие побеги.
Береста — это наружные слои коры березы, которые легко отделяются и сдираются со ствола. Бересту можно заготавливать в любое время года, но наиболее прочная и гибкая береста — в начале лета на стволах берез диаметром от 20 см и больше.
Острым ножом на спиленном стволе делают легкий надрез сверху вниз, заботясь о том, чтобы не задеть древесину. Край разреза отгибают и сдирают руками бересту вокруг ствола до другого края того же надреза. Так можно заготовить широкие полосы бересты. Узкие полосы (шириной в 2—3 см), необходимые для плетения корзинок, сдирают со ствола по спирали сверху вниз, стараясь получить как можно более длинные ленты. Заготовленную бересту складывают стопкой и сушат две-три недели в нежарком месте: изделия из просушенной бересты не будут коробиться. Если береста слишком пересохла и ломается, ее смачивают теплой водой.
Для скрепления концов изделия из бересты и лозы применяется столярный, казеиновый или универсальный клей, тонкая проволока, мелкие гвозди и нитки.
Основной инструмент для работы с лозой и берестой — острый нож. Необходимы будут также ножницы с острыми концами (для бересты), шило и киянка.
5. Объяснение порядка выполнения работы
— Перед плетением необходимо продумать узор, так как он зависит не только от цвета полосок и основного листа, но и от способа плетения.
Из цветной бумаги вырежьте квадрат размером 120 х 120 мм.
Разделите его на 9 равных квадратов со стороной 4 см.
Отрежьте 4 квадрата.
Боковые квадраты согните пополам и сделайте разметку: 5 мм, 1 см, 1 см, 1 см, 5 мм.
Сделайте 4 надреза ножницами по намеченным линиям, не доходя до края 5 мм.
Нарежьте 3 полоски из глянцевой бумаги шириной 1 см и длиной 12,5 см.
Введите полоски в шахматном порядке через одну прорезь.
Края полосок закрепите клеем.
Чтобы кузовок не был пустым, заполните его дарами леса, сделанными из цветной бумаги.
i
432435557530

V. Практическая работа
Повторение правил безопасной работы с ножницами и клеем
Физкультминутка
Ручки потянули вверх, (Потягивания — руки вверх.)
Словно там висит орех.
Тянем в стороны потом, (Потягивания —руки в стороны.)
Словно обнимаем дом.
Ноги врозь, на пояс руки. (Вращение туловищем в стороны.)
Влево плечи разверни.
А теперь направо. Ну-ка!
Упражненье повтори,
А теперь пора попрыгать, (Прыжки на месте.)
Как лягушка: прыг-прыг-прыг.
Кто устать боится мигом,
Кто к зарядке не привык?
3. Самостоятельное выполнение работы
VI.Анализ и оценивание работы
Выставка работ
Презентация корзинок
VII.Итог урока
►► Работа над пословицами
Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок — дает приплода мешок.
Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.