Текст. типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.


Тема урока: Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.
Цели урока: 1) Повторить основные признаки текста и его функции (речевые задачи, назначение). Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Наблюдение над текстами разных типов. Повторить значения о предложениях, о правилах написания слов.
2) Развивать слуховую и орфографическую зоркость, продолжать работу над каллиграфией, развивать речь детей, учить работать в паре и в коллективе.
3) Воспитывать уважение друг к другу, прививать любовь к природе.
Ход урока:
I. Оргмомент ( переключение внимания, проверка принадлежностей).
II. Повторение пройденного:
1). Работа в тетрадях. Запись и проверка записи числа (словом).
2). Чистописание
- Зачем занимаемся чистописание?
- Какая сегодня на очереди буква по алфавиту?
(Шш – название буквы, характеристика звука [ ш], правила с этой буквой: согласный, глухой, парный [ ж], всегда твердый(+[ж], [ц]; орфограммы: жи-ши, парные согласные на конце слов и в середине слов, ь- м. знак на конце им. сущ. после шипящих).
Запись в тетради:
Шш Шш Шш Шш Шш Шш
Жи-ши, мышь, шалаш
3). Работа по карточкам:
Ложка, игрушка, низский, краски, шапка, легкий.
- На какое правило эти слова?
Грязнуля, сестра, чёрный, почитать, заглянуть, варить.
- На какое правило эти слова?
4). Мы повторяли средства языка:
- буквы, звуки – самую низкую ступеньку в речи, а что они составляют? (слова)
- А слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически что составляют? (предложение)
- Что такое предложение? (правило)
- Какие бывают предложения по цели высказывания? (побудительное, повествовательное, вопросительное)
- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске, по интонации? (восклицательное, невосклицательное)
- Когда ставится, в каких предложениях, вопросительный знак? Точка? Восклицательный знак?
Приведите примеры предложений, дайте им характеристику по цели высказывания и по интонации.
III. Основная тема:
1). – Я вам прочитаю предложения, а вы сосчитайте сколько их!?
Чтение учителем текста:
Лев – царь зверей. Раньше львы водились даже у нас под Москвой. Сейчас в природе львы уцелели только в Африке. Мало осталось на земле львов. А жалко. Хорошие это звври. (по И. Акимушкину)
- Сколько предложений? (6)
- Как узнали? (в устной речи считаем паузы)
- Все эти 6 предложений как-то связаны между собой?
- Что же это я сейчас прочитала? (текст)
- Что такое текст?
- Что можно определить в тексте? (название (синоним-заголовок) - в нем главная мысль)
- Как бы вы озаглавили текст ?- А можно и предложением. Каким? (Лев- царь зверей)
- Где пишется заголовок? (посередине строчки)
- Запишите в тетрадь заголовок предложением из текста.
- Еще раз : что определяется по названию, по заголовку текста?
- Что нового, интересного вы узнали из текста? (жили под Москвой раньше, сейчас их мало, значит, надо беречь)
- Запишите в тетрадь вывод:
Львов надо беречь! (побудит., восклиц.)
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
- А у меня есть еще, что хочется вам прочесть.
Молодой лев стоял на краю пропасти. Перед ним стоял его дядя – лев, готовый столкнуть молодого льва с обрыва. Дядя лев говорил как погиб отец молодого льва –король джунглей, что это он его рогубил на этом самом месте, чтобы самому стать королем. Говоря, он подходил все ближе и ближе. Молодой лев, вспомнив как все произошло тогда, когда он был еще львенком, оцепенился и бросился на обидчика. Схватка была трудной. Но молодой лев одолел своего корыстного дядю.
- Из какого произведеня, мультфильма эта сцена? (“Король Лев”)
- Это текст? Почему вы так думаете?
- А кто попробует рассказать как выглядит это животное? (Львы – из семейства кошачьих, дикое животное, у них мощные, сильные лапы, острые клыки. Тело покрыто гладкой шерстью, а вокруг головы – большая густая грива.)- Что рассказали? (текст)
- Почему так решили? (описывается одно животное)
2). Сейчас вы прослушали 3 текста.
- Чем они похожи?
- Чем они отличаются?
- Посмотрим правило в учебнике, узнаем, как называются все типы текстов. (стр. 83 правило)
- Вернемся к нашим текстам о львах, дадим определение типа каждого.
Учитель перечитывает каждый текст о львах. Учащиеся определяют тип текста.
IV. Закрепление.
1). Упражнение 2. Работа в парах. Прочитайте задание. Обсудите друг с другом данные тексты, ответьте на вопрос:
- Какие по типу тексты под цифрами 1,3?
- Проверка (с доказательством)
2). Упражнение 3.
- Прочитайте задание, найдите текст-описание.
- Как можно озаглавить? (запишите)
- Самостоятельное выполнение.
- Ответы на вопросы.
3). Стр. 83 Какие бывают типы текстов?

4). Узнайте и докажите к какому виду относятся эти тексты.
4.1. Проплясали по снегам
Снежные метели,
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
(текст – повествование)
- Почему?
4.2. Наступила зима. Птицам стало холодно и голодно, потому что снег покрыл землю, насекомые спрятались. Ребята, помогайте птицам зимой!
(текст – рассуждение)
Почему?
4.3. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфиком. (синица)
(текст – описание)
- Почему?
V. Итог урока.- Какой раздел изучаем?
- С чего начинали урок? Посмотрите в тетради (звуки и буквы, слова, предложения и тексты).
Учитель составляет схему:

- А какая была тема урока?
- Ведь я ее не называла? (типы текстов, текст)
Оценки за урок.
VI. Домашнее задание.