Технологическая карта по музыке «Чудеса» в музыкальном театре (1 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: музыка
Класс: 1
Тема: «Чудеса» в музыкальном театре
Цель: сформировать представление формы рондо через произведение Римского-Корсакова «Три чуда» и народной игры «Кострома»
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов:
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- формировать способности к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей творческой деятельности;
- развивать вокально – хоровые навыки
- формировать умения к самоопределению и смыслообразованию через произведения;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- включать учащихся в деятельность, направленную на формирование отзывчивости на музыку разного характера, способствовать развитию внимания;
- поиск и выделение необходимой информации;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных задач;
- коррекция и самооценка собственной учебной деятельности
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знание жанров: песня, танец, марш, опера;
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- применение метода художественного контекста (выход в другие предметные сферы, связь с жизнью) и метода худ.движения;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа.
Тип урока: «Открытие новых знаний» изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультимедиа, компьютер; презентация с видеофрагментами
Раздаточный материал: карточки, музыкальные шумовые инструменты, платки, шлемы
Ключевые понятия: фанфары, опера, жанр, динамика, характер, сила звука
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка, литература
Структура и ход урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
2. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)
3. Постановка учебной задачи (поиск и выбор решения проблемы)
4. Практическая работа (работа в группах, игра на музыкальных шумовых инструментах, ритмопластика)
5. Этап включения в систему знаний и повторений
6.Вокально-хоровая работа
7. Рефлексия учебной деятельности (соответствие тематической цели и результатов деятельности, самооценка)
Планируемые результаты:
- формирование представления о формах музыки (рондо);
- знать средства музыкальной выразительности;
- навыка музицирования на музыкальных шумовых инструментах.
-уметь определять на слух основные жанры музыки;
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов
1.Самоопределение к учебной деятельности
2. Актуализация знаний (создание проблемной ситуации)
Подготовка класса к работе.
Музыкальное приветствие. «Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас!»
Когда вы входили в класс вам, что хотелось делать: петь, танцевать или маршировать?
Кто же это танцует? (Слайд) (цветок, машина, слон, солдатик)
Почему вы решили, что это цветок? Какая музыка по характеру, настроению?
Эту музыку цветка сочинил для вас П.И.Чайковский.
Давайте этот цветок рассмотрим поближе. (Слайд с подснежником)
Как он называется? Вы его встречали?
А в какое время года растут подснежники?
Ребята, а давайте представим и покажем, как пробуждается цветок.
Представьте, что вы все луковички подснежника, которые спрятаны в земле. Сели и руками прикрыли головку. Звучит музыка «Подснежника».
И вот наступила весна, солнце стало светить ярче и пригревать землю матушку.
-Как подснежники начинают распускаться? Они тянутся к солнышку, радуются теплу. И вот на свет появились первые подснежники.
-Что же произошло в природе?
Как это можно назвать, когда появляются первые цветочки?
Можно ли назвать это чудом?
А это чудо произошло под музыку или в тишине?
П.И. Чайковский помог нам через музыку показать,как пробуждаются первые весенние цветочки.
Вот такие чудеса происходят в природе.
Речь у нас сегодня пойдет о чудесах в музыке. Вход под музыку «Подснежник»
«Здравствуйте учитель, любит музыку наш класс!»
Отвечают на вопросы:
Предполагаемые ответы
танцевать
цветок
музыка нежная, взволнованная, трепетная
Подснежник.
Цветок этот появляется весной, сразу после схода зимнего снега.
Импровизируют в характере жанра через движения.
Предполагаемые ответы
Возможные ответы детей: красота, радость, восторг, восхищение, чудо;
Произошло волшебство, какое-то чудо
Это чудо,снег еще не сошел, а маленький хрупкий цветочек уже распустился и радует нас своей красотой.
Это чудо произошло под музыку.
О чудесах  Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками
Личностные УУД:
- формирование эмоциональной отзывчивости.
Познавательные УУД:
Постановка и решение проблемы
Регулятивные УУД
Учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Личностные
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки
Коммуникативные
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов, высказывать свои суждения
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог
3. Постановка учебной задачи (поиск и выбор решения проблемы)
В России издревле почитали весну как символ новой родившейся жизни.
- А какой праздник весны вы недавно отмечали? (Слайд Масленица)
-А что это за праздник?
Что еще делают на Масленицу?
Правильно, молодцы. А сейчас я загадаю загадку, в которой спрятано название знакомой вам игры, кто отгадает, тот и будет водящим.
Древняя славянская богиня, символ наступающих весенних хлопот, чучело в белом одеянии и с веткой в руках, которое сжигали на костре, подобно Масленице.
Ребята мы только что разыграли целое представление, театральное действие.
А что такое театр?
А бывают театры музыкальные?
А как называется музыкальный спектакль, в котором все герои поют?
Где мы дальше увидим чудеса, нам подскажет музыкальная угадай-ка.
Подсказка: (песня Леля, ария Снегурочки, прощай Масленица)
Откуда эти музыкальные отрывки?
Кто композитор оперы «Снегурочка»? (слайд-Римский -Корсаков)
И сегодня на Р-К вновь приглашает в свою сказочную оперу, но уже другую.
Давайте посмотрим фрагмент, может, вы эту сказку знаете?
Ребята вы узнали сказку? Как она называется?
Кто написал эту сказку?
В ней рассказывается о прекрасном славном и могучем богатыре князе Гвидоне, сыне царя Салтана, который попал в сказочный волшебный город Леденец, где происходили чудеса. 
- Вспомните, сколько чудес в сказке о царе Салтане?
-  Какие это чудеса?
Откройте учебники на стр.100-101, где вас ждет подсказка.
- О каких чудесах рассказывали царю Салтану гости-корабельщики, путешествуя по белу свету. Предполагаемые ответы:
8 Марта, Масленица
-это проводы зимы и встреча весны - едят блины, водят хороводы, играют в игры, сжигают чучело
-Чучело сжигали, чтобы прогнать зиму
(Кострома)
Разыгрывание, театрализация «Кострома».
Отвечают на поставленные вопросы, используя знания, полученные на предыдущем уроке.
Это спектакль
Да
Опера
Ребята отгадывают музыкальные отрывки из оперы «Снегурочка» П.И. Чайковского.
(мультик – «Три девицы под окном»)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »)(А. С. Пушкин).
Белка, золотые орешки грызет;
33 богатыря выходят из моря;
царевна – Лебедь. Личностные:
-воплощение характера игры в своем исполнении через пение, слово, пластику движений
Коммуникативные:
-умение строить грамотное, красивое сообщение.
Познавательные:
-повторение ранее выученного материала.
Регулятивные:
-контроль;
- коррекция
Личностные:
-формирование интереса к музыке
4. Практическая работа
(работа в парах, игра на музыкальных шумовых инструментах, ритмопластика)
Динамическая пауза
Динамическая пауза Римский Корсаков, сочинил оперу «Сказка о царе Салтане» по сказке А.С.Пушкина. В этой опере у каждого чуда есть своя музыкальная тема – яркая картинка. Сейчас мы послушаем музыкальные отрывки, а вы определите, к какому чуду они относятся?
Но сначала я предлагаю разбиться на три творческие группы. У вас на столе лежат карточки средств музыкальной выразительности:
1 группа будет отвечать за жанр музыки (песенный, танцевальный, маршевый);
2 группа за силу звука (громко, очень громко, тихо , очень тихо)
3 группа – за характер звучания мелодии (ласково, игриво, грустно)
Для начала всех действий композитор использовал звуки фанфар . (Слайд)
Фанфары-сигнал торжественного действия.
-Какие музыкальные инструменты изображают звучание фанфар?
Правильно духовые медные инструменты, посмотрите на их изображение.(Слайд)
Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
-Что же будет дальше? Слушаем.
- Кто это?
Вы услышали музыкальный фрагмент, отрывок. Как вы думаете, какое чудо первым изобразил нам Римский Корсаков, какая картинка подходит к этой музыке? Правильно, композитор своей музыкой "нарисовал" образ белочки.
Почему вы так решили, как звучала музыка? Выберите из приложенных карточек подходящие слова.
-На какой жанр похожа: песенный, танцевальный или маршевый?
Правильно, белочка напевает свою песенку и легко танцует.
Сила звука какая?
Музыкальная композиция построена с элементами игривой музыки, белочка как будто перескакивает с ветки на ветку.
- Послушайте, какую мелодию русской народной песни мы слышим в этом музыкальном фрагменте? ( Спеть)
(Правильно, «Во саду ли в огороде»)
Я предлагаю вам стать настоящими музыкантами и исполнить эту мелодию самостоятельно.
Исполнение с оркестром народных инструментов «Во саду ли в огороде».
И опять звучат фанфары: «Слушайте! Слушайте!» второе чудо, отгадайте какое? (Музыка Богатыри) (слайд)
-Какое чудо вы услышали вторым?
Почему вы так решили, как звучала музыка, выберите карточки подходящие для этой музыки?
Какой жанр?
- Как звучала музыка? Громко, тихо
Эта музыка похожа на военный марш. В ней чувствуется сила русского духа.
Мальчикам я предлагаю превратиться в богатырей, защитников земли русской. Мы с вами должны быть такими же сильными и мужественными, как наши герои из оперы. Надели все шлемы.
И опять мы слышится звук фанфар. О чем они возвещают на этот раз?
Правильно, о третьем чуде. Слушание фрагмента. (Слайд)
-Какое третье чудо вы услышали? Какой образ предстает перед вами?
Как вы можете охарактеризовать эту музыку?
Жанр какой?
Сила звука?
А царевна лебедь - эта человек или и птица? Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица, и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.
Девочкам, я перелагаю совершить волшебное превращение. Давайте превратимся в «лебедей» и попробуем изобразить движениями так, чтобы все поняли, что это лебеди. Плавно двигаемся, попробуйте через пластику своих движений передать образ царевны. Не забывайте дышать правильно, головы приподняты, словно парим над морской гладью. Движения все плавные, взмахиваем руками.
Молодцы и девочки, и мальчики, вы замечательно справились с заданиями. Я думаю. Что вы не раз будете возвращаться к этим образам. Слушают учителя
Слушают музыку
Духовые инструменты.
Белочка
Весело игриво, легко, задорно
Песенный, танцевальный
Тихая
Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Игра на музыкальных шумовых инструментах
33 богатыря
Торжественно, мужественно, могуче, решительно
маршевая

музыка звучала громко
Ребята выполняют движения под музыку «Богатырская наша сила».
Предполагаемые ответы:
о третьем чуде
Царевна – лебедь
Нежная, ласковая, плавная, грациозная, изящная
Песенная
Тихая
Это и человек и птица, птица лебедь
Ребята надевают на голову диадемы и выполняют движения под музыку.
Познавательные:
Знакомство с новым музыкальным произведением «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова.
Регулятивные:
- умение слушать и анализировать характер музыкального произведения;
-умение сравнивать, видеть общее и различие;
Коммуникативные:
-умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения.
Личностные:
- распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
Коммуникативные:
- взаимодействие в группе, согласно условий
Познавательные:
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Предметные:
- формирование навыков игры на музыкальных шумовых инструментах
Коммуникативные:
- учатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.
Личностные:
- формирование эмоционального настроя на последующую деятельность.
Этап включения в систему знаний и повторений
Сейчас мы с вами прослушали отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане»
Ребята сколько чудес в этой опере мы услышали?
Какая музыка связывала, настраивала вас на эти чудеса?
На доске вы видите рисунки героев сказки и музыкальных инструментов. Расположите их так, как происходило действие в опере.
А теперь посмотрите на схему, что вы можете сказать об этом?
Какая особенность в расположении картинок? (фанфары чередуются с несколькими музыкальными темами .) (образ круга)
Похожа эта схема – на игру «Кострома?»
А чем она похожа?
- Вот этот принцип объединения, образ круга своих чудес в опере Римский Корсаков подсмотрел в подобных народных играх – действах театрального характера на Руси.
-Где мы побывали?
- С чем встречались? Предполагаемые ответы:
три - белка, богатыри, лебедь
фанфары
Работают у доски
Музыкальные инструменты чередуются с героями сказки, музыка фанфар чередуется с темамигероев оперы.
Похожа
В игре «Кастрома» повторяется песня, а слова и движения меняются.
В опере «Сказка о царе Салтане».
С тремя чудесами- Белка, 33 богатыря, царевной лебедь. Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог
Познавательные:
-развитие умения осмысливать полученную информацию
Вокально-хоровая работа Я предлагаю вам завершить наше чудесное путешествие песней
« Страна чудес». Вокально-хоровая работа.
Молодцы, ребята! Коллективно-исполнительская деятельность.
Личностные:
-формирование исполнительских навыков;
Коммуникативные:
- участие в хоровом исполнении музыкального произведения
Рефлексия деятельности А сейчас продолжите фразу, которую увидите перед собой:
Сегодня на уроке мне больше всего запомнилось….
Сегодня на уроке я почувствовал…
Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке я вспомнил
Сегодня на уроке я представил…
Сегодня на уроке я был…
А теперь давайте оценим наше настроение, какое оно у вас. Передайте свои чувства веселое или грустное на смайках. (смайки желтого цвета).
Поделитесь своим настроением с нашими гостями. Предполагаемые ответы:
Чудеса в музыке…
Богатырскую силу, как распускается цветок... Играть на ложках, бубне, металлофоне Оперу «Снегурочка» Римского Корсакова.
Как распускается цветок, белка грызет орешки, богатыри выходят из воды…
Костромой, лебедем, богатырем, слушателем…
Ребята рисуют лицо веселое или грустное на смайках. Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
Регулятивные:
-самооценка
Домашнее задание -на стр.16-17 в рабочей тетради нарисуйте иллюстрации к музыкальным фрагментам оперы; -придумайте свою сказку с чудесами;
-найдите имена композиторов, которые писали музыку к опере на сказочный сюжет.
На этом наш урок закончен. Спасибо большое, дети.
До свидания. Слушают домашнее задание
Выход из класса