Дымковская игрушка — народная игрушка!





Учитель: Козвонина Валентина Петровна

ТЕМА: «Лепка «коровки» - сувенира года по мотивам дымковской игрушки»


Цель:
ознакомление детей с народным происхождением игрушки, народными приёмами лепки;
развитие интереса к народному искусству;
воспитание патриотизма;
выявление одарённых детей.


Оборудование:
для учителя: народный костюм, корзинка с образцами дымковских игрушек, раскладушка с иллюстрациями и стихами о «дымке», на доске – крупные буквы «Дымка»;
для учеников: клеёнки, ведёрки с водой, две тряпочки, глина
Ход занятия.

№п/п
Этапы занятия
Содержание

1
Организационный
Учитель входит в народном костюме, приветствует гостей с поклоном:
- Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать! Рассаживайтесь поудобнее! Всем ли хватило места? Да и хозяевам не тесно!


2

Актуализация знаний

- А я из знаменитой на весь мир слободы Дымково. А кто знает чем знаменита эта слобода? (Ответы детей)
- Чем знаменито Дымково?
- Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Серости серей!
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы!
В ней что-то есть от радости,
Звенящей, как басы!
- А как вы думаете, почему так назвали эту слободу?
- Зимой слобода в дыму от того, что топятся печи, а летом стелется туман от речки, и слобода как в «дымке» - отсюда и пошло название Дымковская слобода. А расположена она на правом низком берегу Вятки. В далёкие времена жители этой слободы, все от мала до велика, лепили длинными зимними вечерами игрушки к весенней ярмарке.
- А из чего же они их лепили?
- Правильно, из глины. У каждой мастерицы была своя секретная яма, из которой она летом глину заготавливала.
- Сидели, игрушки лепили, сказки сказывали да песни пели. А потом сушили эти игрушечки, да в русских печах на жару обжигали. Обожжённые игрушки белили да яркими красками расписывали.
- Ну, а как весна приходила, везли через реку свои поделки на ярмарку – свистунью.
- А почему «свистунью»?
- Потому что главной была игрушка-свистулька, ведь делалась игрушка для потехи, для сердечного восхищения. А дымковские мастерицы на ней «копеечку» зарабатывали.

3
Мотивация
- Очень любили свою игрушку мастерицы, и всегда ласковым словом её называли: не конь, а конюшок, не петух, а петушок, не корова, а коровушка, ведь корова у русского народа – это символ солнца, это кормилица.
- А эту коровку слепили ребята. А вам хочется попробовать слепить такую же?

4
Открытие новых знаний
Рассматривание образца, анализ, составление плана работы:
туловище - голова - ножки – рога – ушки – хвост.
Практическая работа под руководством педагога – знакомство с народными приёмами лепки: шар, конус «морковка», лепёшка, колбаска. Приём примазывания деталей.

5
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Дети поднимают свои игрушечки и «выводят их на лужайку» под народные мелодии.


















































































































ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - НАРОДНАЯ ИГРУШКА15