Мастер-класс «Отчеты — средствами ИКТ. Microsoft Excel»





Подготовила:
Преподаватель информатики
Томащук Г.П.
Залари 2014

Табличный процессор MSExcel — инструмент для хранения, обработки и представления чисел и любой другой деловой информации. Популярность MSExcel объясняется тем, что табличный способ представления информации существенно упрощает выполнение финансовых, научных и любых других видов расчетов. С помощью MSExcel можно вести простые базы данных для учета материалов, товаров, денег, времени, погоды и т. д. Кроме того, в MSExcel существует возможность оформления всех бухгалтерских и финансовых документов, а также возможность быстрого анализа
Основу программы составляют: вычислительно-калькуляционный модуль, модуль диаграмм, доступ к внешним базам данных, модуль программирования для индивидуальных задач.
Функции табличных процессов весьма разнообразны: создание и редактирование электронных таблиц; разнообразные математические вычисления; автоматический пересчет таблиц в случае изменения данных; оформление и печать электронных таблиц; построение диаграмм, их модификация и решение экономических задач графическими методами; работа с электронными таблицами, как с базами данных, сортировка таблиц, выборка данных по запросам; создание итоговых и сводных таблиц; решение экономических задач типа "что будет, если" путем подбора параметров; решение оптимизационных задач; разработка макрокоманд, настройка среды под потребности пользователя.
Microsoft Excel обеспечивает возможность одновременной работы нескольких пользователей над одним документом.
Быстрый и эффективный анализ, удобные средства для работы с данными (мастер сводных таблиц позволяет быстро обрабатывать большие массивы данных и получать итоговые результаты в удобном виде).
Механизм автокоррекции формул автоматически распознает и исправляет ошибки при введении формул.
Использование естественного языка при написании формул.
Средства форматирования делают оформление таблиц более ярким и понятным (возможности слияния ячеек в электронной таблице, поворот текста в ячейке на любой угол).
Мастер создания диаграмм позволяет сделать представление данных в таблицах более наглядным (более удобный и мощный мастер создания диаграмм, новые типы диаграмм — диаграммы в виде круглых столбиков, тетраэдров, в виде “бубликов” и др.).
В декабре и июне преподавателям нужно делать отчеты: по предмету, по успеваемости группы по общеобразовательным предметам, по качеству знаний. Можно все эти отчеты сделать в текстовом редакторе, вручную посчитать данные и заполнить таблицы. Но при изменении некоторых данных, нужно все пересчитывать вновь вручную и заносить новые изменения. Такие действия не всегда удобны. Поэтому для заполнения этих отчетов очень удобно использовать табличный редактор Excel. Создаем форму, вставляем нужные функции и рассчитываем. При изменении данных, новые результаты рассчитываются автоматически. Удобнее и быстрее, чем использование текстового редактора.
Пример отчета, с использованием формул:

Предмет Группы Средний % качества
7 8 9 10 11 99          
Информатика 41 48 50 56 50           =СРЗНАЧ(B13:K13)Компьютерное делопроизводство           71         =СРЗНАЧ(B14:K14)ИТОГО                     =СРЗНАЧ(L13:L14)Вместо формул СРЗНАЧ указано число.
ОТЧЕТ ПО ПРЕДМЕТУ 1 полугодие
Ф.И.О. преподавателя Томащук Галина Петровна
Наименование предмета № группы Количество учащихся % усп. % кач. Прохождение
программы
Всего Обучающихся н/а На На На На «2» По плану Дано
«5» «4» «3» Информатика 7 28   11 16   Кандеев А. =(D11+E11+F11)/C11*100 =(D11+E11)/27*100 144 68
Информатика 8 27   13 14     =(D12+E12+F12)/C12*100 =(D12+E12)/27*100 144 82
Информатика 9 24 1 10 11   Выборова М,Метляева Н. =(D13+E13+F13)/C13*100 =(D13+E13)/22*100 125 80
Информатика 10 32 1 17 14     =(D14+E14+F14)/C14*100 =(D14+E14)/32*100 150 70
Информатика 11 27 1 12 13   Александрова М. =(D15+E15+F15)/C15*100 =(D15+E15)/26*100 150 70
Компьютерное делопроизводство 99 22 8 4 5   Мерковская О., Усова Т., Черкалова П., Шейдорова М., Якимова Г. =(D16+E16+F16)/C16*100 =(D16+E16)/17*100 17 17
Отчеты, которые заполняют преподаватели, были все показаны и внесены изменения. Программа автоматически пересчитала данные и выдала новые результаты. Главное, правильно составить формулы и использовать нужные адреса ячеек, а не вручную вбивать данные. Преподаватели могли сами поработать с отчетами, правильно используя адреса ячеек и формулы. Файлы с заготовками остались у преподавателей.