Конспект урока Статистика. Статистическая обработка данных. Наглядное представление статистической информации

Цель занятия: 1. рассмотреть развитие статистики как науки; 2. повторить основные этапы любого статистического исследования; 3. развить навыки применения функций для расчета статистических величин, построения диаграмм; 4. выявить умение читать готовые диаграммы, извлекая из них нужную информацию.
  План занятия:
Организационный момент
Выступления учащихся с докладами
Повторение основных статистических характеристик
Выполнение практической работы
Подведение итогов занятия
Ход занятия: Учитель: Здравствуйте, садитесь. Тема нашего занятия «Статистика. Статистическая обработка данных. Наглядное представление статистической информации ». Сегодня мы поговорим о статистике как о науке, немного затронем историю её развития. Вспомним основные статистические характеристики, которые изучили ранее. Выполним практическую работу. Итак, что же такое статистика и как она развивалась?


Слово учителя (зачитывается отрывок из романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев"
"Статистика знает всё" известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики: известно, сколько в стране охотников, балерин: станков, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок: Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!..".
Это ироничное описание даёт общее представление о статистике.
^ Ученик: доклад (приложение 1), рассказ сопровождается презентацией

Приложение 1 Возникновение статистики как науки. Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «состояние и положение вещей». Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Возникновение статистики было связано с потребностями государственного управления. Уже ранние государства - Китай, Египет, Древняя Греция - нуждались в данных о населении и его составе, имущественном положении граждан, количестве скота, земельных угодий и т.д., это и положило начало статистической практике.
Что такое статистика?
Это наука, изучающая количественные показатели развития общества и общественного производства
Роль статистики в нашей жизни настолько значительна, что люди, часто не задумываясь и не осознавая, постоянно используют элементы статистической методологии не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Работая и отдыхая, делая покупки, знакомясь с другими людьми, принимая какие-то решения, человек пользуется определённой системой имеющихся у него сведений, сложившихся вкусов и привычек, фактов, систематизирует, сопоставляет эти факты, анализирует их, делает выводы и принимает определённые решения, предпринимает конкретные действия. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления, представляющего собой способности к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.
Можно без преувеличения сказать, что статистическими методами сегодня пронизана вся наша жизнь.
Как только человеку в его деятельности потребовались количественные характеристики, то есть числа, тут же появилась статистика. Конечно, она не называлась так, но самые первые статистические исследования можно обнаружить и в древних египетских папирусах, и на вавилонских глиняных табличках
Отсутствие строгой, научной базы статистических прогнозов, произвольное толкование статистических данных позволили в конце XIX века английскому премьер - министру Б.Дизраэли заметить: "Есть три вида лжи. Просто ложь, наглая ложь и : статистика".
В XX веке появилась математическая статистика, обладающая универсальными методами сбора, хранения и обработки информации для выработки различных прогнозов.
Одной из основных задач статистики является обработка информации. Конечно, у статистики есть много и других задач: получение и хранение информации, выработка различных прогнозов, оценка их достоверности.
Слайды № 3-4 (определение математической статистики и задача)
Итак, задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов.
Статистическая информация - это числовые данные о массовых явлениях.
Статистика как наука стала развиваться со второй половины ХVII в., когда в Европе сложились две основные школы: в Англии - математическая школа статистики, в Германии - описательная школа статистики. Ярким представителем первой школы был Уильям Петти (1623-1687), который по праву считается основоположником статистической науки. Он впервые широко применил математику для экономического анализа. Известными представителями описательной школы статистики были немецкие ученые Генрих Конринг (1606-1681) и Генрих Ахенваль (1719-1772). Основной целью статистики они считали описание политического состояния и достопримечательностей государства, где числовые характеристики были лишь частью предмета статистики. Отечественная статистика прошла путь от описательной статистики до статистики как науки о «категорическом исчислении». Представителями описательной статистики были Иван Кириллович Кириллов (1689-1737) и Василий Никитич Татищев (1686-1750). Представителем науки о «категорическом исчислении» является Дмитрий Петрович Журавский (1810-1856). Видные представители русской академической школы статистики Александр Александрович Чупров (1874-1926), Юлий Эдуардович Янсон (1835-1893), Александр Аркадьевич Кауфман (1874-1919) и другие оказали большое влияние не только на развитие статистической науки, но и на работу статистических органов, привлекая внимание российской общественности к изучению массовых явлений. Особенностью развития статистики в России было создание после отмены крепостного права земской статистики, которая отличалась высоким профессионализмом. К концу ХIХ века Россия была признана одним из центров научной статистической мысли. Этому в значительной степени способствовали периодические издания: «Статистический журнал», «Вестник Императорского Русского Географического общества» и др. С 1914 по 1919 г. регулярно издавался журнал «Статистический вестник», с 1919 по 1929 г. (возобновлен в 1949 г.) - «Вестник статистики», переименованный в 1995 г. в «Вопросы статистики».
















Учитель: Значение статистики в жизни современного общества можно ёмко выразить одной фразой из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: Статистика знает всё. Жизнедеятельность общества свидетельствует о востребованности статистики, не только как надёжного первоисточника данных, но и мощного инструмента познания объективных закономерностей прошлого и будущего развития окружающего мира. С помощью статистических методов можно доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить и пополнить существующие оценки, а также представить изучаемые явления в полном объёме накопленных знаний. Нет другой отрасли современных знаний, которая решала бы эти вопросы более квалифицированно. А сейчас послушаем доклад о связи статистики с профессиями.





































Приложение 2 Профессии, связанные со статистикой. Существует множество профессий различного типа. Это профессии типа:
«Человек – человек» (врач, учитель, психолог)
«Человек – техника» (столяр, металлург, инженер-механик)
природа» (семеновод, зоотехник, агроном)
«Человек – художественный образ» (артист, музыкант, дизайнер)
«Человек – знаковые системы». Остановимся подробнее именно на этом типе профессий. Здесь главный, ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем: чертежи, схемы, карты, численные данные, таблицы, формулы – всё это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации. Значит, нужны и соответствующие специалисты. Специалисты, работающие со знаковыми системами, готовят и хранят информацию, анализируют её, создают теоретические основы для усовершенствования машин, механизмов, создают электронно-вычислительную технику. С абстрактно-математическими системами работают математики, астрономы, химики, которые создают информацию. Накапливают, анализируют и обрабатывают информацию: учётчики, бухгалтеры, лаборанты, статисты. Сегодня, для того чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, экономисту, финансисту, менеджеру необходимо владеть статистическими методами сбора, обработки и анализа данных.












Учитель:
Для обработки статистических данных необходимо следовать определенным правилам, определенному распорядку.
Учитель: Впереди у нас практическая работа. Давайте повторим пройденный материал. 1. Назовите основные этапы любого статистического исследования / сбор информации, обработка данных, анализ полученных результатов/ 2. назовите основные статистические характеристики /среднее арифметическое, размах, мода, медиана, дисперсия/ 3. что мы называем средним арифметическим ряда чисел /частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых/ 4. что называется размахом ряда чисел /разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел/ 5. дайте определение моды ряда чисел /число чаще других встречающееся в данном ряду/ 6. напомним, что такое медиана /с нечетным числом членов в ряду – число записанное посередине, с четным числом членов в ряду – среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине/
Порядок обработки статистических данных.
Сначала данные измерений упорядочивают и группируют;
Затем составляют таблицы распределения данных
Таблицы распределения переводят в графики распределения;
Наконец получают своего рода паспорт данных измерения.
Пример
слайд № 10
Рост учащихся нашего класса
157,165,165,168,165,161,165,160,162,169,171, 170,170,175,173,170,177,182,186,182,160,173, 165,162,174,177.
1) составить ранжированный ряд ;
2) определить средний рост, моду ряда, медиану ряда.
Проверка
слайды № 11-12
Ранжированный ряд
157,160,160,161,162,162,165,165, 165,165,165,168,169,170,170,170, 171,173,173,174,175,177,177,182, 186.
Средний рост 168,96 см
Мода ряда (наиболее часто встречающийся рост):165 см
Медиана ряда: 169 см
(у 12 учащихся рост меньше 169см, у 12 учащихся рост больше169см)
















Наглядное представление статистической информации. Примеры (результаты анкеты № 1)
Учитель: Да, сегодня мы живем в информационном обществе. И трудно найти сферу экономической и повседневной жизни людей, где бы ни применялась статистика.
На уроках математики мы учились представлять статистическую информацию наглядно. Какие виды диаграмм мы использовали?
(столбиковая диаграмма). Столбиковая диаграмма состоит из прямоугольников с выбранными произвольно равными основаниями, расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, а высота каждого прямоугольника равна соответствующей цифре из таблицы частот.

(круговая диаграмма). Круговая диаграмма используется, если статистические данные представлены в виде таблицы относительных частот (частота варианты дана в процентах). Тогда круг разбивается на секторы, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определённым для каждой группы данных. Для 1% соответствует угол 3,613 QUOTE 1415.

(полигон) Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломаную, которую называют полигоном.

(гистограмма). Гистограмма представляет собой ступенчатую фигуру, составленную из сомкнутых прямоугольников. Основание каждого прямоугольника равно длине интервала, а высота частоте или относительной частоте. В гистограмме, в отличие от столбиковой диаграммы, основания прямоугольников выбираются непроизвольно, а строго определены длиной интервала.

Итак, на уроках математики мы изучали, строили диаграммы.(слайд № 9)
Учитель информатики:
Повторение изученного материала:
-А какие виды диаграмм мы изучили на уроках информатики
(виды диаграмм на экране)(слайд №9)
Сейчас для вас будут представлены 3 вида информации:
- текстовая;
- звуковая;
- графическая.
Ваша задача сделать вывод:
В каком из случаев информация была понятнее и почему?

В 9А классе 25 человек. В третьей четверти по всем предметам было получено 90 – «5».
210 – «4», 140 – «3», 0 – «2».

Для чего используют диаграммы? (для наглядного представления информации);
- Каковы преимущества диаграмм по сравнению с таблицами? (наглядность, возможность сравнивать разные величины друг с другом, возможность представлять большой объём информации);
- Каковы недостатки диаграмм? (можно видеть приближённое значение величин);
Без статистики немыслимо проведение исследований и подведение итогов. Мы с вами тоже провели небольшое исследование, и сейчас послушаем о полученных результатах.
Работа в парах
К сегодняшнему уроку было проведено статистическое исследование, данные нужно обработать. В статистике данные называют измерениями.

1.Обработка данных анкетирования (анкета № 2) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которое проведено за день до урока.
Создание электронных диаграмм.
Просмотр диаграмм слайды № 21-30


Информатика
Как открыть программу EXCEL? Ореn office.org (Электронные таблицы)?
Как заполнить ячейки электронной таблицы?
Как пользоваться встроенными формулами и  функциями?
Как вставить диаграмму в электронные таблицы?


Для того, чтобы построить диаграмму выполните следующие действия: 1. Выделить те ячейки, содержимое которых нужно отобразить в графической форме.
2.В строке меню выбрать вставка вид диаграммы
3.Добавить « название диаграммы» - Рейтинг учащихся. Затем перейти к вкладке «Легенда», выбрать расположение легенды.
Итоги урока.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что статистическое наблюдение - интересная и занимательная область математики. Статистические наблюдения используются практически везде, где только можно обусловить их применение. Вместе с тем, несмотря на обширную область применения, статистические наблюдения являются довольно-таки сложным предметом и ошибки нередки. Однако, в целом наблюдения как предмет для рассмотрения представляют собой большой интерес.

Домашнее задание.
1) Практическое задание:
Зная свои оценки за три четверти, составить ранжированный ряд и определить среднее арифметическое, моду ряда, медиану ряда

15