Внедрение системы алгоритмов в методику преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах и на музыкальных отделениях школ искусств.


Чибирева Валерия Руслановна, музыковед,
преподаватель историко – теоретических дисциплин
в детской музыкальной школе им. М. Глинки.
Республика Казахстан, г. Экибастуз.
-2449107224
Внедрение системы алгоритмов в методику преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах и на музыкальных отделениях школ искусств.
Сольфеджио является базовой дисциплиной при обучении в детской музыкальной школе. На уроках сольфеджио развивается ряд навыков, необходимых для будущего музыканта: музыкальный слух, музыкальная память, умение верно интонировать, умение определять метр, ритм, умение записать услышанное.
Обучение сольфеджио начинается с первого года поступления ребенка в детскую музыкальную школу и включает в себя на раннем этапе программу обучения музыкальной грамоте, а в старших классах – программу обучения элементарной теории музыки. Многолетняя практика работы показала, что именно теоретическая часть сольфеджио вызывает у ребёнка трудности для понимания и усвоения материала.
Между тем, в области точных наук и, особенно, математики давно используются методы, позволяющие сделать процесс обучения более эффективным. Поскольку характерной чертой современной педагогики является интеграция не только между смежными, но и между удалёнными областями научного знания, то математические методы обучения правомерно могут быть внедрены и в сферу музыкального образования. Одним из наиболее эффективных методов обучения теории музыки в ДМШ, заимствованных из математики, является использование алгоритмов. Система алгоритмов как способ успешного решения сложных задач за счёт выполнения чёткой последовательности элементарных операций является перспективным средством современного обучения. Этим определяется актуальность нашего направления в работе.
В процессе работы по внедрению алгоритмов произошёл отбор наиболее приемлемых для системы начального музыкального образования форм; произведена классификация используемых нами алгоритмов, в результате которой было выявлено четыре типа: алгоритмы – схемы, алгоритмы математические модели, алгоритмы – опорные сигналы и арт – алгоритмы. Приведём несколько примеров использования алгоритмов на уроках сольфеджио в ДМШ. Все примеры взяты из авторского учебного пособия «Правила, пояснения, таблицы, алгоритмы» для учащихся 1 – 7 классов детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, находящегося в стадии апробации в Павлодарской области.
1. Алгоритм – опорный сигнал. Это графическое представление стабильно повторяющихся параметров в том или ином контексте. Например, известно, что в мажорном и минорном ладах неизменно существуют устойчивые и не устойчивые ступени, их ладовые тяготения, главные ступени и трезвучия лада и так далее. Следовательно, возможно составить алгоритм – опорный сигнал, выполнение которого привело бы к более быстрому и эффективному усвоению не только новой тональности, но и ладовых элементов и закономерностей. К опорно – сигнальной системе можно отнести и выбор постоянного цвета: для устойчивых ступеней – красный, для не устойчивых – синий.
С этим видом деятельности учащиеся даже на ранних этапах обучения вполне справляются самостоятельно: с удовольствием строят гамму, устойчивые и неустойчивые ступени, разрешения и опевания ступеней. С каждым годом обучения, по мере роста и накопления теоретических знаний и навыков у учащихся алгоритм – опорный сигнал изучения новой тональности принимает более сложные формы: добавляется построение аккордов, интервалов, видов ладов и т.д. в заданной тональности.
2. Алгоритм – математическая модель. Это упрощённое описание явления с помощью специально-специфической терминологии. Например, буквенно – цифровое обозначение последовательности аккордов в тональности, получившее название «цифровка»:
УмVII7 D65 t S64 t D43 t6 S K64 D7 VI S6 K64 D t.
Любая цифровка является алгоритмом – математической моделью. Если эти обозначения последовательно выразить в нотных знаках, соединить каждый предыдущий аккорд с последующим, выполняя простейшие правила соединения, то неизбежно состоится логически стройная и «правильно» звучащая последовательность аккордов. На этом этапе включается работа по арт – алгоритму. 3. Арт – алгоритм. Арт – алгоритм предполагает разделение сложной задачи на множество подзадач. Итак, учащимся необходимо построить цифровку. Для успешного выполнения этой задачи им предлагается следующий арт – алгоритм: 1. Построить главные трезвучия лада; 2. Сделать обращения главных трезвучий лада; 3. Построить и разрешить D7 и его обращения; 4. Построить и разрешить УмVII7 в тонику через D65; 5. Составить заданную цифровку из полученных аккордов.
Данный арт – алгоритм является универсальным (стабильно – пластическое его качество) и применим к составлению или решению любой цифровки. По арт – алгоритму целесообразно изучать темы «Тритоны», «Характерные интервалы». 4. Алгоритм – схема. Это графическое представление определения, анализа или метода построения, в котором используются символы для отображения данных. Алгоритм – схема является незаменимой в изучении темы «Форма мелодии период» в 4 классе:
1 такт 2 3 4 5 такт 6 7 8
а

D реже T а1
b К64 D7 Т(t).
Работа над алгоритмами дала возможность с новой стороны взглянуть на традиционные музыкально – теоретические темы по сольфеджио, в результате чего сделана попытка оптимизировать их содержание, усилить развитие у учащихся логико – аналитического мышления. Важным компонентом обучения является и тот факт, что учащиеся сами участвуют в процессе создания алгоритмов на заданные темы. Результатом обучения является наиболее высокий процент качества выполнения теоретической части домашнего задания. Разработанные нами алгоритмы являются базой для создания компьютерных учебных программ, а в настоящее время уже привели автора данной статьи к созданию множества интерактивных шаблонов, облегчающих учебный процесс и делающих его более привлекательным для обучающихся.