Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Мир деятельности для 4 класса

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности курса «Мир деятельности» в 4 классе.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир деятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом авторской программы Петерсон Л.Г. (Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. «Мир деятельности»: Программа надпредметного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1- 4 классов общеобразовательной начальной школы. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2012.)
Целью курса «Мир деятельности» для учащихся является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Рабочая программа курса «Мир деятельности» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться: диктует применение методов, приемов активного обучения и современных образовательных технологий.
Рабочая программа курса «Мир деятельности» предусматривает достижение 2 уровней результатов:
первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта участия в выполнении коллективных работ в группах;
второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Рабочая программа включает следующие разделы содержания:
Организационно-рефлексивная линия – 5ч.
Коммуникативная линия – 6ч.
Познавательная линия – 8ч.
Ценностная линия – 6ч.
Обобщение знаний – 5ч.
Диагностика – 4ч.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город Ноябрьск», в форме викторины.


ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
г.НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ____»
Муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № ____)


«Рассмотрено»
на заседании методического
объединения учителей
начальных классов
«Согласовано»
Заместитель директора поУВР
__________________________
от «___» ___________20__ года

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №
______________________
от «» _________ 20__ года
Приказ от ________ 2016г. № ______


Протокол № ___
от «___» _________ 20___года
Руководитель методического
объединения:_______________









Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Мир деятельности»
для 4 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)









Автор-составитель:
______________________








20___-20___ учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир деятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом авторской программы Петерсон Л.Г. (Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. «Мир деятельности»: Программа надпредметного курса по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1- 4 классов общеобразовательной начальной школы. М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000», 2012.)
Целью курса «Мир деятельности» для учащихся является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Рабочая программа курса «Мир деятельности» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться: диктует применение методов, приемов активного обучения и современных образовательных технологий.
Рабочая программа курса «Мир деятельности» предусматривает достижение 2 уровней результатов:
первый уровень результатов предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта участия в выполнении коллективных работ в группах;
второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках внеурочной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
- «Мир деятельности», 3 класс. Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками / Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Национальное образование, 2014;
- Демонстрационный материал «Мир деятельности», 3 класс. / Под ред. Л.Г. Петерсон. М.: Национальное образование, 2014.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Основные требования к метапредметным результатам
к концу четвертого года обучения:
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования
· цель, план, сроки, средства, способ,
· приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 муниципального образования город Ноябрьск», в форме конкурсов, олимпиад, викторин.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Организационно-рефлексивная линия (5ч). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и самоопределения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при решении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в умение учиться в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.
Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу». Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Проекты и их реализация в учебной деятельности. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание как часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?».
Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная лини (6ч). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия
· ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.
Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию.
Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.
Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива.
Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.
Познавательная линия (8ч). Учащиеся знакомятся с новыми операциями
· классификация, аналогия
· и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь работать с информацией.
Учусь работать с текстом.
Действую по аналогии.
Учусь классифицировать.
Ценностная линия (6ч). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью – саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика.
Ценности нашей жизни: саморазвитие.
Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.
Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств.
Обобщение и систематизация знаний (5ч).
Диагностика (4ч).

Тематическое планирование

№ п/п
Наименование темы
Количество часов





1.
Организационно-рефлексивная линия
5

2.
Коммуникативная линия.
6

3.
Познавательная линия.
8

4.
Ценностная линия.
6

5.
Обобщение знаний.
5

6.
Диагностика.
4


Итого:
34

Календарно-тематическое планирование

п/п
сквозная нумерация
Тема занятия

Форма организации
Вид деятельности
Дата





По плану
По факту

1.
Ценности нашей жизни. Саморазвитие.
беседа
Принимать на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.



2.
Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу.
беседа
Раскрывать значимость положительной самомотивации для успеха в учебной деятельности.




3.
Урок диагностики знаний № 1.
тестирование
Проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий.



4.
Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности.
беседа
Делать осознанный выбор в учебной деятельности



5.
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
игра
Осуществлять и выполнять самооценку.



6 - 7.
Проекты и их реализация в учебной деятельности.
конкурс
Выстраивать структуру проекта в зависимости от учебной цели.



8 – 9.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
игра
викторина
Обосновывать свою позицию.



10 - 11.
Учусь работать с информацией.
беседа
Применять правила поиска и представления необходимой информации



12.
Учусь работать с текстом.
беседа
Применять основные правила работы с текстом.



13.
Действую по аналогии.
игра
Строить алгоритм формулирования умозаключений по аналогии.



14.
Учусь классифицировать.
беседа
Выполнять алгоритм классификации, вывода по аналогии.



15.
Новое знание – часть целого мира.
игра
Решать новое знание.



16 - 17.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
беседа
викторина
Обосновывать свою позицию.



18.
Учимся дружно. Дискуссия.
игра
Применять простейшие правила ведения дискуссии и осуществлять самооценку этого умения.



19.
Учимся дружно. Организатор.
игра
Применять правила, которые должен соблюдать ученик в позиции «организатора».



20.
Учимся дружно. Как научиться договариваться.
игра
Применять правила и приёмы бесконфликтного взаимодействия в учебной деятельности, приёмы выхода из конфликтной ситуации



21.
Учимся дружно. Арбитр.
игра
Применять правила, которые должен соблюдать ученик в роли «арбитра».



22.
Учимся дружно. Сотрудничество.
игра
Применять правила сотрудничества в учебной деятельности



23.
Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим.
беседа
Проявлять терпимость к особенностям личности собеседника.



24 – 25.
Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности.
беседа
викторина
Применять алгоритм проведения рефлексии учебной деятельности



26-27.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
Беседа
игра
Обосновывать свою позицию.



28.
Урок диагностики знаний №2
тестирование
Проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий.



29 - 30.
Урок диагностики умений
тестирование
Проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий.



31 - 32.
Мои сильные стороны как ученика.
беседа
игра
Принимать на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика



33 – 34.
Я ученик: что я уже знаю и умею.
игра
викторина
Обосновывать свою позицию.














Заголовок 3 Заголовок 915