Статья Формирование профессионально-направленной социокультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам.


Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«ШЕБЕКИНСКИЙ агротехнический ремесленныйТЕХНИКУМ »
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - НАПРАВЛЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Подготовила преподаватель: Толстая С.Ф.
Шебекино 2015
Неотъемлемой частью обучения иностранному языку является социокультурное образование, направленное на формирование готовности личности к интеграции в культурно-образовательное пространство современного общества, на развитие коммуникативной культуры обучающихся, их способности к межличностному взаимодействию с представителями разных народов и культур в социально-бытовой, профессиональной и культурной сферах общения.
В качестве одной из основных задач социокультурного образования рассматривается формирование профессионально-направленной социокультурной компетенции. Под профессионально-направленной социокультурной компетенцией понимается совокупность знаний, умений, способностей и качеств личности, которые обеспечивают межличностное и профессиональное общение на иностранном языке в соответствии с нормами языка и речи, а также культурными традициями носителей языка. Несмотря на многообразие научных исследований, посвященных социокультурному образованию, проблема поиска наиболее эффективных путей и средств формирования профессионально - направленной социокультурной компетенции продолжает оставаться актуальной (в частности, для первого года обучения английскому языку в профессиональном образовательном учреждении).
В течение первого года обучения основное внимание уделяется интенсивному овладению навыками устной и письменной речина базе учебных информативных текстов. Вместе с тем обучающемуся необходимо не только применять иностранный язык как средство для получения новой информации и обмена информацией в профессиональной деятельности, но и адекватно реагировать в ситуациях межличностного и профессионального общения, владеть нормами повседневного и делового этикета. К тому же студенты-первокурсники проявляют растущую мотивацию к изучению английского языка и готовность к освоению социокультурных знаний и азов профессионального общения. Проводимое в конце первого курса анкетирование первокурсников свидетельствует о понимании обучающимися значимости владения социокультурной компетенцией в сфере будущей профессиональной деятельности. Вопросы и результаты анкетирования приведены в методической разработке.
Таким образом, уже на начальном этапе обучения необходимо обеспечить не только развитие социокультурной коммуникативной компетенции, но и подготовку к профессиональному общению.
Большинство материалов учебников, которые используются в нашем учебном заведении, имеют своей целью выработать у обучающихся твердые навыки правильного произношения, привить навыки устной и письменной речи, определенные навыки перевода, а также подготовить к чтению простых аутентичных текстов .Но они содержат недостаточно интересующей обучающихся информации, связанной с их будущей профессиональной деятельностью, как например: экономическая ситуацияв современной Великобритании, нормы поведения в стране в различных ситуациях делового общения (поиск работы, устройство на работу, деловая поездка, подготовка к совещанию). Таким образом, возникает необходимость поиска наиболее эффективных форм, средств и методов реализации социокультурного аспекта содержания обученияанглийскому языку, обеспечивающих постепенный переход к изучению языка по специальности и профессиональному общению. Одним из решений данной проблемы может стать использование в процессе обучения английскому языку методических учебных пособий, разработанных преподавателями техникума и способствующих развитию профессионально-направленной социокультурной компетенции будущих специалистов в различных областях.
К формам повышения интереса к процессу обучения относятся занятия в мультимедийной аудитории и самостоятельная работа обучающихся. Занятия в мультимедийной аудитории дают возможность активизировать самостоятельную работу обучающихся и позволяют включить одновременно всех в активную речевую деятельность, повысить мотивацию обучающихся и сделать занятия более продуктивными, яркими и интересными.
Анкетирование студентов первого курса было проведено в целях выявления представлений обучающихся о роли английского языка и значимости владения социокультурной компетенцией в сфере будущей профессиональной деятельности. Анкета содержала следующие вопросы:
1.Что Вы знаете о роли Англии в мировом сообществе?
2.Что Вы знаете о роли английского языка в международном общении?
3.Что Вы думаете о будущем английского языка в развитии международных контактов?
4.Насколько важно знание иностранного языка в общем и английского языка в частности для успешной профессиональной деятельности? Объясните Вашу точку зрения.
5.Изменилось ли Ваше отношение к английскому языку с момента начала его изучения?
6.Возрос ли интерес/мотивация к изучению английского языка? Объясните почему.
7.Какие изменения в учебном процессе могли бы способствовать повышению Вашего интереса к изучению английского языка?
8.Какие сведения о стране изучаемого языка, ее культуре, нормах поведения и общения в английском обществе вызывают у Вас наибольший интерес?
Анкетирование показало, что 50% опрошенных подчеркнули важность английского языка в развитии международных контактов. 80% обучающихся подтвердили необходимость овладения английским языком для успешной профессиональной деятельности. 76% отметили возросший интерес к изучению английского языка, чему способствует, по их мнению, интенсивный характер обучения, занятия в мультимедийной аудитории, использование аутентичных страноведческих материалов, а также доброжелательная атмосфера на занятиях. Однако 24% обучающихся указали на недостаток сведений о повседневной жизни англичан, нравах и традициях английского общества. 48% опрошенных обратили внимание на отсутствие профессионально-значимой информации о политической и экономической ситуации в Англии, языковых и речевых средств общения в ситуациях устройства на работу, организации рабочего времени, сведений о нормах делового общения.
Внедрение современных учебников и учебных пособий, содержащих вышеуказанную информацию, использование в процессе обучения интерактивных форм работы (ролевые игры, презентации) способствуетпо мнению большинства обучающихся (92%) повышению мотивации к изучению английского языка.Помимо всего вышеизложенного, международные связи в бизнесе, промышленности, экономике, культуре, возросшие в последние десятилетия, предъявляют современным специалистам повышенные требования к общению на иностранных языках.
Базовые знания иностранного языка, получаемые в профессиональных общеобразовательных учреждениях, должны давать выпускникам начальную коммуникативную компетенцию.
Однако реализация задач обучения сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, это:
Недостаточность мотивации, т.е. положительного отношения обучающихся к иностранному языку.
Отсутствие языковой среды.
Отсутствие методического обеспечения профессионально-ориентированного обучения.
В нашем техникуме имеется много специальностей, связанных с разными профилями производства. Обучающиеся уже выбрали себе профессию и начинают свою деятельность (в том числе и учебную) в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам выбранной ими профессии.
Это профессионализм, культура и умение работать с импортным оборудованием, быстро и правильно разобраться в инструкциях и документации на английском языке по устройству, эксплуатации и ремонту профессиональной техники, общаться в различных производственных ситуациях.В начале этой разработки речь шла о проблемах, возникающих у обучающихсяпервокурсников, так как именно на первом курсе завершается обучение языку по программе, соответствующей X-XI классам средней общеобразовательной школы с некоторой корректировкой и сокращениями.
А полноценное профессионально-ориентированное обучение английскому языку в образовательных учреждениях СПО начинается со II курса.
Поэтому преподавателями техникума с учетом Федерального Государственного стандарта третьего поколенияначата разработка программы профессионально-ориентированного обучения английскому языку обучающихся специальностей, которые получают обучающиеся техникума.
ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Агабекян И. П. Английский для технических вузов. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.
2. Голубев А. П. Английский язык. Учеб.пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 г.
3. Карпова Т. А. Английский для колледжей: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006 г.
Дополнительные источники:
4. Блинова И. С. Практика английского языка. Сборник упражнений по грамматике. – СПб.: Издательство «Союз», 2006 г.
5. Богацкий И. С. Бизнес-курс английского языка. Словарь-справочник. – Киев: ООО «ИП Логос-М», 2010 г.
6. Голицынский Ю. Б. Грамматика: Сборник упражнений. – СПБ.: КАРО, 2008 г.
7. Павличенко О. М. Английский язык. Грамматический практикум. III уровень. – Х.: Веста, 2011
8. Языковые и толковые словари, справочники – разговорники
Интернет-ресурсы:
9. www.enhome.ru - сайт по грамматике английского языка
10.www.homeenglish.ru – сайт для изучающих английский язык
11.www.study.ru – сайт иностранных языков
12.www.native-english.ru - сайт для изучающих английский язык.