Конспект внеклассного занятия Слова, слова, слова. ( Кружок Развитие речи)


Занятие 3
Тема: Слова,слова, слова.
Цель: Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение. Развитие внимания, логического мышления.
Пословица: Не торопись отвечать, торопись думать.
*Закончи слова (устно).
Кап.. , но..,ро.., пол…, кры…(например:капля, кора,рота, полки, крыша)
Задание №1 «Добавь словечко»
Он ходит голову задрав,
Не потому ,что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он (жираф)
Говорят, один рыбак,
В речке выловил башмак
Но зато ему потом,
На крючок попался (сом)
До чего красив павлин!
У него порок один.
Вся павлинья красота
Начинается с (хвоста)
Пословица: Слово слово родит, третье само бежит.
Задание №2
- Из чего состоит наша речь?(Из предложений)
- Из чего состоят предложения?(из слов)
-для чего нужны слова? (для того, чтобы называть предметы, действия предметов, признаки предметов и так далее)
*Дети читают сами или слушают стихотворение А.А. Шибаева
Слова, слова, слова.
Всему название дано-
И зверю. И предмету.
Вещей вокруг полным полно
А безымянных нету.
Слова, слова, слова.
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас
Означено словами.
Слова, слова, слова.
Они слышны и здесь, и там.
На улице и дома.
Одно – давно привычно нам,
Другое незнакомо.
Слова, слова, слова.
Язык и стар, и вечно нов.
И это так прекрасно
В огромном море, море слов
Купаться ежечастно!
Слова, слова, слова.
Задание 4 «Давай поиграем» (Сложи слово)
-Выполни математические действия и прочитай слово.( Задание для детей, знакомых со сложением и вычитанием.
СУ +Р +Ж +О – Ж –У –С +СТ = Р - - Т (рост)
ОЛИ +С - О + ТИ – И =Л - - т (лист)
-«Отгадай слово»
Отгадай , какое зашифрованное слово из трех последующих соответствует ему по смыслу?
ШЧААК СТОЛ ПЛИТА ПОСУДА
ЛЕНАП МАЛЬЧИК ТЕТРАДЬ ПАРТА
Такие загадки, когда нужно в слове правильно поставить буквы, называются АНАГРАММАМИ.
Справка для учителя.
Анаграмма – игра буквами, задача образования из одних и тех же букв различных слов, например Ром, мор,рвать, врать (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. Москва. Астрель. – АСТ, 2001
Физкультминутка.
Встаньте около парт. Вообразите и изобразите в движении испуганного зайчика, прячущегося под кустом. Тигра, который пробирается в джунглях, умывающуюся кошку, кипящую кастрюлю.
Задание №5
Буквы – большие выдумщицы, они очень любят загадывать нам разные загадки, любят играть в игры с нами
*Учащиеся прослушивают сказку А.А.Шибаева «Что придумали буквы».
Что придумали буквы
Буквы такие выдумщицы!
Что придумали, становятся так, чтобы слово читалось одинаково и слева направо, и справа налево! Вот получились у них перевертыши!
БОБ ТОПОТ ШАЛАШ
Дальше – больше. Теперь буквам захотелось составить целые предложения. Увидели они, что Олесе бабушка пирог печет – пошутили:
ГОРИ ПИРОГ
Олеся прочитала. Сначала как полагается, потом наоборот, засмеялась.
А буквы только того и ждали.
ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО
И вдруг как закричат:
ТОНЕТ ЕНОТ ТО НЕ ЕНОТ ТО КОТ
Олеся даже испугалась:не про ее ли любимого кота Максима? Но с ним все было благополучно. И Олеся налила Максиму в миску молока.
А буквы опять принялись за свою игру:
МАКСИМ К МИСКАМ ВИЖУ ЖИВ ЛАКАЛ ПЛАКАЛ
Олеся дала Максиму кусок булки. Тут буквы сказали:
БЕЛ ХЛЕБ НО ТЫ МЕНЬШЕ ЕШЬ НЕ МЫТ ОН
Вот озорные буквы! Но ничего, не будем на них сердиться.
МИР ИМ
Задание №6
Читай слова слева направо и справа налево.
КОТ НОС ДЕД ДОХОД КОМОК ШАЛАШ ХОРОШ РОПОТ НОРОВ
Прочитай те слова, которые слева направо и справ налево читаются одинаково.
Такие слова называются ПАЛИНДРОМАМИ
Можешь ли ты назвать такие слова? (Анна, Алла, боб, тут..)
Справка для учителя: ПАЛИНДРОМ – то же, что и перевертень. (Советский энциклопедический словарь, Москва, «Советская энциклопедия», 1990 )
Пословица : Умел дело делать, умей и позабавиться
Задание № 7
Работа над четкостью речи, тренировка памяти, разучивание новой скороговорки.
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку,
Но не лезет корка в норку,
Велика для норки корка.
Задание № 8 Рефлексия