РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы – тематическая Направление – общеинтеллектуальное Кружок «Всезнайка»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы – тематическаяНаправление – общеинтеллектуальное
Кружок «Всезнайка»
Срок реализации программы – 1 года
Возраст обучающихся – 6-7 лет

Программа самостоятельно составлена на основе:
- закона Российской Федерации «Об образовании»;
- ФГОС начального общего образования второго поколения 2009г. (приказ Минобрнауки РФ №373 от 06.10.2009г.);
- концепции общеинтеллектуального развития личности гражданина России;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ;
- программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ

Пояснительная записка
к программе кружка «Всезнайка»
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции.
Главной задачей обучения детей Л.В.Занков считал достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое
главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребёнок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический кружок как «Всезнайка» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса «Всезнайка» связано с тем, что:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Программа рассчитана на 66 часов в первом классе ( два занятия в неделю) и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение внеучебных еженедельных занятий с учащимися. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Программа направлена на:
- создание условий для развития ребёнка;
- развитие мотивации к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- интеллектуальное развитие личности ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Актуальность выбора кружка «Всезнайка» , что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
• низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
• обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
• младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
• обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.В связи с этим ведущей идеей программ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Цель: развитие логического мышления в процессе использования заданий занимательного характера, выявление и поддержка способных, одарённых учащихся.
Первый год обучения:
Обучающие:
- учить правильно применять математическую терминологию;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Развивающие:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения;
развивать математическую речь;
- развивать математических способностей у учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах.
Модель плана внеурочной деятельности
Направление деятельности Формы внеурочной деятельности 1 уровень
1 класс
Общеинтеллектуальное направление «Всезнайка» Кружок «Всезнайка» 66 часов
Описание места курса в учебном плане
Программа «Всезнайка» реализуется в рамках Программы общеинтеллектуального развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Согласно учебному плану МОУ СОШ №6 ст.Камышеватской, всего на изучение курса «Всезнайка» отводится 66 часов (2 часа в неделю). Занятия могут проводиться в аудиториях, в ДДТ, на природе.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка «Всезнайка»
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Форма организации внеурочной деятельности по программе «Всезнайка» - коллективная, групповая и индивидуальная. Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит школьника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, выражать своё мнение.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий, внеаудиторные, индивидуальные занятия.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс (первое полугодие) – 35 минут, 1 класс (второе полугодие) – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий в кружке «Всезнайка» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п Тема занятия Всего часов Количество часов Характеристика деятельности учащегося
аудиторные внеаудиторные1. Свойства предметов. 1 1 Выделяет свойства предметов
2. Сравнение предметов по свойству. 1 1 Сравнивает предметы по свойству.
3. Целое и часть. 1 1 Определяет целое и часть.
4. Знакомство с отрицанием (термин не вводится). 1 1 Знакомится с отрицанием
5. Признаки предметов. 1 1 Замечает признаки предметов.
6. Признаки предметов и значение признаков. 1 1 Определяет признаки предметов и значение признаков.
7. Обобщение по признаку. 1 1 Учится обобщать по признаку.
8. Закономерности в значении признаков у серии предметов. 1 1 Замечает закономерности в значении признаков у серии предметов.
9. Описание последовательности действий. 1 1 Описывает последовательность действий.
10. Логические упражнения. 1 1 Выполняет простейшие логические упражнения.
11. Последовательность действий и состояний в природе. 1 1 Определяет последовательность действий и состояний в природе.
12. Целое действие и его части. 1 1 Различает целое действие и его части.
13. Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. 1 1 Комбинирует, но перебор вариантов -хаотичный
14. Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. 1 1 Применяет систематический перебор вариантов.
15. Одно действие, применяемое к разным предметам. 1 1 Определяет одно действие, применяемое к разным предметам.
16. Множества предметов, обладающие указанным свойством. 1 1 Выделяет множества предметов, обладающие указанным свойством.
17. Функции предметов. 1 1 Определяет функции предметов.
18. Логическая операция «и». 1 1 Понимает смысл логической операции «и».
19. Выделение главных свойств предметов. 1 1 Выделяет главные свойства предметов.
20. Закономерность в расположении фигур и предметов. 1 1 Определяет закономерность в расположении фигур и предметов.
21. Закономерность в расположении фигур и предметов. 1 1 Определяет закономерность в расположении фигур и предметов.
22. Упорядочивание серии предметов по разным признакам. 1 1 Упорядочивает серии предметов по разным признакам.
23. Последовательность событий. 1 1 Определяет последовательность событий.
24. Высказывания. 1 1 Учится делать высказывания.
25. Истинные и ложные высказывания. 1 1 Различает истинные и ложные высказывания.
26. Комбинаторика. Расстановки и перестановки. 1 1 В играх использует расстановки и перестановки.
27. Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). 1 1 Внимательно слушает задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения) и определяет подвох.
28. Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. 1 1 Наделяет предметы новыми свойствами.
29. Перенос свойств с одних предметов на другие. 1 1 Переносит свойства с одних предметов на другие.
30. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. 1 1 Рассматривает положительные и отрицательные стороны у одних и тех же предметов.
31. Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. 1 1 Упорядочивает предметы, соблюдает последовательность, выполняет логические операции.
32. Часть-целое. 1 1 Определяет соотношение: часть-целое.
33. Логические игры. 1 1 Принимает участие в логических играх.
34. Свойства предметов. 1 1 Определяет основные свойства предметов.
35. Выделение признаков. 1 1 Выделяет признаки предметов.
36. Различие. 1 1 Находит различия.
37. Сходство. 1 1 Выделяет и называет сходства.
38. Существенные признаки. 1 1 Выделяет и называет существенные признаки.
39. Характерные признаки. 1 1 Выделяет и называет характерные признаки.
40 Упорядочивание признаков. 1 1 Упорядочивает признаки предметов.
41 Правила сравнения. 1 1 Определяет и применяет правила сравнения.
42 Значение сравнения. 1 1 Понимает значение сравнения.
43 Тест «Сравнение». 1 1 Самостоятельно сравнивает
44 Истинные и ложные высказывания. 1 1 Различает истинные и ложные высказывания.
45 Отрицание высказывания. 1 1 Высказывает отрицание.
46 Понятие о классах. 1 1 Получает понятие о классах.
47 Правила классификации. 1 1 Учится классифицировать.
48 Вопросы. 1 1 Формулирует вопросы.
49 Алгоритм. 1 1 Узнаёт понятие алгоритм.
50 Тест «Алгоритм». 1 1 Выполняет задание по алгоритму
51 Закономерность в числах и фигурах. 1 1 Находит закономерности в числах и фигурах.
52 Закономерность в буквах и словах. 1 1 Находит закономерность в буквах и словах.
53 Комбинаторика. Перестановки. 1 1 Выполняет и обнаруживает. перестановки.
54 Комбинаторика. Размещения. 1 1 Выполняет различные размещения.
55 Комбинаторика. Сочетания. 1 1 Выполняет различные сочетания.
56 Причина и следствие. 1 1 Устанавливает причину и следствие.
57 Причинно-следственные цепочки. 1 1 Определяет причинно-следственные цепочки.
58 Противоположные отношения между понятиями. 1 1 Выделяет противоположные отношения между понятиями.
59 Отношения: род-вид. 1 1 Знакомится с родовидовыми отношениями.
60 Упорядочивание по родовидовым отношениям. 1 1 Упорядочивает по родовидовым отношениям.
61 Виды отношений. 1 1 Рассматривает виды отношений.
62 Отношения. 1 1 Определяет отношения.
63 Определения. 1 1 Подбирает определения.
64 Ошибки в построении определений. 1 1 Выявляет ошибки в построении определений.
65 Суждения. 1 1 Выдвигает суждения.
66 Логические игры. 1 1 Использует логические игры.
ИТОГО 66 30 36 Содержание программы
1 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (12 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики (12 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Сравнение (8 часов)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию. Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
Комбинаторика (8 часов)
Хаотичный и систематический перебор вариантов. Перестановки. Размещения. Сочетания.
Развитие творческого воображения (6 часов)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов. Создание собственных картин. «Игра с закономерностями».
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (4 часа)
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Практический материал (8 часов)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок.
Ожидаемые результаты.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
-находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Первый год обучения
К концу первого года обучения младшие школьники должны
знать:
свойства арифметических действий;
названия геометрических фигур;
виды конструирования;
способы решения занимательных и логических задач;
правила составления узоров и орнаментов;
уметь:
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
классифицировать предметы, находить закономерность;
узнавать и изображать геометрические фигуры;
составлять, моделировать и штриховать предметы;
делать выводы, простейшие умозаключения.
использовать знания для решения олимпиадных заданий;
осуществлять самостоятельный поиск решений.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения кружка «Всезнайка»
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Формы и виды контроля
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Методические рекомендации
Эрудированный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. Программа внеурочной деятельности «Всезнайка» – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, актуальностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Нужно помочь учащимся увидеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития. Нужно создавать на занятиях кружка творческую атмосферу, поддерживать интерес к выполняемой работе, поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Задача педагога – не подавлять желания, порывы, творческие идеи у учащихся, а поддерживать их и направлять. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
Занятия проводятся в классном помещении, в кабинете информатики, в библиотеке, в игровой комнате, в форме экскурсий.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Литература для педагога
1 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.). 2 Стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897). 3 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). 4 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (стандарты второго поколения). 5 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 6 Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2009г. 7 Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г. 8 Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008. 9 Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2011г. 10 Развивающие задания. 1 класс /сост. Е.В Языканова/ М.: Издательство «Экзамен», 2012. –5-е изд., перераб. и доп. –79 с (Серия «УМК») 11 Калугин М.А. Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников (кроссворды, викторины, головоломки). -Ярославль: «Академия развития» – 2005. – 224с., ил. Литература для детей
1 Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г. 2 Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г. 3 Развивающие задания. 1 класс /сост. Е.В Языканова/ М.: Издательство «Экзамен», 2012. –5-е изд., перераб. и доп. –79 с (Серия «УМК») 2. Печатные пособия
1 Разрезной материал с картинками и цифрами 2 Набор букв на магнитах 3 Набор цифр на магнитах 4 Предметные картинки 5 Парные картинки Технические средства обучения
1 Компьютер 2 Интерактивная доска 3 Принтер 4 Магнитная доска Экранно-звуковые пособия
1 CD диск «В мире логики» 1
2 Мультимедийные образовательные ресурсы Игры и игрушки
1 Настольные развивающие игры 2 Набор предметных картинок 3 Объёмные модели геометрических тел 4 Наборы ролевых игр 5 Набор пластмассовых игрушек Оборудование кабинета
1 Ученические столы с комплектом стульев. 2 Стол учительский. 3 Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр. 4 Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания
методического объединения учителей
начальных классов, протокол
от 28.08. 2013 года № _____
___________ Арсентьева Н.В.
руководитель МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
___________ Рудь О.И.
зам. директора по УВР
29.08. 2013 года