Рабочая программа по технологии, 4 класс.


Рабочая программа технологии 4 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы начального общего образования по технологии в соответствии с учебным планом школы и требованиями ФГОС НОО
Федеральный образовательный стандарт в области «Технология» определил следующие предметные результаты:
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Таким образом, главная цель курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один их них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Место технологии в учебном плане.
Для реализации программы выделено 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание курса
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах ее получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п. Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель — думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
подчеркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения. В 1 и 2 классах основное внимание уделяется освоению базовых предметных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духовно-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности. Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогулок, игр на воздухе.
В 3 и 4 классах освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность. Это могут быть реальные исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами народов, населяющих регион.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится не только усвоение заложенных в программе знаний, качественное выполнение практических и творческих работ, но и личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых изделий, помогают наглядно и практически искать оптимальные технологические способы и приемы и тем самым являются залогом качественного выполнения целостной работы. Их необходимо выполнять на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Содержание программы
№ п\пСодержательная линия Кол-во
часов
68 ч Требования ФГОСПланируемые результаты Знать Уметь
1 Технико- технологические знания и умения, основы технологической культуры.
Элементы материаловедения.
    Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
    Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань,  пенопласт и т.д.).
Основы конструкторско – технологических знаний и умений.
    Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско – технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
    Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
    Агротехнические приемы выращивания луковичных растений, размножение растений клубнями и луковицами. Деятельность человека в поиске и открытии пищевых технологий. Влияние их результатов на здоровье людей. Селекция и селекционирование как наука и технология, связанная с выведением новых и улучшением существующих сортов сельскохозяйственных растений и пород животных.
     Дизайн (в технике, интерьере, одежде и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее варианты (тамбур, петля вприкреп, елочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Техника 20-21 века. ЕЕ современное назначение. Современные требования к техническим устройствам.
    Современный информационный мир и информационные технологии. Персональный компьютер и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.
    Энергия и современная энергетика. Использование  энергии человеком. 56 - название основных частей персонального компьютера;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям(польза, удобство, красота);
- названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;- этапы технологического процесса и их особенности в зависимости  от свойств материалов;
- петельную, крестообразную строчки и их варианты;
- луковичный и клубневый способы размножения растений. -определять конструктивные технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
- подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
- эстетично оформлять изделия;
- соединять детали из петельной и крестообразной строчками;
- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
2 Их истории технологии.
    Преобразовательная деятельность человека в 20 веке, научно – технический прогресс: главные открытия, изобретения, прорывы в науке, современные технологии), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
    Сферы использования электричества, природных энергоносителей в промышленности и в быту.
     Развитие авиации и космоса, ядерной энергетики, информационно – компьютерных технологий.
     Самые яркие изобретения начала века – электрическая лампочка и фонограф Эдисона, телефон, радио, самолет; в середине века – телевидение, ЭВМ, и др.; открытие атомной реакции, лазера и др. Рубеж 20-21 века – использование  компьютерных технологий во всех областях жизни человека. 12 - современные профессии, появившиеся в 20-21 веке и связанные с изученным содержанием;
- технические изобретения 20 века, вошедшие в нашу повседневную жизнью(телефон, радио, телевизор,компьютер и др.) - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе Интернета);
- выполнять посильныедействия для решенияэкологических проблем на доступном уровне.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
№ урока дата Тема урока Тип урока Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты
(метапредметные и личностные)
Характеристика деятельности
Содержание урока
(ученик должен знать) познавательные регулятивные коммуникативные личностные
1 четверть
Современное производство (5 часов)
1 Современное производство. Летняя шапочка.
Урок-практикум Знакомство с учебником и тетрадью. Условными обозначениями. Разработка варианта изделия по алгоритму. Повторение техники безопасности на уроке. Делает предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Выполняет работу с опорой на схему. Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Формирование
установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Принимать другие мнения и уважительно относиться к ним.
2 Чеканка. Урок-практикум Рассмотреть образцы панно в технике чеканки. Нарисовать сюжет для панно. Выбрать готовый сюжет или свой собственный и выполнить панно в технике чеканки. Добывает новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
3 Электрифицированная игрушка.
Урок-практикум
Выяснить, как работает электрифицированная игрушка. Рассмотреть схемы электрической сети. Сравнивать схемы, находить отличия. Проверять действия схемы в работе. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы отработки. Осуществлять объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
4 Модель телефона. Кроссворд. Урок-исследова-ниеРассмотреть устройство простейшей модели телефона. Определить из чего изготовлены детали. Изготовить модель. Решить кроссворд. Применять сведения, полученные на уроках технологии. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создает несложные конструкции из разных материалов. Отбирает наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
5 Модель современного предприятия Урок-исследова-ниеОрганизовать производство
изделий. Смоделировать работу предприятия по выбору ( завод, фабрика, мастерская, дом моделей). Называет используемые виды материалов, их свойства, способы отработки. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Самостоятельно выполнять поисковые действия.Отбирает наиболее подходящие для работы материалы и инструменты. Прогнозирует результат собственной и коллективной технологичес-кой деятельности. Принимает другие мнения и высказывания. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
Материалы для современного производства (3 часа)
6 Исследование полиэтилена, поролона, других материалов. Практическая работа. Изделия из вторсырья. Урок-исследова-ниеПродумать технологию изготовления. Заполнить таблицу «Технология выполнения проекта изделия». Выполнить проект. Защитить проект. Делает предварительный отбор источников информации. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Совместно с учителем выявляет и формулирует учебную проблему. Проверяет модели в действии, вносит необходимые конструктив-ные доработки. Слушает и понимает высказывания собеседников.
Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
7 Изделие из перчатки «Зайчик». Урок-исследова-ниеРазрабатывать модель изделия из перчатки. Выбирать вариант изделия. Анализировать конструкцию изделия. Продумать технологию изготовления. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, елочки идр.) Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи.Выполняет работу с опорой на схему.Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Учиться согласованно работать в группе (в паре). Слушает и понимает высказывания собеседников.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
8 Макет гостиной. Урок-исследова-ниеРассмотреть рисунок макеты гостиной. Выполнить коллективный и индивидуальный чертеж проекта «Интерьер» Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. Решает задачи по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться.
Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
2 четверть
9 Макет городского дома. Урок-исследова-ниеСоставление плана изготовления изделия по иллюстрации в учебнике. Выбор инструментов и приемов изготовления изделия. Изготовление изделия. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться согласованно работать в группе(в паре) Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
10 Коллективный проект «Городская улица». Урок-практикум Разрабатывать модель изделия. Анализировать конструкцию изделия. Продумать технологию изготовления. Выполнить коллективный проект «Город будущего» в технике коллаж. Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи. Создает несложные конструкции из разных материалов.Выполняет работу с опорой на схему. Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Слушает и понимает высказывания собеседников.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
11 Сюрпризница. Урок-практикум Изготовить сюрпризницу с опорой на схему-выкройку и инструкционную карту. Делать предварительный отбор источников информации. Выполняет работу с опорой на схему. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Учиться согласованно работать в группе(в паре). Слушает и понимает высказывания собеседников.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
12 Коллективная работа. Технологическая карта для упаковки. Урок-исследование Рассматривать и анализировать графическую техническую документацию: чертеж, технический рисунок, эскиз. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике Определять практическую значимость изделия, соответствие результата замыслу.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
13 Коллективная работа. Технологическая карта для упаковки. Защита проекта. Урок-практикум Находить возможные конструкторско-технологические трудности изготовления изделия и пути их решения. Выполнить коллективный проект. Делать предварительный отбор источников информации. Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Принимает другие мнения и высказывания.Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
Новогодняя мастерская
14 Елочная подвеска. Урок-практикум Разделиться на группы-мастерские. Составить план украшения класса. Изготовить елочную подвеску, следуя инструкционной карте. Выполнять чертежно-графические работы. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Анализировать конструкцию изделия. Продумать технологию изготовления. Самостоятельно выполнять поисковые действия. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться.Принимает другие мнения и высказывания.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
15 Гирлянда «Дракон».
Урок-практикум Выполняет работу с опорой на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи.Называет используемые виды материалов, их свойства, способы отработки. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Учиться согласованно работать в группе(в паре) Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
16 Игрушка «Клоун» Урок-практикум Проговаривать последовательность действий на уроке.
Изготовить игрушку «Клоун», следуя инструкционной карте. Выполнять чертежно-графические работы. Вырезать фигуру по выделенным линиям. Делать предварительный отбор источников информации. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
17 Подвеска для елки.
Урок-выставка Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. Самостоятельное составление плана работы по изготовлению подвески для елки.
Изготовление объемных изделий на основе развертки. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Принимает другие мнения и высказывания. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений соотносить их с общеприня-тыми нормами и ценностями.
3 четверть
18 Живой подарок. Урок-исследование Выбрать луковичное или клубное растение. Найти о нем информацию в литературе по цветоводству. Создать информационную карту о растении. Изучить сетку дневника наблюдений за выращиванием. Заполнять дневник по мере роста растения. Выполнить коллективный информационный проект-плакат «Берегите природу!» Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Слушает и понимает высказывания собеседников.
Сотрудничает в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
19 Средства передвижения. Дизайн-проект в области техники. Урок-исследование Выполнять коллективный дизайнерский проект в области техники. Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.Выполняет работу с опорой на схему. Называет используемые виды материалов, их свойства, способы отработки. Создает несложные конструкции из разных материалов. Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Учиться согласованно работать в группе(в паре). Принимает другие мнения и высказывания. Сотрудничает в малых группах. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
20 Дизайн-проект в области интерьера. Макет мебели. Урок-практикум Выполнять коллективный дизайнерский проект в области техники. Следовать инструкционной карте. Выполнять чертежно-графические работы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Анализировать конструкцию изделия. Продумать технологию изготовления. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
21 Гостиная. Коллективная работа. Урок 1. Идея. Технологическое задание. Эскиз.
Урок-практикум Рассмотреть интерьер гостиной. Анализировать предметы интерьера. Обсуждение соответствия формы, цветового решения, отделки требования моды, современному стилю. Нарисовать дизайнерский проект. Сделать экономическое обоснование проекта. Защитить готовый проект. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.Анализировать конструкцию изделия. Продумать технологию изготовления.
Проговаривать последовательность действий на уроке.Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
22 Силуэтная кукла. Модель «Кукла из гольфа/кукла бессуставная» Урок-практикум Выполнить проект «Дизайн в одежде». Рассмотреть варианты конструкции кукол. Изготовить куклу по инструкционной карте. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Сотрудничает в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
23 «Дом моделей». Дизайн-проект. Урок-исследование Познакомиться с журналом модного интерьера разных эпох. Выбрать эпоху, соответствующую замыслу. Определить особенности стиля костюма. Нарисовать эскиз костюма. Делать предварительный отбор источников информации. Создает несложные конструкции из разных материалов. Выполняет работу с опорой на схему. Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
24 Куклы из пластилина. Урок-практикум Рассмотреть фотографии. Проанализировать материалы для основы куклы. Нарисовать эскиз куклы в соответствии с замыслом. Выбрать материал для изготовления изделия. Выполнить изделие в соответствии с инструкционной картой. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Выполняет работу с опорой на схему.
Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
25 Аксессуары для куклы. Урок-исследование Создание костюма. Элементы их костюмов. Способы украшения костюмов. Изготовление изделия. Знакомство с правилами разметки ткани. Создание выкроек. Разметка ткани по шаблону. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике Проговаривать последовательность действий на уроке. Оценивать работу свою и одноклассников по заданным параметрам.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
26 Футляр. «Дизайн-проект. Урок-исследование Рассмотреть варианты изделия. Анализировать варианты материала для изготовления футляра. Обсудить отделку футляра. Выбрать материал и инструменты. Изготовить лекала. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Слушает и понимает высказывания собеседников.
Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
27 Футляр. «Дизайн-проект. Урок-практикум Изготовить детали мордочки, челки, ушек, глаз и лапок. Обметать детали основы и ушек. Сшить детали по плану. Представить изделие на выставке.
Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться согласованно работать в группе(в паре) Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
4 четверть
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7ч.)
Компьютерное письмо (3 ч.)
28 Программа Word. Правила клавиатурного письма. Урок-исследова-ниеПознакомиться со способами получения информации об окружающем мире. Находить ответ на вопрос, как находить, хранить и перерабатывать информацию. Характеризовать компьютер как современное техническое средство. Выполнять команды: открыть, свернуть, закрыть окно.Проводит исследование, анализирует результаты. Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. Находит наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Слушает и понимает высказывания собеседников.
Принимает другие мнения и высказывания. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
29 Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера. Урок-практикум С помощью учителя исследовать технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов. Рассказывает об использовании компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Ориентируется в задании. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию. Выполняет предлагаемые задания в группе и паре. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Воспитание и развитие желания трудиться, уважительно относиться к труду других людей.
30 Оформление текста (выбор шрифта, его размер и цвета, выравнивание абзаца). Урок-практикум Наблюдать и использовать информационные объекты, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы), их свойства: цвет, ширину линий, шрифт, цвет, размер и начертание текста, отступ, интервал, выравнивание абзаца.Называет основные части компьютера и их значение. Ориентируется в задании. Справляется с доступными проблемами. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Сотрудничает в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
Создание презентаций (4ч.)
31 Программа PowerPoint/ Создание презентаций по готовым шаблонам.
Урок-практикум С помощью учителя отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области техники. Находит, анализирует и отбирает необходимую информацию, планирует действия. Работает с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки), создание, преобразование, сохранение, удаление, печать.Самостоятельно выполнять поисковые действия. Делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений. Слушает и понимает высказывания собеседников.Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
32 Набор текста в разных форматах. Урок-практикум С помощью учителя исследовать технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов. (тексты, рисунки). Рассказывает о своем опыте работы на компьютере. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Находит и исправляет ошибки в своей практической работе. Сотрудничает в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
33 Выставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице. Урок-практикум С помощью учителя отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды. Работает с простейшими информационными объектами. Выполняет отдельные упражнения в работе на компьютере. Осуществляет объективный самоконтроль и оценку собственной деятельности и деятельности своих товарищей. Слушает других, уважительно относится к их мнениям, пытается договариваться. Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений.
34 «Юный технолог». Обобщение тем года. Выставка лучших работ. Защита презентаций. Урок-практикум Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Выполнить дизайнерский коллективный проект в области изобретений. Обменивается впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях. Ориентируется в задании. Справляется с доступными проблемами. Проговаривать последовательность действий на уроке. Оценивать работу свою и одноклассников по заданным параметрам.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.Участвует в диалоге, высказывает свое мнение.
Понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей, уважать труд людей.
7. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Печатные средства обучения:
Для учителя:
Лутцева Е.А. Программа четырехлетней начальной школы по математике: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.
Лутцева Е.А. Технология. Органайзер для учителя. Сценарии уроков. 4 класс. Методическое пособие. М.: Вентана-Граф,2013.
Для учащихся:
Лутцева Е.А. Технология. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2013.
Лутцева Е.А. Технология. 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2013.
Технические средства обучения:
Ноутбук.
Проектор.
Интерактивная доска.
Многофункциональное устройство.
Наглядные пособия:
Набор предметных картинок.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к газете «Первое сентября: Начальная школа». (CD)
8. Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 4 классе обучающиеся должны:
иметь представление:
о современных направлениях научно – технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения;
о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природу;
о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф;
об отдельных элементарных аспектах экономических знаний;
о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.знать:
современные профессии, появившиеся в 20 -21 веке и связанные с изученным содержанием;
технические изобретения 20 века, вошедшие  в нашу повседневную жизнь;
название основных частей персонального компьютера и их назначение;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям;
названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся;
этапы технологического процесса и их особенности в зависимости от свойств материалов;
петельную, крестообразную строчки и их варианты;
луковичный и клубневый способы размножения растений.
уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно;
подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приемы изготовления изделий в каждом конкретном случае;
эстетично оформлять изделия;
соединять детали ткани петельной и крестообразной строчками;
выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников;
выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне;
самостоятельно:
разрабатывать несложные творческие коллективные проекты и реализовывать их; распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;
при помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско – технологических, экономических и эстетических проблем.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
 
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Разметка:
- на глаз (свободным рисованием);
- сгибанием,
- по шаблону,
- по трафарету  Разметка:
- с помощью чертежных инструментов (плоские формы),
- копирование
(через копировальную бумагу,  с помощью кальки). Разметка:
-с помощью чертежных инструментов (объемные развертки),
- по масштабной сетке.
   
 
 
Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами.
Использование освоенного для выполнения творческих проектов. Выделение детали из заготовки:
- отрывание;
- резание ножницами
  Выделение детали из заготовки:
  Выделение детали из заготовки:
- резание макетным ножом Формообразование
- сгибание,
- складывание,
- сминание,
- скручивание     Сборка изделия:
-склеивание
  Сборка изделия:
сшивание (прямая строчка и ее варианты) Сборка изделия:
- с помощью проволоки;
- щелевые замки;
- сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки) Сборка изделия:
- сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты).
 
Отделка:
- раскрашивание;
- аппликация;
- рисование и др. Отделка:
- вышивка;
-блестки;
- бусины и др. Отделка:
-   пуговицы,
-   кнопки и др.  
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работы в целом;
степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично репродуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырех лет обучения создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п. В конце 4 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.