Рабочая программа внеурочной деятельности направление: общекультурное «Азбука труда»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № _____
«_____»___________2013 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
МКОУ Подгоренской СОШ № 1
___________/Бурьян Л.М
«_____»______________2013 г. Утверждено:
Директор МКОУ
Подгоренской СОШ № 1
__________/Гриценко Т.С.
Приказ №_____
«_____»_____________2013 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
направление: общекультурное
«Азбука труда»
2«В» класс
34часа
Программу составила:
Лымарь Елена Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа  рассчитана на учащихся 2 класса.
Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда. Коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;  развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности. Формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность. Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель
начальной школы предполагает организацию нравственного образования
младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка «Азбука труда».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе.
Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания, как
основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
развивающие нравственное сознание;
активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах,
сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать
эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Форма работы:       
Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы,  поездки в музеи .
Программы и проекты:
«Труд лечит, а лень портит человека»
«Хитрая бумага»
Описание ценностных ориентиров содержания курса      Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.Ценность искусства и литературы-  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека
Место курса в учебном плане
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной  деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление – общекультурное.
Личностные и метапредметные результаты внеурочной деятельности
В  программе заложены возможности формирования  у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
•   ценностное и творческое отношение к учебному труду;
•   элементарные представления о различных профессиях;
•   первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
•   осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
•   первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
•   потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
•   мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
•    создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Содержание программы
           В программе выделено 6 тематических блоков, которые носят теоретическую и практическую направленность:
Мои поручения в классе и дома (5 ч.)
Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить учащихся жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.
Вводное занятие. Режим дня школьника.
Организация дежурства в классе.
Генеральная уборка в классе.
Мои поручения дома.
Составить свой режим дня.
Комнатные растения (6 ч.)
Основная задача этого блока состоит в том, чтобы  ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных  и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных  и цветочно-декоративных растений.  
Комнатные растения в доме.
Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.
Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)
Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)
Книжкина больница (5 ч.)
Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.
Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
Изготовление закладок для книг.
Изготовление книжных обложек.
Шефская помощь (5 ч.)
Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.
Изготовление елочных игрушек.
Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
Проведение подвижных игр для дошкольников.
Мероприятие, посвященное  дню Книги.
Берегите птиц (7 ч.)
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.
Зимующие и перелетные птицы.
Какую пользу приносят птицы.
Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
Экскурсия в березовую рощу.
Рисунок птицы.
Школьный двор - лучший двор (6 ч.)
Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью
Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
Уборка территории школьного двора.
Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.(2 ч)
Уход за многолетними растениями на территории школы.
                                   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема занятия Кол-во часов
теория практика всего
1 Мои поручения в классе и дома 3 2 5
Режим дня школьника. 1 Организация дежурства в классе. 1 Генеральная уборка в классе. 1 Мои поручения дома. 1 Составление своего режима дня. 1 2 Комнатные растения 1 5 6
Комнатные растения в доме. 1  Комнатные растения в классе. 1 Цветочные растения на клумбе. 1 Составление дизайна цветочной клумбы. 1 1 Генеральная уборка в классе. 1 3 Книжкина больница 1 4 5
Содержание в порядке своих книг и тетрадок. 1 Мелкий ремонт книг. 2 Изготовление закладок для книг. 1 Изготовление книжных обложек. 1 4 Шефская помощь 1 4 5
Изготовление ёлочных игрушек. 1 Акция « Спешите делать добро» 1 Проведение подвижных игр для дошколят. 1 Классный час, посвящённый дню книги. 1 Генеральная уборка. 1 5 Берегите птиц 3 4 7
Зимующие и перелётные птицы. 1 Какую пользу приносят птицы. 1 Акция «Помоги зимующим птицам». 1 Изготовление кормушки из бросового материала. 1 Разработка дизайна кормушки. 1 Экскурсия в берёзовую рощу. 1 Подбор корма для зимующих птиц. 1 6 Школьный двор - лучший двор 1 5 6
Уют в школьном дворе. 1 Уборка территории школьного двора. 1 Выращивание растений из семян для клумбы. 2 Уход за деревьями на территории школы. 1 Генеральная уборка в классе. 1 Итого 10 24 34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
                                    
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Характеристика видов деятельности
Мои поручения в классе и дома 5 1. Режим дня школьника. 1 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и дома, следовать этим правилам.
Учиться выполнять различные роли (лидера, исполнителя, критика).
Определять и формулировать цель деятельности с помощью взрослых и учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
2. Организация дежурства в классе. 1 3. Генеральная уборка в классе. 1 4. Мои поручения дома. 1 5. Составление своего режима дня. 1 Комнатные растения 6 6. Комнатные растения в доме. 1 7.  Комнатные растения в классе. 1 8. Цветочные растения на клумбе. 1 9 -10 Составление дизайна цветочной клумбы. 1 11 Генеральная уборка в классе. 1 Книжкина больница 5 12 Содержание в порядке своих книг и тетрадок. 1 13-14 Мелкий ремонт книг. 2 15 Изготовление закладок для книг. 1 16 Изготовление книжных обложек. 1 Шефская помощь 5 17 Изготовление ёлочных игрушек. 1 18 Акция « Спешите делать добро» 1 19 Проведение подвижных игр для дошколят. 1 20 Классный час, посвящённый дню книги. 1 21 Генеральная уборка. 1 Берегите птиц 7 22 Зимующие и перелётные птицы. 1 23 Какую пользу приносят птицы. 1 24 Акция «Помоги зимующим птицам». 1 25 Изготовление кормушки из бросового материала. 1 26 Разработка дизайна кормушки. 1 27 Экскурсия в берёзовую рощу. 1 28 Подбор корма для зимующих птиц. 1 Школьный двор - лучший двор 6 29 Уют в школьном дворе. 1 30 Уборка территории школьного двора. 1 31-32 Выращивание растений из семян для клумбы. 2 33 Уход за деревьями на территории школы. 1 34 Генеральная уборка в классе. 1 Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа общественно -полезной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешноститрудовой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции на уровне понимания необходимости трудовой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешноститрудовой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения общественно- полезной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении
коллективных работ;
- контролировать свои действия и действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Результаты первого уровня:
-приобретение учащимися представлений об основах культуры труда, о различных профессиях,
- приобретение общего представления об истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
- -приобретение школьниками элементарного опыта творческой и трудовой деятельности;
- приобретение знаний о правилах групповой работы, основ этикета и грамотной манеры поведения в обществе.
Результаты 2 уровня:
- воспитание чувства сопереживания к товарищам;
- развитие навыков планирования последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
-развитие навыка отбора наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и общественно –полезных задач в зависимости от конкретных условий;
- гармонизация развития учащихся, расширение рамок культурного и творческого образования детей: углубление и расширение способности технически правильно выполнять действия.
Результаты 3 уровня:
-приобретение опыта бесконфликтного общения;
- приобретение умения переносить культуру поведения и общения в деятельности на межличностное общение в повседневной жизни;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
бережное отношение  к окружающему миру,
положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
умения применять навыки взаимопомощи,
формировать самостоятельность,
навыки работы в коллективе;
умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
•   самостоятельность работы;
•   осмысленность действий;
•   разнообразие освоенных задач.
Оценивание работы учащихся
Основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
оцениваются достижения, отрицательные оценки исключены;
основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
Качественные оценки: «Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай ещё!», и т.д.
Форма  подведения итогов        
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.
Список литературы
                               
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;