Презентация на тему Проектирование современного урока с учетом требований ФГОС ООО


Проектирование современного урока с учётом требований ФГОС ООООсновным элементом системы профессиональной деятельности учителя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок Если мы сегодня будем учить детей как вчера, мы украдём у них завтра. Джон Дьюи, американский философ Почему необходимы изменения в российском образовании?Российские школьники уступают своим сверстникам: в умении работать с информацией;в умении решать практические, социально- и личностнозначимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;в умении связывать с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.*По результатам международных исследований PISA и TIMSSи Что говорят родители...Какие качества родители хотят видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни онбыл успешен?•Умение ориентироваться в мире •Самостоятельно добывать и применять знания• Умение ставить цель и добиваться ее• Умение общаться• Умение адаптироваться к ситуации•Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком • Сохранить здоровье ...13 Как получить новый образовательный результат?Традиционный взглядФГОСпрочные ЗНАНИЯучитель — источник, информации, знанийУченик — объектобразовательногопроцессаРАЗВИТИЕ личности учащегосяучитель - СОавтор образовательного продуктаУченик активный участник образовательного процесса, деятель15 Стратегия современного урокаУдивлениеПознавательнаядеятельностьОткрытиеРефлексивнаядеятельность16 Новые цели требуют новой ТЕХНОЛОГИИ:учитель не солист, он — дирижёр!Традиционныйурок,1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителемЗ.Объяснение темы учителем4.ЗакреплениезнанийученикамиСовременный урок,1. Создание проблемнойситуации учителем и формулирование проблемы учениками2. Актуализация ученикамиСвоих знаний3. Поиск решения проблемы учениками4. Выражение решения5. Применение знанийучениками17 В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих деятельность учащихсяСистемно-деятельностный подходЧему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить?Обновлениетехнологий образованияРади чего учить?Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯБлизкие понятия:общеучебные умения,общепознавательные действия,общие способы деятельности,надпредметные действия. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.Понятие УУД Виды УУДЛичностныеРегулятивныеПознавательные Коммуникативные ЛИЧНОСТНЫЕ УУДдействия самоопределения (личностное, (профессиональное), жизненное самоопределение)действия смыслообразования (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом)действия нравственно-этического оценивания (в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор) РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУДЦелеполаганиеПланированиеПрогнозированиеКонтрольКоррекцияОценкаВолевая саморегуляция ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУДОбщеучебные, включая специально-предметные действия Универсальные логические действияПостановка и решение проблемы КОММУНИКАТИВНЫЕ УУДПланирование учебного сотрудничестваПостановка вопросовПостроение речевых высказываний УУД формируются в процессе...
style.rotation Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо:Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения. ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;Самоидентификация;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельностьКоммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничестваПознавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символических средств, общих схем решения;выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, Установления аналогий, подведения под понятиеОсновы системынаучных знанийОпыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знанияПредметные и метапредметные действия с учебным материалом Требования к результатам освоения основной образовательной программы Структура урока приреализации деятельностного подходaЭтап 1:Мотивирование к учебной деятельности18 Этап 1:Мотивирование к учебной деятельностиКомпонентыурокаТрадиционный урок,Урок современного типаТема урокаУчитель сообщает темуформулируют сами учащиесяЦели и задачи урокаУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны учитьсяформулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания19 Структура урока приреализации деятельностного подходаЭтап 2:Построение нового знания20 Структура урока приреализации деятельностного подходаЭтап 2: Построение нового знанияКомпонентыурокаТрадиционный урокУрок современного типаПланирование деятельности по изучению новой темыУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы изучить новую темуПланирование учащимися способов достижения намеченной цели по построению нового знанияПрактическаядеятельностьучащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод)Учащиеся осуществляют поиск решения и формулируют решение по намеченному плану (групповой, индивидуальный методы)ОсуществлениеконтроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)21 Структура урока приреализации деятельностного noдхoдaЭтап 3:Применение полученных знаний22 Этап 3: Применение полученных знанийКомпонентыурокаТрадиционный урокУрок современного типаЗакрепление, актуализация полученных знанийУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнитьУчащиеся для выполнения ситуативного задания осуществляют выбор уровня и способа деятельностиПрактическаядеятельностьучащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (фронтальный метод)Учащиеся осуществляют учебные действия по созданию и презентации продукта (групповой метод)ОсуществлениеконтроляУчитель осуществляет контроль выполненной учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (самоконтроль, взаимоконтроль) Структура урока приреализации деятельностного подхoдaЭтап 4:Рефлексия учебной деятельности24 Этап 4: Рефлексия учебной деятельностиКомпонентыурокаТрадиционный урок,Урок,современного типаАнализрезультатовдеятельностиПо итогам выполненной работы учащимися учитель проводит с ними работу над ошибкамиУчащиеся сами формулируют возникшие затрудненияСоотнесение результатов деятельности с поставленной целью урокаУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку своей деятельности (самооценивание, взаимооценивание)Домашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует домашнее задание (чаще одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем, с учётом индивидуальных возможностей, или сформулировать задание самостоятельно25 ПОПС формулаПредлагаем Вам ответить на вопрос с использованием ПОПС-формулы*. Для этого продолжите предложения:Я считаю, что...Потому что...Я могу доказать это на примере...Предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС -формулы:П - позицияО - объяснение, обоснование своей позицииП - пример, доказательство правоты своей позиции на практике С -следствие, суждение, выводы Таким образом, появляется уникальная возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени «погружения» в материал, о степени понимания происходящих процессов, о нравственной оценке того или иного события, явления, факта.А самое главное, мы предлагаем выразить собственное мнение, собственную позицию. Правило 1. Что оцениваем?Оценивается устно любое успешное действие Фиксируется отметкой демонстрация умения по применению знания - решение задачиПравило 2. Кто оценивает?На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель, а ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет, чтоона завышена или занижена Правило 3. Сколько ставить отметок?За каждую учебную задачуПравило 4. Где накапливать оценки?В таблицах результатов образования и Портфолио ученика26 Алгоритм самооценивания1 шагЧто нужно было сделать в этом задании ?2 шагУдалось получить результат? Найдено решение, ответ?3 шагСправился полностью правильно или с незначительной ошибкой ? 4 шагСправился полностью самостоятельно или с небольшойпомощью?33 ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения. Требования к уроку с позиций федерального образовательного стандартаФормирование предметных результатовФормирование универсальных учебных действий Создание комфортной средыСмена видов деятельностиУчить ученика самого добывать знания ( обучение в деятельности) Как готовиться к уроку по ФГОС ООО?Шаг 1. Целеполагание:- поставить цели урока с учетом формирования УУД- выделить в содержании учебника обязательный программный минимум, который должны усвоить все ученикиШаг 2. Проектирование урока по технологической карте:- выявить понятия минимума и максимума в учебном материале- продумать проблемную ситуацию, главный вопрос урока, набор важнейших, вопросов для диалога с учениками, задания продуктивного типа- включить резервный материал для дополнительного изучения на уроке- продумать форму рефлексии для учащихся на урокеШаг 3. Рефлексия учителя:- соотнести планируемые результаты урока с поставленными целями- оценить возможные риски деятельности учащихся и учителя на уроке28 Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к личностным результатам.  Поэтому в структуру современного урока следует внести новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата. Новая типология уроковГлавная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников Типология уроков на основе системно-деятельностного подходаУроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля Отличие требований к ТУ и уроку современного типа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Требования к урокуОбъявление темы урокаСообщение целей и задачПланированиеПрактическая деятельность учащихся Осуществление контроляОсуществление коррекцииОценивание учащихсяИтог урокаДомашнее задание{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Традиционный урок Учитель сообщает учащимсяУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (ча ще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практи ческой работы Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Урок современного типаФормулируют сами учащиеся Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланирование учащимися способов достижения намеченной целиУчащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Проводится рефлексияУчащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Что такое технологическая карта урока?Технологическая картапредназначена для проектирования учебного процесса и помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС, системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе урока.47 ЭтапурокаУчебныйматериал,ресурсы,оборудованиеЗаданияДеятельность учащихсяПланируемые результатыбазовогоуровняповышенногоуровняВиды деятельностиФормаработыПредметныеМетапредметные: формируемые УУДЛичностныерегулятивныепознавательныкоммуникатив(организациясобственнойдеятельности)е (умения результативно мыслить и работать с информацией)ные (умения общаться, взаимодействов ать с людьми)слова-помощникидляформулирования продуктивного задания на развитие данного вида УУД:слова-помощники для формулирования продуктивного задания на развитие данного видаУУД:слова-помощники для формулировани япродуктивного задания на развитие данного видаУУД:1. Мотивация к учебной деятельностиФормулирование проблемы\цели урокаАктуализация знаний, необходимых для изучения темыВысказывание версий ответа2. Построение нового знанияПланирование способов достижения целиПоиск решения по намеченному плануФормулирование решенияОсуществление контроля: самоконтроля/ взаимоконтроля3. Применение полученных знанийсамоорганизация для выполнения ситуативного задания: выбор уровня и способа деятельностиВыполнение задания, создание продуктаПрезентация продукта4. Рефлексия учебной деятельностиСоотнесение полученного результата с поставленной цельюСамоанализ и самооценка учебной деятельностиВыбор домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей48 Технологическая карта урока — инструмент современного учителяФГОСТехнологическаякартаСистемно-деятельностныйподходИнструментучителяСовременныйурок.49 Технологическая карта урока - инструментсовременного учителяУчитель-координатор (дирижер)Технологическая карта урокаЭтапы урокаДеятельность учащихсяПродуктивные знания Предметные ЛичностныеБазовый уровень Повышенный уровень МежпредметныеРегулятивныеУУДКоммуникативныеУУДПознавательныеУУД5Планируемые результаты Сквозная цель образования в начальной, основной и старшей школе Воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления Спасибо за внимание