Использование информационно – коммуникационных технологий во взаимодействие учителя – логопеда с родителями.


Использование информационно – коммуникационных технологий во взаимодействие учителя – логопеда с родителями.
( Из опыта работы)
Подготовила учитель – логопед
Кордюкова Л.В. МАОУ СОШ №2
СЛАЙД 2
«Надо, чтобы семья была хорошей школой, а школа — хорошей семьей» Т.Бер
Главные приоритеты новых стандартов образования должны базироваться на развитии ИКТ-грамотности и формировании ИКТ-компетентности всех участников образовательного пространства. Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. В современной школе необходим заинтересованный диалог между учителем и родителями, позволяющий выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на развитие всех детей.
Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия школы с семьей.
СЛАЙД-3
Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ). Информационно – коммуникативные технологии – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата . Здесь необходимо обратить внимание на некоторые понятия:
- информация – совокупность каких – либо данных, знаний ;- коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц ;- технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое .Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ).
СЛАЙД-4
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают учителю - логопеду разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность учителя, воспитателя в целом.
СЛАЙД-5
Компьютер позволяет:
•расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи;
•реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
•применить индивидуальный подход к ребенку;
•сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;
•повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего общее недоразвитие речи.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Применение ИКТ в работе с родителями помогает найти контакт практически со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
С помощью ИКТ родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком по заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка.
СЛАЙД-6
Как же можно использовать ИКТ для взаимодействия с родителями?
Направления:
Информирование родителей.
Создается специальная рассылка, которая помогает родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в образовательном учреждении. Для этого я, например, собрала их электронные адреса и регулярно и заблаговременно сообщаем членам семьи о каком-то событии или достижении.
Просвещение родителей.
Оптимальный вариант такой работы – создание специального сайта для родителей либо страничек на сайте, как это сделано в нашей школе, где они находят интересующие их материалы по проблемам речевого развития.. Главное, что у родителей есть возможность обращаться к первоисточникам нашей деятельности.
Обучение родителей.
Строго говоря, это направление можно назвать учебно-методическим сопровождением семьи. Оказать родителям именно такую поддержку с помощью дистанционных методов, обе стороны могут сэкономить много времени.( Дети с ОВЗ).
Совместная деятельность с родителями.
Такая деятельность имеет как минимум два аспекта: проектный (когда мы обсуждаем с родителями то или иное мероприятие, обмениваемся вариантами сценариев и викторин по электронной почте) и реальный (когда мы проводим мероприятие.).
СЛАЙД- 8,910
Многолетний опыт работы позволил мне определить разнообразные формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков (с использованием ИКТ).
Оформление анкет и других диагностических бланков для родителей; ( сбор анамнеза, договор ,анкета, индивидуальная карточка ит.д.)
Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний и групповых мероприятий.
Оформление «родительских уголков» и информационных стендов, буклетов, памяток;(. Используя элементарные компьютерные программы, логопед может быстро набрать текстовый документ (объявление, информация о выставках и др.), сделать информационный буклет.
Использование книг,рабочих тетрадей; методических пособий, журналов в электронном варианте;(по звукокопроизношению и дисграфии).
Знакомство со сценариями праздников, логопедических мероприятий; (демонстрация творческих работ и достижений учащихся, а так же запись речи ребенка до коррекции и после и т. д.)
Использование разнообразного иллюстративного материала, как статического, так и динамического; ( для обследования, диагностики речи )
Размещение информации на сайте МБОУ СОШ №2; страничка логопеда на сайте(На личной странице логопеда в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей).
Взаимодействие с родителями по сотовой связи, электронной почте;(У каждого родителя есть номер сотового телефона учителя - логопеда, Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить , отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, я имею возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями учащихся. По электронной почте им рассылаю дом. задание.Преимущества использования электронной почты в том, что до сведения родителей можно доносить огромный объем информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьей
СЛАЙД-11,12,13,14,15,16,17
«Семейная медиатека.» (Собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных собственными силами). Термины «медиа», «медиатека» впервые прозвучали в отечественной методической и педагогической литературе в 1991 году. «Медиа» - это не только аппаратные устройства, но и носители информации, которые хранятся и распространяются отдельно от аппаратных устройств. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, аудио и видеокассетах. Молодым родителям интереснее познакомиться с актуальными вопросами по вопросам речевого развития детей. Я предлагаю родителям медиа пособия, а также образовательные( логопедические ) порталы и сайты в Интернете.
Моя «Семейнаямедиатека» включает большую базу материала в электронном формате. Накопленный ресурс систематизирован по всем структурным компонентам речи.
1. Игротека – игры по разным направлениям, знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными не только на развитие речи
, но и внеречевых процессов( внимание, мышление, память и т.д). Выполняться должны строго с родителями.
2.Советы логопеда .( Содержит конкретные рекомендациипамятки, буклеты, рекомендации).
3.Артикуляционная гимнастика.предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д4.Адреса порталов и сайтов .5.Презентации, компьютерные программы (Составлен ряд интерактивных презентаций6. Домашние задания – упражнения на закрепление материала, упражнения развивающего характера. Составлен ряд интерактивных презентаций. Не менее эффективная форма работы – это информационный стенд. Необходимо подчеркнуть его преимущества. Во-первых, передача информации в письменной форме не требует много времени. Во-вторых, родителям легче удержать в памяти весь её объем, и они могут вернуться к материалам неоднократно. И, в-третьих, для того, чтобы взрослые смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо предложить определённый алгоритм действий и памятку, которая позволит применить знания на практике. Красочно оформленные, с крупным четким шрифтом, яркими картинками они привлекают внимание даже не у самых активных родителей. Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: раз в месяц.
Игротека знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными:
- фонематического восприятия;
- на расширение словарного запаса школьника;
- закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно;
- воспитание навыков словообразования;
- закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учётом следующих требований:
- упражнения должны учитывать принцип ведущей деятельности (игры) ;- закреплять изученный на логопедических занятиях материал;
- должны предваряться подробными инструкциями;
- родители должны понимать и цель каждого упражнения;
- задания по новому материалу не включаются.
Советы логопедасодержит конкретные рекомендации: памятки, буклеты, рекомендации)- как выявить уровень развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха и т.д.;
- как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребёнка, создавать положительную мотивацию к занятиям и т.д.);
- как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;
- как развивать мелкую моторику рук. Мы рассказываем о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Артикуляционная гимнастикапредлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д.Итак, за последнее время заметно расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, активизируем родителей в вопросах коррекции речи и воспитания ребёнка.
Консультации:
1.Использование ИКТ в работе логопеда.
2.Основы правильного физиологического дыхания.
3.Мелкая моторика дома (игровые методы и приёмы)
4.Почему не каждому дается грамота.
5.Профилактика дисграфии и дислексии.
6.Использование бионергопластикипри развитие артикуляционного аппарата.
7.Как сделать скучное интересным? (игровые приёмы автоматизации звуков).
Памятки:
8.Зачем логопед задаёт домашние задания.
9.Как нужно заниматься с ребёнком дома.
10.Чтобы ребёнок был успешным.
11.Итоги нашей работы.
12.Пожелания родителям будущих первоклассников.
13.Памятка для мамы и папы.
14.Логопедические упражнения для выработки определённых звуков речи.
Рекомендации:
15.Рекомендации по проведению артикуляционных гимнастик с ребёнком дома.
16.Игровые упражнения в работе с ОВЗ.
Буклеты:
17.Речевая азбука для родителей.
18.Дыхательная гимнастика
19.Дисграфия и дислексия.
20.Артикуляционные упражнения для шипящих звуков.
21.Артикуляционные упражнения для соноров.
22.Артикуляционные упражнения для свистящих.
23.Готов ли ваш ребенок к школе.
24.Комплексы артикуляционных упражнений.
Разное:
25.Как преодолеть речевые проблемы вместе (заметка).
26.«Сказки о Весёлом Язычке».
27.Картотека игр и упражнений по развитию речи детей 6-7 лет «Играем с мамой».
28.Фонематические зарядки, песенки дома.
29.Презентации при автоматизации звука: в слогах, словах, введении в связную речь
31.Упражнения по развитию внимания, мышления,памяти.
32.Блок авторских презентаций по лексическим темам, презентации для автоматизации и дифференциации звуков речи.
33.Презентации «Просодическая сторона речи у детей»
34.ЦОР по коррекции дисграфии.
35. Презентации по преодолению дисграфии и дислексии и т. д.
Родителям так же предлагаю компьютерные программы, мультимедийные игры и развивающие методики для детей:
1.Пальчиковая гимнастика 5-7 лет.
2.Домашний логопед.
3.Игры для тигра.
4.Учусь писать без ошибок.
5.Звуковая мозайка.
6.Учимся писать.
7.Учим буквы.
8.Тренируем память.
9.Логопедия для малышей. Уроки Феи правильных звуков.
10.Развитие речи «Учимся говорить правильно».
11. Ума палата.
12. Работа над ошибками.
13. Почемучки.
14. Хочу всё знать.
15.Стишки и песенки Е.Железновой.
16.Мультимедийный диск «Моя мама логопед» и др.
ИКТ позволили изменить условия взаимодействия с родителями. Эффективность работы учителя-логопеда во многом зависит от взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе и с родителями. Одно из направлений работы учителя-логопеда: информирование и консультирование педагогов и родителей о нормах речевого развития, об особенностях формирования речи на всех возрастных этапах школьного детства, о речевых нарушениях, их профилактике, путях коррекции.
СЛАЙД-18
Преимущества ИКТ:
• минимизация времени доступа родителей к информации;
• возможность учителя - логопеда продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
• обеспечение индивидуального подхода к родителям детей с нарушением речи;
• оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
• рост объема информации;
• оперативное получение информации родителями;
• обеспечение диалога учителя - логопеда и родителей.