Рабочая программа по музыке ФГОС, разработана в соответствии и на основе — примерной программы. Реализуется на основе УМК «Планета знаний», учебник «Музыка» Т. И. Баклановой.


Муниципальное образование Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 поселка Паркового
муниципального образования Тихорецкий район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30августа 2016 года протокол №1
Председатель ___________ Г.П. Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По музыке
Уровень образования основное общее образование (1-4 классы)
Количество часов 135 часов
Учитель Михайленко Наталья Сергеевна
Программа разработана в соответствии и на основе - примерной программы по музыке ФГОС, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Реализуется на основе УМК «Планета знаний», учебник «Музыка» Т. И. Баклановой.
Рабочая программа по музыке разработана на основе:
- примерной программы по музыке ФГОС, включенной в содержательный раздел примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
Реализуется на основе УМК «Планета знаний», учебник «Музыка» Т. И. Баклановой.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
•формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
•воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
•развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
•обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Роль учебного курса: рабочая программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса русского языка.
Планируемые результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.
Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Содержание учебного предмета, курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Такое построение программы допускает разнообразные варианты структурирования содержания учебников, различное распределение учебного материала и времени для его изучения. Предусматривается резерв свободного учебного времени — 18 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв даёт возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные содержательные линии по своему усмотрению. В 1 классе сокращение часов осуществляется за счёт резерва учебного времени.
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине, Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития
(повтор и контраст).
формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведении. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса;, детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Таблица тематического распределения часов (I вариант)
№ п/п Разделы, темы Количество часов итого
Примерная программа Рабочая программа Рабочая программа по классам 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 1. Музыка в жизни человека. 30 30 (15р.ч) 9 10 20 6 45
2. Основные закономерности музыкального искусства. 60 60 18 15 6 21 60
3. Музыкальная картина мира. 30 30 6 9 8 7 30
Резерв 18 Итого 135 135 33 34 34 34 135
Резервные часы добавлены в раздел: « Музыка в жизни человека»,
Содержание программы
1класс (33 часа)
1. Музыка в жизни человека(9ч)
Звуки окружающего мира.Хор, солист, дирижёр. Песня. Запев. Припев. Народные музыкальные инструменты: свирель, рожок, гусли, балалайка, гармонь и др. Народные танцы.
Пение:«Где музыка берёт начало?» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина), «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой), Русские народные песни: «На зелёном лугу», «Как под горкой», «Куда летишь, кукушечка?», «Как пошли наши подружки», колядка «Добрый тебе вечер», «У кота-воркота» (колыбельная), «Сорока-сорока» (прибаутка), «Ладушки» (потешка), «Дождик», «Жаворонушки» (заклички), «Бояре» (игровая), «Во поле берёза стояла», «Ах, вы сени», «А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица», «Славны были наши деды», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Во саду ли, в огороде», «Василёк».«Лесная прогулка» (муз. В. Титаренко, сл. В. Викторова), «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найдёновой), «Ковёр-самолёт» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Кима), «Песенка весёлых козлят» из детской оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля, песни из мультфильмов (по выбору), «Пёстрый колпачок» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой), «Ёлочка» (муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой), «К нам приходит Новый год» (муз. В. Герчик, сл. З. Петровой), «Снежинки» (муз. В. Шаинского, сл. А. Внукова),
Слушание музыки. Песни: «Где музыка берёт начало?» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина), «Музыка» (муз. Г. Струве, сл. И. Исаковой), «Частушки бабок-ёжек» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина), «Песня Лешего» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового),
2. Основные закономерности музыкального искусства (18ч)
Стаккато. Легато. Пиано. Высота звука. Регистр. Длительность звука. Интервал. Голоса (высота, громкость, тембр). Интонация. Ритм. Ритмический рисунок. Темп. Мелодия. Мелодический рисунок. Аккомпанемент. Ноты и другие нотные знаки. Музыка и изобразительное искусство. Мажорный лад. Минорный лад.
Пение:«Громкая песенка» (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова), «Тихая песенка» (муз. Г. Струве, сл. В. Викторова), «Песенка о гамме» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой).
Слушание музыки. Пьесы: «Песня жаворонка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Печальная история», «Грустный дождик», «Резвушка», «Плакса», «В сказочном лесу» Д.Б. Кабалевского, «Весело — грустно» Л. ван Бетховена, «Осенняя песня», «Декабрь», «Святки», «Февраль. Масленица», «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, «Кукушка» Л. Дакена, «Пение птиц» Э. Денисова, «Старый замок», «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов», «Богатырские ворота в Киеве» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, «Мелодия» П.И. Чайковского, «Нянины сказки», «Баба-яга», «В церкви», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Мама», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского, «Сказочка» С.С. Прокофьева, «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Музыкальная шкатулочка» С. Майкапара, «Музыкальная табакерка» А.К. Лядова. Оперы: «Третья песня Леля», арии Снегурочки и Деда Мороза, сцена проводов Масленицы из оперы «Снегурочка», «Садко» (вступление), «Сказка о царе Салтане» («Полёт шмеля», «Три чуда») Н.А. Римского-Корсакова, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Волшебная флейта» В.А. Моцарта.
Музыкальная картина мира (6ч)
Музыка и театр. Детские и взрослые певческие голоса. Балет. Классическая музыка. Россия в песнях. Хоровод. Песни о дружбе. Духовой оркестр. Старинные музыкальные инструменты и устройства.
Пение:«Механическая» и «живая» музыка.«Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой), «Наш край» (муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца), «Край, в котором ты живёшь» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина), «Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл. Лены Жигалкиной и А. Хайта), «Дружат дети всей Земли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова), «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Ты на свете лучше всех» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского), «Синяя вода» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина), «Чунга-чанга» (муз. В. Ша-инского, сл. Ю. Энтина), «Песенка Львёнка и Черепахи» (муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова), «О картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера), песни народов мира.
Слушание музыки. Песни о России и песни народов России в исполнении детских коллективов, масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов, «Пусть всегда будет солнце» (муз.А. Островского, сл. Л. Ошанина), русская народная купальская песня «На святого Ивана».
2 класс (34ч)
1. Музыка в жизни человека(10ч)
Колыбельные песни. Звуки и музыкальные образы осени, зимы, весны, лета. Влияние музыки на настроение, чувства и мысли людей. Музыка и здоровье людей.
Пение: «Музыка» (муз.Г. Струве, сл. В. Исаковой). «Часы» (муз.и сл. П. Ступелла), вокально-инструментальные импровизации «Утренние приветствия», «Какой чудесный день», «Шумный день», «Добрый вечер!», «Спокойной ночи», «Баю, бай», «Осень», «Полёт звука», «Моя мама». «Вечерняя песня» (муз.А. Тома, сл. К. Ушинского).«Улыбка» (муз.В. Шаинско-го, сл. М. Пляцковского).«Песенка о зарядке» (муз.М. Старокадомского, сл. М. Львовского и А. Кронгауза).«Песня о зарядке» (муз.Г. Гладкова, сл. Г. Остера). «Ты соловушка, умолкни» (М.И. Глинка). Хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» (начало). «Патриотическая песня» (муз.М. Глинки, сл. А. Машистова). Обиходное церковное песнопение «Отче наш». Тропарь Пасхи. «Синяя вода» (муз.В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).
Слушание музыки. Песни: «Музыка» (муз.Г. Струве, сл. В. Исаковой).«Прекрасное далёко» (муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Народные песни и звучания музыкальных инструментов разных народов России. Народные наигрыши. «Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя» М.И. Глинки. «Среди долины ровныя» (стихи А. Мерзлякова, муз.народная). М.И. Глинка «Попутная песня». М.И. Глинка «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». «Патриотическая песня» (муз.М.И. Глинки, сл. А. Ма-шистова).«Дуэт Короля и Принцессы» из мультфильма «По следам Бременских музыкантов» (муз.Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).«Вместе весело шагать» (муз.В. Шаинского, сл. М. Матусовского) в исполнении одного из известных детских хоровых коллективов.
2. Основные закономерности музыкального искусства (15ч)
Музыка — отражение жизни. Музыкальный образ. Интонация. Музыкальные жанры: песня, танец, пьеса, марш.
Метр, размер и такт в музыке; длительность звуков, название и обозначение различных темпов, нюансов. Композитор. Композиция. Инструментальная музыка. Ударные, струнные, духовые музыкальные инструменты. Высота, громкость, тембр звучания. Ритм. Интонация. Легато. Стаккато. Ансамбль, инструментальный ансамбль, вокальный ансамбль. Виды ансамблей (дуэт, трио, квартет, квинтет, секстет). Оркестр. Виды оркестров. Симфонический оркестр, состав музыкальных инструментов, расположение музыкантов. Дирижёр. Оркестр русских народных инструментов. Духовой оркестр. Профессия мастера музыкальных инструментов. Самодельные музыкальные инструменты и способы их изготовления. Вокальная музыка. Певческие голоса: дискант, сопрано, альт, тенор, бас. Тембр голоса. Интонация. Унисон. Хор. Детский хор. Канон. Академический хор. Народный хор. Церковный хор. Правила певческого дыхания, звукоизвлечения, звуковедения. Дикция певца. Охрана голоса.
Пение: «Спят усталые игрушки» (муз. З. Петровой, сл. А. Островского). «Времена года» (муз.и сл. Ц. Кюи). «Осень» (муз.М. Красева, сл. М. Ивенсен). «Здравствуй, гостья зима» (муз.народная, сл. И. Никитина, обр. Н.А. Римского-Корсакова). «Песенка о лете» (муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).«За рекою старый дом» (муз.И.С. Баха, русский текст Д. Тонского).«Прекрасное далёко» (муз.Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
Слушание музыки. Пьесы: С. Прокофьев «Утро», «Вечер». П.И. Чайковского «Октябрь, Осенняя песня», «Сентябрь. Охота» и «Ноябрь. На тройке», «Декабрь. Святки» и «Февраль. Масленица», «Январь. У камелька», «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи», «Июнь. Баркарола», «Июль. Песня косаря», «Август. Жатва» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Мама», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Нянина сказка» и «Баба-яга», «Утренняя молитва» и «В церкви» (из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского. А. Вивальди. «Концерт для флейты с оркестром» (фрагмент). Старинные пьесы для фортепьяно, скрипки и других музыкальных инструментов в исполнении учащихся музыкальной школы. «Отче наш» (фрагмент «Литургии» П.И. Чайковского).
3.Музыкальная картина мира (9ч)
Музыкальное наследие России. Старинная русская народная музыка. Различные жанры народных песен: трудовые, свадебные, плясовые. Русская пляска. Старинная церковная музыка. Старинная классическая музыка. Музыкальное наследие разных стран и народов. Музыка будущего. Музыка и техника: магнитофон. Образы России в музыке. Музыка разных народов.
Знаменитые музыканты и музыкальные театры мира. Звуки Вселенной.
Пение: Латышская народная песня «Петушок». «Закатилось солнышко» (муз.М. Парцхаладзе, сл. М. Садовского).«Моя Россия» (муз.Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой).«Песня о России» (муз.В. Локтева, сл. О. Высоцкой).«Улетаем на Луну» (муз.В. Витлина, сл. П. Кагановой). Украинские народные песни «Веснянка», «Птичка». Белорусская народная пеня «Перепёлочка». Русские народные песни «Во кузнице» (трудовая), «Дон-дон», «Заиграй, моя волынка», «На зелёном лугу» (повторение), «Матушка репка». Вокально-интонационная игра «Разговор древних людей». Песни народов России. Вокально-интонационная игра со звуками «Колокольные звоны». Французская народная песня «Братец Яков». «Балалайка» (муз.В. Агафонникова, сл. З. Петровой).«Весёлый музыкант» (муз.А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Слушание музыки. Оперы: М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина»), М.И. Глинка «Иван Сусанин», хор «Cлавься!»
3 класс(34ч)
1. Музыка в жизни человека(20ч)
Общее представление о концертном зале. Знаменитые концертные залы России. Общее представление о концерте хоровой музыки. Краткое знакомство с известными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми коллективами. Понятие «гимн». Первоначальные сведения о происхождении древнерусского церковно-певческого искусства. Опера. Балет. Мюзикл. Знакомство с жанром либретто. Музей, музейные экспонаты, музейные экспозиции, музейные хранилища.
Пение: «Концертное» исполнение песни из программы 2 класса. Повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского).
Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа», «Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира — лезгинки, арабского и турецкого). Старинные русские народные свадебные песни. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли». Фрагменты детских опер (в видеозаписях). Русский и неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка». Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи). Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»). Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях). Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира. Записи звучания старинных музыкальных инструментов. Звучание механического пианино и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов «Музыкальная табакерка». П. Чайковский «Шарманщик поёт». Записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи.
2. Основные закономерности музыкального искусства (6ч)
Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Понятие «камерная музыка» и её основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трёхчастной). Знаменитые музыканты-исполнители камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Понятия «сольфеджио», «лад», «мажор», «минор», «диез», «бемоль», «тональность». Понятие «интервал». Интервалы от примы до октавы. Интервалы и мелодия. Интервалы и аккорд. Понятия «хор», «дирижёр», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», «унисон».
Пение:Обиходные песнопения (например: фрагменты Символа веры, тропаря Рождества Христова и др.). Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза).
Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись). Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись). Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова «На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова).
3.Музыкальная картина мира (8ч)
Первоначальные сведения об истории возникновения симфонических оркестров. Современный симфонический оркестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите. Первоначальное представление о понятии «духовный стих». Общие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зала и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты и др. Некоторые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран. Известные музыкальные музеи России и мира. Общее представление о музыкальных отделах библиотек.
Пение: А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации» (сл. С. Михалкова). Фрагмент четвёртой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу»). Повторение одной из песен композиторов-классиков.
Слушание музыки. Четвёртая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»).
4 класс(34ч)
1. Музыка в жизни человека(6ч)
Скоморохи и смеховая культура Древней Руси. Образы скоморохов в русской классической музыке. Сказочные образы и сюжеты в музыкальном искусстве. Связь оперы с русским фольклором. Отражение в опере образов Древней Руси, русского народа, исторических событий, интонаций и жанров русских народных песен. Музыка и свадебные песни как часть традиционной народной свадьбы. Отражение в свадебных песнях народов России складывавшихся веками представлений о семейном счастье и благополучии. Понятие «фольклор». Фестивали фольклора в России. Известные российские фольклорные ансамбли: «Карагод», «Казачий круг», «Судьбинушка» и др.
Пение:Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз.И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Песни военных лет. Песни о войне, написанные в послевоенный период. «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мальчишки» (муз. А. Островского, сл. И. Шаферана).«Солнечныйкруг» (муз.A.Островского,сл. Л. Ошанина).«Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича).«Трус не играет в хоккей» (муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова иН. Добронравова). Авторские песни (по выбору учителя иучащихся). Например, «Люди идут по свету» (муз. Р. Ченборисовой, сл. И. Сидорова), «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз.С. Никитина, сл. Ю. Мориц). Повторение русских народных колыбельных песен из программ для 1–3 классов (по выбору учащихся). Разучивание русской народной песни «Зыбка поскрипывает». Русские народные свадебные песни (например, «Отдавали молоду») и песни о счастливой многодетной семье (например, «Семейка»).
Слушание музыки. Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, С. Никитина и др. по выбору учителя. Колыбельные песни народов России. М. Балакирев «Колыбельная» (сл. Арсеньева); П. Чайковский «Колыбельная» (сл. А. Майкова); П. Чайковский «Колыбельная песнь в бурю» (сл. А. Плещеева); А. Лядов «Колыбельная» (из оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»). Старинные русские свадебные песни в исполнении народных певцов. Музыкальные «отражения» народных свадебных песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и А. Даргомыжского «Русалка»). Записи народных песен и наигрышей в исполнении фольклорных ансамблей. Запись музыкального произведения в исполнении на гитаре. Запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары.
2. Основные закономерности музыкального искусства (21ч)
Полонез — танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Вальс как бальный танец и музыкальная пьеса танцевального характера. Менуэт, гавот, мазурка и полька как бальные танцы и музыкальные пьесы танцевального характера. Карнавал — одна из традиционных форм европейской светской и простонародной культур.
Музыка как «зеркало» истории человечества. Музыкальные «отражения» истории России от древних времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Композитор И.Ф. Стравинский. Связь его творчества с русским фольклором. Сочинение музыки к балетам на русские темы. Понятие «симфоническая поэма». Композитор Г.В. Свиридов и его произведения, посвящённые Родине, истории и традициям народной культуры. Интонации народной музыки в песнях, хоровых и симфонических произведениях Г. Свиридова. Художественно-образное содержание и музыкально-выразительные средства кантаты Г. Свиридова «Деревянная Русь». Повторение понятия «кантата». Связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Обиходные песнопения русской православной церкви, по-свящённые церковным праздникам. Православный партес. Хоровые партесные концерты. Понятия «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора». История колокольных звонов на Руси.
Пение: Начало мелодии «Полонеза» М.-К. Огинского на звук «А». Исполнение на звук «А» мелодии одного из вальсов И. Штрауса. Повторение песен вальсового характера из программ для 1–3 классов.
Слушание музыки. Сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах. Ф. Шопен «Полонез (до минор)».М.К. Огинский «Полонез «Прощание с Родиной». Фрагменты вальсов И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом» и др.). Аудиозаписи различных видов колокольных звонов. Имитации звучания церковных колоколов в русской классической музыке. Например, в опере М. Мусоргского «Борис Годунов», в симфонической поэме С. Рахманинова «Колокола», в опере Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и других. Аудиозаписи пения старинных духовных стихов фольклорными ансамблями (например, ансамблем «Сирин»). Фрагменты музыки к балету. Например, пляска Жар-птицы, колыбельная, хоровод царевен, пляс поганогоКащеева царства. Фрагменты оперы (например, хор «С крепкий дуб тебе повырасти…», ария Царевны-Лебеди, «Полёт шмеля» и «Три чуда»). Фрагменты оперы–былины «Садко». Например, три песни Садко, ария Любавы; фрагменты из 4-й картины оперы, происходящей на торговой площади; колыбельная песня Волховы и др. Фрагменты оперы «Князь Игорь» (например, ария Игоря, плач Ярославны, хоры «Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки, колокольные звоны. Фрагменты оперы «Иван Сусанин». Например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!». Революционные песни (например, «Дубинушка»). «Марш весёлых ребят» из кинофильма «Весёлые ребята» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача). Д. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»). Песня «Священная война» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
3.Музыкальная картина мира (7ч)
Воображаемое путешествие в Германию, на родину И.С. Баха. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Воображаемое путешествие в Австрию, на родину В.А. Моцарта. Роль семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора.
Продолжение знакомства с музыкальными формами: рондо, канон. Музыкальные турниры поэтов-певцов, выступления бродячих музыкантов, домашнее музицирование обитателей рыцарских замков. Общее представление о трубадурах, менестрелях.
Общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Роль технического прогресса в развитии музыкального искусства. Общее представление об истории возникновения и развития звукового кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. Роль музыки в укреплении мира и дружбы между разными странами и народами.
Пение: И.С. Бах «За рекою старый дом» (русский текст Д. Тонского). Канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз.В.А. Моцарта, русский текст А. Мурина).«С чего начинается Родина?» (муз.М. Матусовского, сл. В. Баснера). Повторение русской народной песни (по выбору учащихся). Повторение или разучивание старинной русской народной песни. Разучивание песни «Вербочки» (муз.А. Гречанинова, сл. А. Блока) и (или) обиходных песнопений. «Вечерний звон» (муз.народная, сл. С. Козлова). Русская народная песня «Скоморошья плясовая».
Слушание музыки. Пьеса И.С. Баха «Волынка».B.Егоров «Играет Бах». В.А. Моцарт «Рондо в турецкомстиле (из сонаты № 11 ля минор)». В.А. Моцарт. Фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)». В.А. Моцарт «Менуэт». И.С. Бах. Гавот (из «Французской сюиты»). Мазурки Ф. Шопена (по выбору учителя). Польки И. Штрауса (сына). С. Рахманинов «Итальянская полька». Р. Шуман «Карнавал» (фрагменты). Песни о карнавале. «Карнавал» (муз.В. Назарова, сл. А. Перова). Фрагменты балета И. Стравинского «Весна священная». Песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодежи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз. Д. Кабалевского, сл. В. Мурадели).Кантата «Песня утра, весны и мира» (муз.Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря). Слушание музыки. «Родина слышит» (муз.Д. Шостаковича, сл. Е. Долматовского). А. Рыбников. Композиция для электронных музыкальных инструментов «Музыка космоса». «Спортивный марш» (из кинофильма «Вратарь») (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача), «До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Музыка в жизни человека (30 + 15р.ч))
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека (5 ч)
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл (10 ч)
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов (15 ч)
Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Первая песня человека. Человек играющий. Возникновение музыки как потребности человека выразить своё отношение к миру, людям
Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Общие представления о многообразии музыкальных жанров и стилей. Модификация жанров в современной музыке. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Песенность, танцевальность, маршевость, их значение в музыке
Коллективная музыкально творческая деятельность народа. Народное музыкально-поэтическое творчество (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Музыкальный фольклор России. Обобщённое представление исторического прошлого в музыкальных образах. Художественно-образное содержание музыкального народного творчества, духовной музыки, их интонационно-мелодические особенности. Народная и профессиональная музыка о Родине и родном крае. Общие истоки профессиональной и народной музыки. Характерные черты народной и композиторской музыки
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
Импровизировать в пении, игре, пластике.
Осуществлять первые опыты сочинения
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Размышлять о модификации жанров в современной музыке.
Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Инсценировать песни, танцы, фрагменты опер, мюзиклов.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учётом характера основных жанров музыки.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизациях
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.
Сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.
Выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др.
Отражать интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора в исполнении.
Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др.
Воплощать художественно-образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Основные закономерности музыкального искусства (60 ч)
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика тембр, лад и др.) (20 ч)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты (20 ч)
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.
Формы одночастные, двух-и трёхчастные, вариации, рондо и др. (20 ч)
Общее представление об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различие. Мелодия — интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад и др.)
Представления о музыкальной речи: способ общения между людьми, сочинения композиторов. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей. Богатство и выразительность музыкальной речи. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора — исполнителя — слушателя). Система графических знаков для записи музыки: краткая история возникновения. Элементарная нотная грамота
Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст как основные приёмы музыкального развития.
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений.
Различные формы построения музыки: одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных интонаций.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы
Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера, мюзикл и др.)
Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, её смысл.
Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
Импровизировать: передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении, инсценировать песни, танцы, фрагменты изпроизведении музыкально-театральных жанров (опера, мюзикл и др.).
Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций (вопрос — ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.).
Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов.
Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении).
Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
Наблюдать: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.)-
Исследовать: определять форму построения музыкального произведения.
Импровизировать: создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе полученных знании.
Анализировать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений._
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального)
Музыкальная картина мира (30 ч)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD) (10 ч)
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.
Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов (10 ч
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многооб
разие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык (10 ч)
Современная музыкальная жизнь страны. Музыкальная символика — гимн России. Гимн города, школы. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца, известные в России и за рубежом. Детские музыкально-творческие коллективы родного края. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Конкурсы и фестивали музыкантов (зарубежные, российские, региональные, городские и др.). Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Современная музыка и классические произведения в современной обработке
Музыка вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские (сопрано, меццо-сопрано, альт) и мужские (тенор, баритон, бас) певческие голоса. Разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). Музыкальные инструменты (орган, арфа, фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, аккордеон, баян, флейта, труба и др.). Современные электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор и др.). Оркестр и его разновидности (симфонический, духовой, народных инструментов)
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальный язык, понятный без перевода. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. Общие представления о коллективной музыкально-творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях музыкального языка
разных народов. Сочинения профессиональных композиторов — выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики
Наблюдать и оценивать
интонационное богатство музыкального мира.
Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Участвовать в хоровом исполнении гимна России
Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.
Узнавать и определять
различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов).
Участвовать в коллективноммузицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах.
Создавать: сочинять музыкальные композиции, в том числе электронные, в различных видах исполнительской деятельности
Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.
Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний.
Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Резерв распределён
Рабочая программа составлена учителем музыки I категории Н.С.Михайленко___________
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
руководитель кафедры заместитель директора
Духовно-эстетического цикла по УВР Н.Г.Клименко
_________________О.И. Малова ________________________
28 августа 2016года 30 августа 2016 года