Презентация на тему: Технология продуктивного мышления на уроках литературного чтения в начальной школе


Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать. Дени Дидро Приёмы технологии продуктивного чтения: Диалог с автором. Комментированное чтение. Универсальные учебные действия обучающихся, формированию которых способствует продуктивное чтение: коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;регулятивные – школьники приобретают навыки работы по плану (алгоритму). I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. I этап До чтения:чтение фамилии авторачтение заглавия произведениячтение ключевых словрассматривание иллюстрацийвысказывание предположений о героях, теме, содержании текста II этап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста Диалог с автором – естественная беседа с автором произведения - находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы- задавать свои вопросы автору по ходу чтения- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста- проверять, совпадают ли они с замыслом автора- включать воображение Крайне важно научить детей видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов - предположений и далее проверки их точности по ходу дальнейшего чтения. Так, в рассказе М.М. Пришвина "Берестяная трубочка" автор задает скрытые и прямые вопросы, которые заставляют детей задуматься:"Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке..." – В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?"И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг березы не было орешника. Как же он туда попал?" – Это уже прямой вопрос автора, в т. ч. и к читателю. Памятка Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В – найди, задай вопрос автору текста; О – спрогнозируй ответ; П – проверь себя по тексту. Подтекстовые вопросы к автору: На выяснение причинно-следственных и других связей;На обоснование, аргументацию, доказательство;Оценочные;Формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста. "Подтекстовые" вопросы нужны для анализа текста, они могут быть разными:помогающими выяснить причинно-следственные связи, например: "Почему бабушка не дает Павле поесть арбуз вволю?" – к рассказу В.Ю. Драгунского "Англичанин Павля";направленными на обоснование, доказательство какой-либо мысли, аргументацию утверждений, например: "Можно ли доказать, что Павля не взрослый, а ребенок?";оценочными, например: "Каким мы видим Павлю в начале рассказа?", "А в конце рассказа?", "Меняется ли отношение Дениски к Павле на протяжении рассказа, как?";формирующими внимание детей к языку и художественным особенностям текста, например: «Почему Виктор Юзефович Драгунский пишет: "зарежем арбуз", а не "разрежем арбуз"?», "все лето зря прочепушил", а не "все лето зря провел?» Диалог с автором не уместен при чтении: лирической зарисовки;миниатюры;приключенческого рассказа и др. Комментированное чтение – это толкование текста в форме объяснений, предположений, рассуждений: читать должны дети, а комментировать – учитель- интересные аргументируемые суждения детей вплетать в общий разговор- комментарии должны быть краткими и динамичными- комментарии не должны превращаться в беседу- комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию- прерывание чтения ребёнка должно происходить естественно. Приёмы прерывания чтения обучающихся Рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребёнком), за которым следует сам комментарийВключение воображения детей («Представьте себе..», «Увидели? …», «Представили?…»)Сам вопрос, который формулируется сжато («Догадались почему? Почему именно») Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что в любой момент можно прервать чтение ребёнка.Ни в коем случае нельзя прерывать чтение словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!» и т.д. Прерывание ребёнка должно быть естественно. III этап. Работа с текстом после чтения 1.Смысловая беседа по тексту.2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.3.Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.4. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 5.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).6. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Памятка После чтения. Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока. Достоинства технологии продуктивного чтения применима самостоятельно вне урока возрастосообразна и доступна ориентирована на развитие личности читателя развивает умение прогнозировать результаты чтения способствует достижению понимания на уровне смысла В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. В чувстве есть воля к поступку, а поступок всегда выше знаний. Желаю удачи!