Статья Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в ходе проектной деятельности


Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности.
учитель МОУ СОШ№30 Агаджанова И. В.
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности. В результате анализа структуры коммуникативной компетентности были выделены три её компонента. Информационно-интерпретационной компонент связан с познанием другого человека, включает способности ребёнка встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Эмоционально-личностный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников. Практико-коммуникативный компонент подразумевает владение школьником конкретными навыками и умениями, поведенческими реакциями, Умением решать конфликтные ситуации.
Способствуя становлению коммуникативной компетентности учащихся, необходимо активно развивать их мыслительные процессы, творческие способности, организовывать учебный процесс как учебное исследование.
Уже в младшем школьном возрасте у детей появляются различные наклонности и способности, поэтому ученику должно быть предоставлено право выбора – познавать мир посредством различных учебных предметов гуманитарного цикла или естественно-научного цикла. Такой подход к организации внеурочной деятельности даёт школьнику возможность на ранних этапах обучения понять свои наклонности. На современном этапе развития образования, когда школа переходит на профильное обучение, столь ранняя предпрофильная подготовка является особенно актуальной . Деятельность учащихся заключается в том, что они учатся работать с информацией в выбранной области знаний при решении учебных задач. Учащиеся включаются в учебно-исследовательскую деятельность и учатся определять тему исследования, выдвигать гипотезы, строить план действий, направленных на достижение результата.
Такая деятельность создает условия для приобщения учащихся младшего школьного возраста к учебно – исследовательской деятельности посредством установления причинно – следственных связей в окружающем мире. Выполнение поставленной цели достигается в ходе решения ряда задач: развитие мыслительных операций ( анализ, синтез, обобщение и т. д.);развитие познавательного интереса, любознательности; создание ситуации успеха для каждого ученика; развитие эмоционально – личностной сферы ребенка (радость успеха, ответственность за принятое решение, гордость за победу и т. д.); создание атмосферы творческого поиска. Проектно – исследовательская деятельность способствует развитию коммуникативных умений межличностного взаимодействия и направлена на актуализацию практико – коммуникативного компонента.
Уметь отслеживать границы своего познавательного уровня ребёнку необходимо и при работе с информацией, и при совместной деятельности с другими учащимися и учителем, и при анализе своего эмоционального настроя.
Полученная и переработанная информация требует воплощения в том или ином продукте деятельности. С этой целью учащиеся выходят на этап создания проектов, вступают в групповое взаимодействие и совместную деятельность. Школьники учатся не только работать с информацией, но и сотрудничать в группе, а созданные проекты учащиеся представляют в виде диалога.
Можно выделить следующие критерии внешней оценки группового проекта: значимость проблемы; объект переработанной информации; логичность, достоверность, значимость представленной информации; активность участника проекта в групповой работе; формы представления проекта; аккуратность; оригинальность; творчество его участников; личная ответственность каждого за конечный результат. Целесообразно каждый год создавать проекты на близкие, созвучные темы, усложняя их уровень. Сначала необходимо показать учащимся, как и что следует делать; в этом случае учитель полностью руководит проектной деятельностью. Затем при выполнении более сложного проекта на эту же тему, дети получают возможность проявлять самостоятельность, а позднее учитель должен создать такие условия, при которых ученики захотят и смогут создать проект на туже тему самостоятельно.
В период работы в группах ученикам необходимо не только применять коммуникативные умения работы с информацией, понимать и передавать невербальные сигналы, создавать ситуацию общения, рефлексии, но и проявлять умения проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им и т. д.
Целесообразно выпустить стенгазету, в которую бы вошли материалы участников проектно - исследовательской деятельности, интервью с родителями, учителями и учащимися школы, отражающие важность решаемой проблемы, предложения присоединиться к деятельности группы и внести свой вклад в решение проблемы, выдвинуть свои гипотезы и реализовать свои проекты.