Урок «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины» (урок физики в 7-ом классе по УМК О.Ф.Кабардина)


Урок физики в 7-ом классе
Тема урока: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины»(УМК О.Ф.Кабардина «Архимед»)
Цель урока: исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины и определение её жёсткости через самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся.
Задачи урока:
- образовательная: повторить основные сведения об изученных силах (вес тела, сила тяжести, сила упругости), изучить прямо пропорциональную зависимость между силой упругости и удлинением пружины, ввести понятие жесткости пружины
- деятельностная: научить учащихся самостоятельно добывать знания в ходе выполнения эксперимента, анализировать и делать выводы по его результатам, применять полученные знания для решения задач, т.е. формировать УУД.
Метод обучения: проблемно-поисковый
Формы работы с учащимися: Эвристическая беседа, индивидуальная работа по карточкам, поисковая индивидуальная экспериментальная деятельность, работа с учебником, работа с ЦОР
Вид контроля: Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия
Этап урока Время в мин Содержание учебного материала Методы и приемы работы Формы организации учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1. Орг.
момент 2 мин. Сила тяжести, вес тела. Мотивация деятельности учащихся через постановку проблемных вопросов Вовлечение учащихся в мыслительную деятельность Беседует с учащимися о силах, действующих на них и груз, подвешенный на пружине; от чего они зависят; как их рассчитать, точки их приложения Отвечают на вопросы учителя и формулируют задачи урока. Изображают в тетрадях силы, действующие на груз. Знакомятся с рабочим листом. Регулятивное планирование собственной деятельности
2. Краткое повторение изученного материала 5 мин. Повторение сведений о силе тяжести, весе тела, массе, силе упругости Фронтальная самостоятельная работа (программированный метод), самоконтроль Задание на соответствие ( подготовка к ГИА). Сочинение на тему «Сила упругости» (вставить пропущенные слова)
Учитель предлагает проверить знание теории, выполнив задание 1 в рабочем листе с последующей самопроверкой результатов Соединяют стрелками соответствующие строки (на доске). Заполняют первую строку рабочего листа: пишут эссе о силе упругости , затем один-два зачитывают вслух, обсуждают , проверяют себя. Формирование умений работать самостоятельно, контролировать (регулятивные УУД)
3.Изучение нового материала 10 мин. Сила упругости, жесткость пружины, удлинение пружины, динамометр. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf9080a3-596c-55b8-fef5-28c70fe2f2c7/00144676466886797.htmСоздание проблемной ситуации и самостоятельный поиск решения (проблемный метод обучения)
Анализ эксперимента Индивидуальный самостоятельный эксперимент.
Эвристическая беседа
Учитель создает проблемную ситуацию (отсутствие приборов для измерения силы упругости), играет роль консультанта Получают прибор для измерения сил, самостоятельно работают с § 12 учебника (с.55) и заданием № 12.7 в рабочей тетради, выполняя ЭЗ 12.1. По результатам эксперимента делают вывод о зависимости силы упругости от удлинения Формирование умения работать с информацией (познавательные УУД)
Формирование умения планировать работу (регулятивные УУД)
Формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат, формулировать вывод ( познавательные УУД)
Физминутка 2 мин Выполнение упражнений «Деформация и человек»: приседания, повороты, изгибы Учащиеся выполняют физические упражнения 4. Изучение нового материала 5-7 мин. Закон Гука. Жесткость.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf9080a3-596c-55b8-fef5-28c70fe2f2c7/00144676466886797.htm Создание проблемной ситуации (опыт с двумя пружинами различной жесткости) – от чего еще зависит сила упругости Эвристическая беседа и самостоятельная экспериментальная работа Учитель предлагает объяснить разное изменение длин пружин при одинаковых нагрузках Учащиеся объясняют демонстрационный эксперимент и самостоятельно определяют жесткость пружины динамометра,
заполняя рабочий лист п.2 Формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат, формулировать вывод ( познавательные УУД)
Формирование умения работать с информацией (познавательные УУД)
Формирование умения выражать свои мысли (коммуникативные УУД)
5 мин Закон Гука Решение задач на закон Гука Решение графических и расчетных задач ЭОР «Жесткость»
Учащиеся решают задачу, предложенную на экране и №№ 12.3-12.5 в рабочей тетради
Затем обсуждают результаты решения. Формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат, формулировать вывод ( познавательные УУД)
5. Контроль усвоения нового материала 10 мин. Сила упругости. Закон Гука.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0450-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Программированный метод обучения (самоконтроль) Самостоятельная работа с рабочим листом (раздел «Проверь себя») Учитель предлагает проверить каждому себя: решить задачу и ответить на развивающие вопросы Учащиеся самостоятельно заполняют рабочий лист п.3 Формирование умений работать самостоятельно, контролировать (регулятивные УУД)
6. Итоги урока 5 мин. Рефлексия Самостоятельное оценивание собственной деятельности. Оценка деятельности каждого учащегося учителем Учитель предлагает учащимся подвести итог занятию и оценить собственную деятельность на уроке в листе контроля. Затем оценивает деятельность учащихся сам и благодарит за урок.
Дает с комментариями домашнее задание: §12, по желанию доп.задание в рабочей тетради № 12.8 Учащиеся говорят о том, что узнали на уроке, высказывают свое мнение о занятии и проводят рефлексию своей деятельности – ставят отметку в лист контроля. Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность ( познавательные УУД)
Формирование умения выражать свои мысли (коммуникативные УУД)