Мастер класс «Формулы решения школьных конфликтов»

Мастер класс «Формулы решения школьных конфликтов»
Школьные конфликты очень разнообразны и почти не поддаются классификации. Очень трудно найти критерии, по которым их можно было бы объединить в определенные однородные группы. Школьный конфликт почти всегда индивидуален, так как мы имеем дело с еще неустоявшейся психикой ребенка, и поэтому невозможно предугадать, в каком направлении развернется течение конфликта. (слайд 1)


В психологической литературе понятие конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов оппонентов. (слайд 2)


Школьные конфликты можно разделить на две большие группы учебные и воспитательные. Одни возникают на образовательной базе, другие на основе воспитания. Их можно подразделить на индивидуальные конфликты типа: "ученик-ученик", "ученик-учитель", "ученик-группа", "учитель-группа", "группа-группа", учитель-родитель. (слайд 3)



Самой важной причиной конфликтов в школе является отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой - другое, третий -вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему это нужно выполнять у одного педагога и не обязательно - у другого. Конфликт может возникнуть и из-за расхождения оценки ученика классом и учителем.
(слайд 4)


Другой причиной, ведущей к возникновению конфликтных ситуаций, является слишком большое количество требований. Они буквально обрушиваются на ребенка, он не успевает их выполнять, в результате - нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. В большом количестве требований может запутаться и сам педагог, применяя их эпизодически.
(слайд 5)





(слайд 6)
(слайд 7)

1. Выслушать всех участников конфликта или представителей группы. 2. Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать. 3. Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника, не доверяй никому на слово, не доверяй эмоциям и проявлениям чувств. 4. Вести разговор только о сущности конфликта. 5. Постараться выявить суть, мотивы конфликта. Возможно инсценировать конфликт в группе. (слайд 8)


При разрешении конфликта руководителю надо стараться не внедряться в конфликт, не вставать на чью-либо сторону, иначе это усилит конфликт. Иногда применяют такой прием: обвиняют в конфликте и ту, и другую сторону, но только тогда, когда руководитель уверен в своей позиции и может это доказать, когда участники конфликта зависят друг от друга. (слайд 9)


В заключении хочется сказать, что легче предотвратить конфликт, нежели его ликвидировать. Нужно не доводить до конфликта, так как после него остается некоторое напряжение между бывшими участниками конфликта.
(слайд 10)













Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 1Рисунок 115