«Формула решения школьных конфликтов»


«Формула решения школьных конфликтов»Конфликты – неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. Общение – сложное искусство!«Единственная роскошь, которая есть у человека – общение» А. де Сент-Экзюпери Задачи: выработать правила, помогающие избежать конфликт; выработать правила разрешения конфликтной ситуации;проанализировать роль классного руководителя при разрешении конфликтной ситуации в классе. Конфликт – процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Педагогический конфликт Конфликты –неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.Чтобы отношения в школьной жизни не ухудшались, а наоборот с каждым конфликтом крепли, развивались, необходимо взглянуть на конфликты, как на задачу, которая должна быть решена!!! В конфликтных ситуациях необходимо помнить две вещи: - каждый человек в течении жизни играет эмоциональные и психологические роли; - каждый человек всегда и во всех жизненных обстоятельствах находится в определенном психологическом состоянии. В каких же случаях возникает конфликт?Конфликт возникает, если есть:- участники;- противоречие (проблема);- инцидент (действие, провоцирующие обострение противоречий);- конфликтная ситуация (противоборство сторон). Как удержаться от конфликтов если вас задели за живое? Для коллег. Работа в группах постоянного состава. Как удержаться от конфликта, если вас задели за живое?Советы детейнадо успокоиться; - не обращать внимания;- обдумать ситуацию;- досчитать до 10;- съесть шоколадку; - выпить стакан воды;- «прокричаться» или поплакать(но не в классе)- «не нарываться»- держать себя под контролем. Мнение психологов- будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа;- помните, что прямолинейность хороша, но не всегда; - чаще улыбайтесь;- не будьте самонадеянны;- будьте справедливы и терпимы к людям;- не переоценивайте свои возможности и способности;- не проявляйте свою инициативу там, где в ней не нуждаются;- проявляйте себя в творчестве, не в конфликтах;- проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Что должен сделать ученик, если произошел конфликт с учителем? Мнение коллег работа в парах постоянного состава. Что должен сделать ученик, если произошел конфликт с учителем?Мнение детей:- выслушать учителя;- не спорить с учителем («учитель всегда прав»);- промолчать;- если учитель прав, то извиниться; в остальных случаях – не реагировать;- искать компромисс;- класс должен все обсудить и принять решение;- если учитель виноват, объявить ему бойкот. Что должен сделать учитель, если произошел конфликт с детьми? Для коллег Что должен сделать учитель, если произошел конфликт с детьми? Мнение детей - перевести разговор на другую тему; - шутить; - проанализировать свои действия; - встать на место ученика; - извиниться; - поговорить с учеником после урока; - забыть обиду - не обращать внимания или уволиться Мнение психологов- за развитие и способ разрешения конфликта отвечает педагог!- необходимо помнить, что дети усваивают стратегию и стиль поведения учителя!- стиль поведения – стратегия и компромисс! Что должен сделать классный руководитель, если в классе произошел конфликт? - должен поговорить с учителем и классом;- должен вмешаться и найти компромисс;- разобраться в ситуации;- примирить стороны;- поддержать и защитить учеников;- выступить в роли судьи;- если ничего не может сделать, то лучше не участвовать. Правила воздействия на личность школьника в конфликтной ситуации:Правило 1«Два возбужденных человека не в состоянии прийти к соглашению» (по Д. Карнеги)Необходимо приложить волевые усилия, чтобы в ситуации конфликта сдержать себя, и не поддаться порыву гнева. Правило 2«Задержка реакции» необходимо сделать вид, что вы не замечаете нарушителя, но в тоже время даете понять, что хорошо видите все его действия. Это вносит растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит сомнения в сознании остальных учащихся относительно их позиций – кого поддержать. Правило 3«Перевод реакции» несмотря на чрезвычайную обстановку, учитель, продолжает урок. «Герой конфликта» остается один на один с собой и этим снижается сам замысел «борьбы». Правило 4«Рационализация ситуации» Учитель применяет юмор, что быстро разрежает обстановку, а дружный смех завершает дело: конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице и положительные нормы и ценности. Правило 5« Парадоксальная реакция»Использовать конфликт с пользой для урока.Учитель, успешно применяющий это правило, представляется для школьников«сильной личностью» и приобретает уважение и авторитет.