Урок математики. 4 класс. Площадь. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Открытый урок. Математика. 4 класс

Тема: Квадратный километр и квадратный миллиметр

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с новыми единицами площади: квадратный километр и квадратный миллиметр;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентировки в окружающей действительности.

Развивающая: развивать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, аккуратность и взаимоуважение.

Ход урока

Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.

Ребята, сегодня в нашем классе необычный день. У нас гости. Повернитесь к гостям - поздоровайтесь, повернитесь друг к другу – улыбнитесь. Я желаю вам хорошего настроения на весь урок.

В жизни много интересного,
Но пока нам неизвестного.
Будем думать и считать
И о многом узнавать.

II. Математический диктант.
А). Запишите число. Классная работа.
Поработаем с утверждениями. Математический диктант «Верно - неверно». Учитель читает утверждения. Если учащиеся согласны, то ставят «+», если не согласны – ставят «_».
Слайд 1.
1). 12000000: 100=120000
2). 3409090 . 100 = 300409090
3). 5км 2м = 52000 м
4).15дм = 1500 мм
5).18см < 180 мм
6). 7км = 7000м
7). Чтобы сантиметры перевести в метры, нужно разделить на 100.
8). 600000+6000+700+7 = 606707
9). Толщина учебника примерно 20 см.
10). Из 3 км нельзя вычесть 400 м.
Самопроверка. Самооценка. В листах оценивания есть критерии.
Ответы. + - - + - + + + - -
Б). Правильно и аккуратно запишите числа:

Слайд 2.
- 17 ед. 3 класса (17.000.000),
141тыс. (141000),
5 сот. 6дес. 7 ед. (567),
1 млн. 435 тыс. (1435000),
314 ед. 2 класса (314000),
1 сот. тыс. 7дес. тыс. 8 ед. тыс. (178000),
2 ед.3 класса 724 ед. 2 класса (2724000)

Слайд 3.
Самопроверка. Самооценка. В листах оценивания есть критерии.
17.000.000 141000 567 1435000 314000 178000 2724000
Эти числа пригодятся нам в течении урока.
III. Самоопределение к деятельности.
Слайд 4.
Все числа расположены в таблице и соответствуют букве.
Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока:
74
402
900
2300
3600
15000
50100

п
л
о
щ
а
д
ь

Правильно, Площадь. Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. ( Можно. Площадь фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают.)
Оцените себя в листах самооценки. У кого получилось слово «площадь», поставьте 2 балла.

Слайд 5. - Единицы измерения площади

IV. Работа над новым материалом.
Сегодня мы будем говорить об единицах измерения площади. Но сначала вспомним:
-Как найти площадь квадрата? S =A A
- Как найти площадь прямоугольника? S =A B
Слайд 6. Найдите единицы площади:
М2, км, дм, см2,Час, мм, Сек, дм2

- Что такое 1 см2, 1 дм2 , 1 м2 (Показать модель квадрата со стороной 1 см и т. д.)
- Какую единицу вы выберете, чтобы измерить площадь учебника, парты? А если нам нужно вычислить площадь комнаты или улицы, подойдут ли эти величины? А ЧТОБЫ ВЫЧИСЛИТЬ ПЛОЩАДЬ ТЕТРАДНОЙ клеточки? Как же измеряют площадь в таких случаях? ( Наверное, существует единица площади больше, чем квадратный сантиметр и квадратный дециметр, и единица площади меньше, чем квадратный сантиметр.)
- Сформулируйте задачи урока. ( Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными.)

Слайд 7. (карта Омской области)
- Перед вами карта нашей Омской области.
- Чтобы измерить площадь всей Омской области, какую единицу измерения применим?
Кто догадался, что такое кв. км? (квадрат со стороной 1 км)
Квадрат, сторона которого 1 км - квадратный километр. Сокращённое название этой ед. площади записывают так: 1 км 2,
2 км2, 16 км2.
В квадратных километрах измеряют площади государств, республик, городов, областей.

Чтение параграфа стр. 41.
- Давайте вычислим, сколько в 1 кв. км содержится кв. метров, зная, что 1 км = 1 000 м (в одном ряду 1 000 м., а таких рядов 1 000, значит всего будет
1 000 1 000 = 1 000 000 кв. м.) Значит .

1 км2 = 1 000 000 м2. Запишем в тетради и запомним.

Слайд 8.
Вырази: 5 000 000 м2 = км2 ( 5 км2)
48 000 000 м2 = км2 ( 48 км2)
4 000 120 м2 = км2 м2 ( 4 км2 120 м2)
Слайд 9. Взаимопроверка. Взаимооценка. В листах оценивания есть критерии.

Чтение 2 части параграфа. (1 ученик читает)
- Что такое кв. мм? (квадрат, сторона которого равна 1 мм)
- Давайте вычислим, сколько в 1 см2 квадратных миллиметров, зная, что 1 см = 10 ( в одном ряду 10 мм., а таких рядов 10, значит всего будет

10 10 = 100,) Значит.

1 см2 = 100мм2. Запишем.
- Сокращённо записывают так: 4 мм2, 25 мм2
-Для черчения и измерения фигур маленькой площади удобно использовать миллиметровую бумагу. Этой единицей пользуются учёные, инженера, проектировщики, которые подсчитывают до миллиметра.
В учебнике по номеру № 167. Покажите 1 мм2
Простым карандашом Заштрихуйте - 1 см2? Половин
·у 1 см2, четвёртую часть 1см2. Запишем, сколько это кв. мм.
Фронтальная проверка. Самооценка. В листах оценивания критерии
Слайд 10. 1 см2=100 мм2, 100: 2 = 50 мм2, 100 : 4 = 25 мм2
Слайд 11. Вырази : 8 см2 = мм2, 3см2 = мм2, 20 см2 = мм2
Слайд 12. Взаимопроверка. Взаимооценка. В листах оценивания критерии
-Молодцы. Мы с вами узнали, что такое 1 кв. км, и 1 кв. мм. Вернёмся к карте нашей Омской области.
_ Для чего нужно знать эти площади? (сравнивать площади, составлять задачи и т. д.)
- Кто знает, с какими республиками и областями граничит наша Омская область?
Слайд13. Карта Омская область.
- С севера и запада, значительной частью граничит с Тюменской областью, на юге проходит государственная граница с Казахстаном, на востоке - граница с Томской и Новосибирской областями.
Итак, вернёмся к числам, которые мы записали вначале урока. Эти числа показывают площади территорий нашей страны, соседних областей и стран.
Слайд 14.
17.000.000 141000 567 1435000 314000 178000 2724000
Наша страна Россия занимает площадь --- 17.000.000 км2
Наша Омская область -- 141000 км2
Город Омск ---- 567 км2
Республика Казахстан – 2724000 км2
Тюменская область - 1435.000 км2
Томская область - 314000 км2
Новосибирская область – 178000 км2
-Давайте поработаем с этими числами.
- Территория какой республики или области больше территории Омской области ?
- Чья площадь меньше всего?
Давайте распределим площади в порядке возрастания
Город Омск ---- 567 км2
Омская область -- 141000 км2
Новосибирская область - 178000 км2
Томская область - 314.000 км2
Тюменская область – 1435000 км2
Республика Казахстан – 2724000 км2
Наша страна Россия занимает площадь --- 17.000.000 км2





Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
И немного отдохнем,
Нашим ручкам применение найдем.
Нарисуем 2 квадрат,
А потом огромный круг,
И еще круги поменьше,
А потом колпак,
Получился очень- очень
Развеселый человек.

V. Закрепление изученного материала. Лабораторная работа.
Групповая работа. Повторим правила работы в группе.
1). Измерьте площадь одной страницы учебника.
Длина страницы
Ширина страницы
Правило нахождения площади прямоугольника
Решение...
2). Какова площадь всей бумаги, из которой изготовили один учебник. (100 страниц).
Решение
3). Вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление 100000 экземпляров учебников.
Решение
4). С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебников? ( Для изготовления 1000 кв. м бумаги нужно вырубить лес с площади 25 аров).
Решение

Проверка. Слайд с решением. Самооценка.


Резерв.
- Закончите предложения:
- Высота дома - 25 ( метров)
- Ширина стола - 60 (см)
-Расстояние от города до деревни 135 (км)
- Площадь участка - 800 (кв. м)
- Площадь квадрата - 81 (кв. см.)

VI. Рефлексия.
Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 40)
Слайд 15. Самопроверка по образцу.
Ответы: 7 км2 =7000000м2, 800 дм2 = 8м2.
Оцените свою работу на уроке.
Слайд 16. Критерии 18-16 баллов –оценка 5, 15-12 баллов – оценка 4, 11-8 баллов – оценка 3, 7-0 баллов – оценка 2.
VII. Подведение итога урока.
- С какими новыми единицами измерения площади мы познакомились?
- Выразите 1 км2 в квадратных метрах.
- Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах.

Домашнее задание. Запомнить новые единицы измерения площади и соотношения между ними.
Выполнить № 172, № 173
Слайд 17. Спасибо за урок!




































Лист оценивания------------------------------------------------------------------

Этапы работы
Оценка в баллах

Запись многозначных чисел


Математический диктант


Шифровка


Преобразование единиц площади


Штриховка квадрата


Решение задачи


Работа в группе


«Проверь себя»


Общий балл


Оценка за урок



2- без ошибок, аккуратно
1 – с ошибкой, с помаркой
0 – неверно, грязно



Лист оценивания------------------------------------------------------------------

Этапы работы Оценка в баллах
1. Запись многозначных чисел
2. Математический диктант
3. Шифровка
4. Преобразование единиц площади
5. Штриховка квадрата
6. Решение задачи
7. Работа в группе
8. «Проверь себя»
Общий балл
Оценка за урок

2- без ошибок, аккуратно
1 – с ошибкой, с помаркой
0 – неверно, грязно








13PAGE 15


13PAGE 14615




15