Конспект урока математики в 4 классе на тему Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр


Муниципальное образовательное учреждение
Новоталицкая средняя общеобразовательная школа.
Адрес: 153521 Ивановский район, с. Ново-Талицы, ул. Школьная.
Конспект урока математики
в 4 классе на тему «Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр»
Педагог: Смирнова Нина Александровна.
Автор учебника: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель:  знакомство с единицами измерения площади - квадратным километром, квадратным миллиметром.
Ход урока

п/пЭтапы урока Содержание этапа,
деятельность учителя Деятельность учащихся
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
Организационный этап
Цель: включить учащихся в учебную деятельность
Актуализация знаний
Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности
Создание проблемной ситуации
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения
Решение проблемы
Цель: решить проблему
Воспроизведение знаний
Цель: применить новые знания в нестандартной ситуации
Применение новых знаний
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых ситуациях
Рефлексия учебной деятельности
Цель: организация рефлексии и самооценки учащимися своей учебной деятельности на уроке
Подведение итогов урока
Домашнее задание - Начинаем урок математики. Покажите настроение. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их, улыбнитесь и поделитесь с ними своим настроением
- Что написано на стенде? Слайд
- Кто помнит, чьи эти слова? Эти слова итальянского ученого Галилео Галилея.
- Он был великим физиком и астрономом.
Как понимаете эти слова?
- Ребята, мы сегодня продолжаем изучать язык математики. Есть желание?
Каждый урок мы тренируем свою память, речь, мышление. И в этом нам помогают числа. Вспомните, что говорил о числах Пифагор?(Греческий математик 580-500 лет до н.э.)
Составляется план урока в виде часов
-Значит первым этапом урока будет?
-Сегодня на уроке будем знакомиться с новым материалом, поэтому следующий этап?
- Часто при работе с новым материалом мы проводим что?
-На каждом уроке математики у нас бывает?
Итак, работа с числами
Запишите числа в тетради:
105 ед. 1 класса (О)
17 ед. 3 класса, 125 ед. 2 класса, 407 ед. 1 класса (Д)
21 ед. 2 класса 437 ед. 1 класса (А)
1 ед. 2 класса, 80 ед. 1 класса (Щ)
76 ед. 1 класса (П)
104 ед. 1 класса (Л)
Эти числа пригодятся нам в течение урока
- Расположите эти числа в порядке возрастания и вы узнаете тему урока
Площадь
Самооценка
- Сегодня мы с вами будем говорить о единицах измерения площади. Но сначала вспомним
- Как найти площадь прямоугольника?
- Как найти площадь квадрата?
-Найдите единицы площади:
км, дм, см2, мм, дм2, мин, м2,
-Что такое 1см2, 1 дм2, 1м2?
- Давайте вспомним соотношения между этими единицами измерения
- Ребята, что можно измерить 1 см2, 1 дм2, 1 м2?
- Перед вами карта России. Как вы думаете, какую единицу измерения мы выберем?
- Подойдут ли эти единицы?
- Как же измерить площадь России?
- Хотите узнать, чему равна площадь страны, в которой мы живем, площадь района, области и какую единицу нужно использовать для измерения?
- Сформулируйте задачи урока
- Сегодня мы познакомимся еще с двумя единицами измерения площади
-Для измерения длины какие вы знаете единицы измерения?
- Квадрат со стороной 1см – это?
- Квадрат со стороной 1дм – это?
- Квадрат со стороной 1м – это?
- Кто догадался, есть ли квадрат со стороной 1 км?
-Кто догадался, что такое квадратный километр?
- Кто запишет на доске сокращенное название этой единицы измерения?
-Что измеряют в квадратных километрах?
- Что нужно сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной 1км в квадратных метрах?
Значит, 1 км2 – 1 000 000 м2
- Найдите самое большое число, которое мы записали вначале урока. Это площадь России.
- Есть ли квадрат со стороной 1мм?
- Это самая маленькая единица площади?
- Что такое квадратный миллиметр?
- Выразите 1 см2 в квадратных миллиметрах
-Какую бумагу удобно использовать для черчения и измерения фигур?
-Скажите, кто пользуется этой единицей измерения?
№167 (на карточках). Самостоятельное выполнение задания
- Простым карандашом заштрихуйте – 1 см2, половину см2, четвертую часть см2. Запишем, сколько это мм21 500 мм2 = … см2
3200 мм2 = …см2
Итак 1 км2 = 1 000 000 м2
1 см2 = 100 мм2 (таблица)
Проводится самооценка работы над новым материалом
Организуется физкультминутка
Физкультминутка (Слайды 6, 7)
- Встаньте, Стрельцы, Козероги, Водолеи, Рыбы, Овны, Тельцы, Близнецы, Раки, Львы, Девы, Весы, СкорпионыДлина прямоугольника 7 см, ширина 1см. Чему равна площадь прямоугольника? Выразите плошадь в квадратных миллиметрах.
Сторона квадрата 3 см. Чему равна площадь квадрата? Выразите площадь в квадратных миллиметрах.
б) « Веселый экзамен»
Дети выбирают по желанию карточки разного цвета (по уровню сложности), встают лицом друг к другу и задают вопросы, которые записаны на карточке по теме урока. Ответы записаны с обратной стороны. Когда ответят, ищут нового партнера.
- Оцените себя по этому пункту плана
- Для чего нужно знать эти площади?
- Ребята, вам пришло письмо
Звучит музыка
Самостоятельная работа по группам
1группа
Вернемся к числам, которые вы записали вначале урока. Эти числа показывают площади территорий нашей страны, области, района, села.
-Вставьте пропущенные числа, придумайте и решите задачи:
Площадь России –
Площадь Ивановской области – Площадь Ивановского района -
Площадь села Коляново –
Площадь г. Иваново - 104
Площадь села Ново-Талицы – 76
Если сможете выполнить, то выберите слово – УМЕНИЕ, если нет –НЕУМЕНИЕ.
2 группа
Найдите значения и прочитайте слово
Е 1 км2 – 100 м2 =
М 4 см2 – 3 мм2 =
Н 4 см2 5 мм2 + 2 см2 3 мм2 =
6 см2 7 мм2 + 2см2 1 мм2 =
Е 1 км2 – 900 м2=
У 3 см2 – 35 мм2=
И 9 см2 8 мм – 5 см2 3 мм2 =
3 группа
Решите задачи и прочитайте слово
1.Найди площадь участка прямоугольной формы, если его длина 7 км, а ширина на 3 км меньше. (А)
2.Площадь прямоугольника 480 мм2. Найди ширину прямоугольника, если длина равна 80 мм. (Д)
3.Площадь прямоугольника 540 мм2. Найди его периметр, если его длина равна 60 мм. (Т)
4. Периметр участка квадратной формы 24 км. Чему равна площадь этого участка? (Н)
5. Длина участка прямоугольной формы 6 км. Чему равна площадь участка, если его ширина в 2 раза меньше длины? (Й)
6. Длина участка прямоугольной формы 4 км, что на 3 км больше его ширины. Чему равна площадь этого участка? (Е)
4 группа
Решите задачу парами и выберите слово. (Применение)
-Участок прямоугольной формы велосипедист проехал за 3 ч со скоростью 12 км/ч. Чему равна площадь участка?
- Ребята, давайте проверим и оценим вашу работу.
Девизом нашего урока были слова «Умение – везде найдет применение». И мы это доказали и будем доказывать всегда.
А сейчас «Лови ошибку»:
- Площадь комнаты – 17 км2- Площадь почтовой марки – 300 мм2- Площадь села Коляново -105 дм2-Площадь письменного стола - 65 км2- Площадь квадрата – 25 см2Самооценка
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- Справились ли мы со своей задачей?
Где можно применить полученные знания?
На слайде постепенно появляются строчки
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Еще придется потрудиться.
Мне очень хочется учиться.
- Домашнее задание по выбору:
1. Придумать задачу с новыми единицами площади
2.с. 55, №27 Учащиеся включаются в учебную деятельность
Девочки: Я желаю тебе добра
Мальчики: Ты желаешь мне добра?
Все: Если тебе будет трудно, я тебе помогу
- Язык природы есть язык математики
Садятся
-В природе все существенное можно измерить, взвесить, сравнить, посчитать.
-Миром управляют числа
1.Работа с числами
2. Работа над новым материалом (Н)
3. «Веселый экзамен»
4.Самостоятельная работа (С)
Записывают числа и располагают их в порядке возрастания
76, 104, 105, 1080, 21 437, 17 125 407
-Нужно длину умножить на ширину
- У квадрата все стороны одинаковые. Нужно сторону умножить на сторону
Находят
см2, дм2 ,м2,
- Это квадрат со стороной 1 см, 1дм, 1м
- Вспоминают
- Площадь листа, крышки стола, пола в комнате
Испытывают затруднение
Проблемная ситуация
- Нет, они слишком маленькие
- Наверное, существует единица площади больше, чем квадратный метр и квадратный сантиметр
- Познакомиться с новыми единицами площади, научиться пользоваться ими, узнать соотношения этих единиц с уже изученными
- Мы знаем мм, см, дм, м, км
-Квадратный сантиметр
-Квадратный дециметр
-Квадратный метр
-Да
- Квадрат со стороной 1 км
Записывают: 1 км2, 2 км2, 14 км2
- Площади государств, республик, городов
- Чтобы найти площадь надо сторону умножить на сторону 1 000 м . 1 000м = 1 000 000 м2-Площадь России – 17 351 300 км2- Квадратный миллиметр
-Квадрат со стороной 1мм
- Площадь квадрата со стороной 1мм
10мм . 10 мм = 100 мм2- Для черчения и измерения маленькой площади удобно использовать миллиметровую бумагу.
- Этой единицей измерения пользуются ученые, инженера, проектировщики, которые подсчитывают до миллиметра.
100 : 2 = 50 мм2, 100 : 4 = 25 мм2
Физкультминутку проводят дежурные по классу
Сколько дней в неделе,
Столько мы присядем.
Сколько месяцев в году, столько руки подниму.
Сколько месяцев зимой,
На левой прыгаем с тобой.
Сколько месяцев весной,
На правой прыгаем с тобой.
Сколько летом отдыхаем,
Мы глазами поморгаем.
Месяцы осенние.
Сначала все присели,
Потом обратно встали,
Головкой покачали.
Коллективное выполнение с проговариванием вслух
- Сравнивать площади, составлять задачи
Площадь России – 17 125 407 км2Площадь Ивановской области – 21 437 км2 Площадь Ивановского района – 1 080 км2Площадь села Коляново – 105 км2Площадь г. Иваново - 104 км2Площадь села Ново-Талицы – 76 км2У 2 см2 65 мм2
М 3 см2 97 мм2
Е 999 900 м2Н 6 см2 8 мм2
И 4 см2 5 мм2
Е 999 100 м28 см2 8 мм2
У каждого учащегося своя задача. Потом вместе проверяют и составляют слово
Н 36 км2А 28 км2Й 18 км2Д 6 мм
Е 4 км2Т 138 мм
Умение – везде найдет применение.