Использование технологии критическое мышление на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников


Использование технологии критическое мышление на уроках литературного чтения в начальной школе, как средство формирования коммуникативной компетенции
Макарова Оксана Владимировна
Учитель начальных классов
КГУ СШ №19
Ул. Тимирязева 178/А – 8
Основными ожидаемыми образовательными результатами 12-летнего общего среднего образования Республики Казахстан являются следующие: социализация обучающихся, формирование ключевых и специальных предметных компетенций, развитие позитивного мировоззрения, готовности к личностному самоопределению. Школьные учителя-практики понимают, что в условиях традиционного урока все это невозможно сформировать. В этой связи внимание учителей обращено на использование инновационных технологий обучения.
В педагогической литературе инновационные технологии обучения – это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1].
Как показала практика, большими педагогическими возможностями по формированию ключевых компетенций, обладает технология проект RWCT.
Ключевые компетенции – есть цель образования, круг вопросов, в которых личность обладает познаниями и опытом. Существует ряд классификаций ключевых компетенций, указывающих на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных: информационная, социально–трудовая, коммуникативная, в сфере личного самоопределения [2].
Технология проект RWCT – это американская технология, она включает в себя до 80 стратегий. Их можно использовать как отдельно, на любом этапе урока, так и строить весь урок по определённой структуре. Ценность данной технологии (RWCT) в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний [3].
Благодаря технологии проект RWCT:
урок становится активным и взаимодействующим познавательным процессом, в котором учащиеся становятся ответственными не только за результат своей деятельности, но и за результаты работы своих товарищей и даже учителя;
процесс и содержание урока становится творческим, основывается на поисково-эвристическом принципе и направлены на самостоятельное «добывание» знаний, «выращивание» понятий, осмысление изученного;
процесс обучения, воспитания и развития учащихся на уроке - это активная, здоровая форма деятельности, где каждый участник имеет «право на ошибку», «право на собственное решение, мнение», «право быть критичным» и т.д.;
урок RWCT - это процесс рефлексивно-аналитической деятельности учащихся, основанной на мониторинге процесса понимания.
Практически все учебные предметы начальной школы можно преподавать с использованием технологии проект RWCT, вместе с тем литературное чтение как учебный предмет обладает значительными преимуществами по формированию ключевых компетенций младших школьников. Литература – особый предмет. Влияние литературы на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы, основное внимание уделялось и уделяется развитию языковой и коммуникативной компетенции.
Компетентностный подход к обучению литературе  позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом, коммуникативном, социокультурном. Уровень владения языком определяется не только теоретическими знаниями о языке и правилами правописания, но и практическими навыками, выражающимися в речевой деятельности школьников, в их творческой и исследовательской работе над словом. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе  языковой компетенции, которая  предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.
Поэтому в своей работе уделяю вопросам культуры речи и развитию языковой компетенции большое внимание. Конечно, я  прекрасно понимаю, что источником формирования речевой культуры школьника является не только школа, но и семья, книги, друзья, СМИ, причем, телевидение, интернет – самое массовое и доступное средство информации, активно влияющее на формирование ценностных установок учащихся, в том числе и языка. Свою задачу вижу в том, чтобы научить ребенка не только говорить правильно и отличать правильные из всего языкового богатства необходимые по смыслу слово или его форму, соблюдать в языковом отношении выражения от неправильных выражений, но и использовать языковые средства уместно применительно к контексту и ситуации общения. Учащиеся должны уметь выбрать единство стиля, избегать повторений, заботиться о чистоте и благозвучии речи.
Для этого стараюсь  строить процессы обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самодеятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Каким должен быть урок? Как построить урок, чтобы он был глубоким и информативным, эмоционально ярким, воспитывающим и методически грамотным? А главное, что можно сделать, чтобы активизировать мысль учащихся, стимулировать их к самостоятельному приобретению знаний. Вывод  напрашивается  только один – инновационные технологии, направленные на достижение эффективного и рационального обучения. Только они могут изменить ученика и подход к процессу обучения. В своей работе использую различные технологии: технологию критического мышления (RWCT), ИКТ, метод проектов.
Где и как развивать творческое мышление учащихся?
Обучение логическому мышлению  осуществляю на всех основных этапах урока: при работе над новым материалом, при повторении и закреплении изученного материала, при выполнении домашнего задания. Поэтому стараюсь строить урок так, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно, используя это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.   По  моему мнению,  наиболее перспективной здесь является критическое мышление. Этот метод помогает ребятам научиться критически мыслить. Технология критического мышления развивает навыки слушания и общения, умение сопереживать другому человеку и понимать разные точки зрения, улучшает их способность разрешать проблему и принимать решения, рассуждать и мыслить аналитически, укрепляет их способность формировать последовательные взгляды. Приведу несколько фрагмент уроков с использованием элементов критического мышления.
Интересна одна из стратегий критического мышления – «Ассоциация». Она используется в начале урока, чтобы задействовать все аудиторию. Вот пример того,  как работает это стратегия при изучении биографии писателя.
Задание 1. Запишите ассоциации, которые вызвал у вас человек по фамилии Тургенев.

(педагог, ученый, писатель, автор книг, защитник)
Задание 2. Составьте вопросы по возникшей гипотезе, например
- Где родился Тургенев?
- Кем он был?
- Была ли у него семья?
- Есть ли у него потомки?
- Какие труды нам известны?
- Как и почему он оказался за границей?
- Почему мы сегодня уделяем ему внимание? И т.д.
Задание 3. Прочитайте в учебнике статью о писателе (выразите свое впечатление от прочитанного текста, найдите ответы на поставленные вопросы).
Задание 4.Обсудите содержание прочитанного о писателе, дополните задание 1.
Задание 5. На последнем этапе пишут работу по выбору (эссе, статью или синквейн).
Занимаясь на каждом этапе еще и исследовательской деятельностью, учащиеся получают дополнительную мотивацию, находят новый смысл в изучении литературы.
На своих уроках широко использую составление кластера, что   позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Так выглядит кластер по творчеству М.Пришвина.

Часто применяю стратегию «Алфавит за круглым столом».
Например, при изучении сказок предлагаю ученикам в соответствующие ячейки написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенной темой. Такую работу можно выполнять индивидуально или в группах. Совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные  слова, выражения ученики  фиксируют на доске. После изучения темы или в конце урока ячейки заполняются повторно. Новые  факты или мнения, проблемы или понятия могут быть дополнены. Все ошибки исправляются по мере освоения  информации. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока, какой багаж знаний они приобрели в конце урока.
Использование стратегий критического мышления помогает учащимся творчески подойти к анализу уже хорошо знакомых им произведений, формирует собственную точку зрения и ответственное отношение к работе, что так необходимо не только в учебе, но и в жизни.
Стратегия «синквейн» чаще всего используется на стадии рефлексии урока, потому что она помогает кратко записать содержание текста и высказать отношение к нему. Но опыт работы показывает, что эту стратегию можно успешно применять при анализе лирического стихотворения, например стихотворения С. Есенина «Береза».

Далее работа над языковыми особенностями стихотворения продолжается. Ученики заполняют дневник тройной записи.
Таким образом была реализована главная задача на уроке – умение самостоятельно проникнуть в смысл художественного произведения, формулировать собственную мысль и выражать впечатление от прочитанного стихотворения.
Фрагмент урока литературного чтения по теме: «Старинные дома»
1. Стратегия  «Предваряющие вопросы».О чем пойдет речь в тексте «Окна»?________________________________________________
2.Что вы знаете об окнах?________________________________
3. Метод «Глоссарий» - метод прогнозирования.
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые, на ваш взгляд, могут быть связаны с текстом. Запишите их в два столбика.
«+»  есть в тексте «-«  нет в тексте
   
Дома, дворцы, хижины, цивилизации, балкон, колонна, ставни, двери, ворота, дымоход, камин, очаг, печь.4.Озаглавьте текст(2-3 варианта)_____________________________
5.Заполни кластер. Найдите в тексте синонимы к слову жилище, добавьте свои.

6.Соедините стрелками слово и его лексическое значение.
Камин - Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления
помещения, приготовления горячей пищи.
Печь - Устройство для разведения и поддержания огня.
Очаг - Комнатная печь с широким открытым устьем и с прямым
дымоходом.
7. Считается, что камин малоэкономичен. Почему? Из трех представленных сооружений выбери наиболее экономичное.
Камин, малоэкономичен. Почему? ….наиболее экономичен. Почему?
   
 
8.Объясните значение(прямое или переносное) слова ОКНО в предложениях
Окно выходит во двор.-_____________________
Окно между уроками.-______________________
Каюта с круглым окном.-______________________
Для справок: просвет, отверстие в чем-нибудь ).
9. Вспомните 3 загадки, в которых упоминается слово ОКНО.__________
(Без окон, без дверей полна горница людей. Желтое Лукошко видно из окошка. На окне -  стеклянный пруд, а рыбачить - не дают).Проведение уроков по такой методике, на мой взгляд, способствует:
-активизации мыслительной деятельности на уроке;
-развитию связной монологической речи;
-развитию навыков самостоятельной работы, оперированию полученными знаниями в жизненных ситуациях;
На уроке, как правило, практикую выступления учеников с использованием компьютера,  интерактивной  доски. В зависимости от выступления учащиеся могут включать в свою презентацию ( мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.
Для решения обучающей задачи на уроках литературного чтения  использую презентации, делающие рассказ более насыщенным, иллюстративным. Презентации  позволяют вести беседы с учащимися, активно используя возможности интерактивной доски и разнообразие приемов критического мышления. На таких уроках учащиеся актуализируют свои  знания, полученные ранее по другим предметам, высказывают предположения, анализируют получаемую информацию, сравнивают, обобщают, делают выводы, тем самым, развивают мышление, память и речь. Несомненно, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения, оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку к уроку.  Возможность показать необходимый материал на  слайдах  решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, развивают и формируют коммуникативную деятельность, что несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Уроки литературного чтения должны заставить учащихся мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения. Это невозможно сделать при сухом, догматичном подходе в преподавании литературы. Поэтому и существуют разные решения этой проблемы. Одно  из них   предложено мною.
 Список используемой литературы
1.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
2.Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с
3. http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_03_01_04.htm. 4. http://otherreferats.allbest.ru/, Критическое мышление как образовательная ценность. 5. http://elenasadigova.ucoz.ru/, Сущность технологии критического мышления.