Конспект занятия пр развитию речи в старшей группе с детьми с ОНР Путешествие по сказкам


Путешествие по сказкам.
Программное содержание:
Развивать связную речь детей, упражнять в составлении описаний, соблюдая структуру данного типа речи. Закреплять умения составлять рассуждения, заменять неверное рассуждение верным. Учить составлять сказки с опорой на картинку и опорные слова.
Упражнять в подборе определений к предмету, предметы к определению, предметы к действию, согласовывать слова вроде, числе. Упражнять в рифмотворчестве. Развивать интонационную выразительность речи.
Материал: картинки сказочных героев, картинки: печенье, конфеты, варенье, пирог, булки; большие карточки: Незнайка, Золушка, Буратино, Кот в сапогах, Фея; маленькие сапоги, туфелька, ключик, волшебная палочка; прямоугольники – кирпичики; иллюстрация к «Сказки на новый лад», «Красная шапочка» и маленькие карточки: бабушка, вертолет, лес, пирожки.Ход занятия.
Ребята, вы любите сказки?
Какие они! (Интересные, смешные, умные)
Почему. По вашему мнению их назвали «сказки»?
Придумайте слова – родственники к слову «сказка» (сказать, сказ, сказочник, сказочный, сказитель.)Вспомните, как начинаются сказки? (Жили-были…, однажды…, в некотором царстве…).
А на чем совершают путешествия сказочные герои? (на ковре-самолете, в ступе, летучем корабле…).
Мы с вами отправимся в сказочную страну на ковре-самолете. Объявляется посадка. (Дети садятся на ковер).
Чтобы ковер полетел, скажем «волшебные слова». Сначала тихо, загадочно, затем громко и радостно: «ра-ра-ра! В сказку нам лететь пора!»
Внимание, взлетаем! Уважаемые пассажиры! На полет проходит:
Ни высоко, ни … ( низко),
Ни далеко, ни … (близко),
Ни быстро, ни … (медленно),
Ни весело, ни … (грустно).
А вы знаете героев сказок? Сейчас мы это проверим. Расскажите про своего героя, не называя его. Сначала скажите, кто это – игрушка. Человек, животное, затем какой он и что делал а сказке, закончите – чем он вам нравится. А дети будут угадывать. (Раздаю по очереди картинки и ребята описывают своего персонажа).
Вы, действительно, хорошо знаете сказки. Посмотрите, кто это к нам прилетел? (показываю игрушку Карлсона).
Карлсон: Посадку давайте! Я самый лучший, летаю лучше всех!
Дети. А кто или что еще может летать? (самолет, шар, птица…)
Карлсон: Я хочу подкрепится!
Чем? (показываю картинки: печенье, конфеты, пироги, варенье, булки).
Карлсон, но у нас нет ни печенья.
Ни … (варенья),
Ни… ( конфет),
Ни … ( булок),
Ни … ( пирогов).
Но мы можем тебя похвалить, ребята, если он шалит, то он … (шалун),
Если прыгает, то… (прыгун),
Если шутит, то … (шутник).
Карлсон: Спасибо, друзья, но я полетел искать, где бы подкрепиться. Пока!
Ребята, а мы с вами уже прилетели в сказочную страну. Но злая колдунья заколдовала сказочных героев. Давайте их освободим! Вы согласны?
Сначала поможем Золушке. Мы будем идти к ней по дорожке, которую выложим из кирпичиков. Класть будет тот кто скажет, про кого в сказке можно сказать:
Хитрая… (лиса,0 мачеха, Баба Яга)
Злой … (волк, волшебник, Кащей Бессмертный)
Добрая … (Фея, Золушка).
Волшебное … (кольцо, солнышко)
(дети говорят и выкладывают дорожку).
Посмотрите, ребята, на Золушку. Какая она грустная. «Мачеха не пустила Золушку на бал, потому, что она была неряха, ленивая и нечего не умела делать по дому. Вот по этому Золушка и не поехала на бал».
Ребята, Задайте вопрос к моему рассуждению. Найдите это «почему» (Почему мачеха не пустила Золушку на бал?)
Определите первую часть – что объясняется (это мы можем узнать из самого вопроса « почему»).
Что входит во вторую часть? (объяснение).
Чем закончила я рассуждение? (выводом).
Подумайте и скажите. Согласны ли вы с моим рассуждением? Замените неверное рассуждение верным. Начните также: «мачеха не пустила… потому что (так как, от того)».
А теперь сделаем вывод, который связан с началом рассуждения. «Вот по этому…».
Вот мы и справились, но помощь нужна еще Незнайке. Давайте придумаем рифму:
Наш Незнайка молодец…
(Очень любит леденец).
Буратино, ты мой друг…
(Весело смотри вокруг).
Карабас наш удалец…
(Вместо носа серый огурец).
Вот мы с вами и расколдовали сказочных героев.
А чтобы им было весело, давайте вместе придумаем сказку на новый лад. (выставляю картинки). В этой сказке должны быть слова: пирожки, лес, бабушка, вертолет. (совместное составление сказки).
Вот пришла пора нам прощаться. До свидания, сказочная страна! Мы с вами встретимся в любимых книжках. (садятся на ковер).
Ребята, сказка – ложь. Да в ней намек, добрым молодцам урок. В сказке всегда добро побеждает зло.