Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте.Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»


Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте.
Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»
Цели:
Образовательные:
- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;
- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.
- формировать умение читать слова с изученными буквами.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь и интерес к миру животных;
- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
Развивающие:
- развивать читательский интерес;
- развивать познавательный интерес и активность учащихся;
- развивать устную речь и фонематический слух;
- развивать мышление, память, внимание.
Задачи:
- формировать умение давать характеристику звукам;
- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;
- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;
- записывать слова с изученными печатными буквами;
- читать прямые и обратные слоги;


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

Мотивация.



















2.Актуализация знаний.




3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.
















Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!
Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос.
Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.
Кто из вас знает. Как звали эту девочку?
Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес.
Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?
Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков.
Молодцы!

- А сейчас мы будем отгадывать загадки.
Работа с загадками. Выделение звуков [л], [л’] из слов – отгадок.
Учитель читает загадки.
1.Он из леса вышел снова:
Не олень, и не корова.
Тяжелы рога по весу.
Ходит важно он по лесу.
Там хозяин он! Не гость!
Ну, конечно, это – лось.
Картинка – лось.
2.У меня большая грива,
сильные копытца.
Прокачу того игриво,
кто не побоится.
Моя шёрстка гладка.
Кто же я? (лошадка)
Картинка – лошадь.
Произнесём хором слова – лось, лошадь.
- Что общего в этих словах?
- Какой звук стоит в начале этих слов?
1. Рыжая плутовка
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый – ох, краса!
А зовут её – лиса.
Картинка – лиса.
2. Убегайте поскорей! Ходит, рыщет царь зверей! 
Очень грозный и отважный,
Гривой он мохнатой машет.
И рычит, как на распев –
Это храбрый, сильный – лев.
Картинка – лев.
Произнесём хором слова – лиса, лев.
- Что общего в этих словах?
- Какой звук стоит в начале этих слов?
А кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?
Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.
- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?
Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.
Сегодня на уроке:
Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.
Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.
Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.
Научиться читать слоги и слова с этими буквами.
Что мы для этого будем делать?
Составляем план работы на уроке.
1. Составим характеристику звуков.
2. Будем работать со схемами слов.
3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.
4. Будем читать слоги.
5. Будем читать слова и предложения.
Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.
-Ребята. А для чего мы всё это будем делать?
Дети слушают.














Дети отвечают: Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты.



Дети отвечают.










Дети называют слова – отгадки.
Лось





Лошадь



Дети отвечают.





Лиса






Лев



Дети высказывают свои мнения.



Дети пытаются сформулировать тему урока.















Дети видят знаки – символы и сами могут называть этапы урока.
Дети отвечают.
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



















Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.







Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).





























Познавательные:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Формирование способности принимать учебную цель и задачу.


Познавательные:
Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.
Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).
Личностные:
Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Работа по теме урока.



















































5. Физминутка.




















6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.























7. Итог урока.



Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так.
Показ на интерактивной доске.
Характеристика звуков. Мы сказали, что в словах лось и лошадь первый звук - ?
Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л].
Какой он?
Гласный или согласный?
Мягкий или твёрдый?
Звонкий или глухой?
(схема на доске)
В словах лиса и лев первый звук - ?
Теперь давайте дадим характеристику звуку [л ].
Какой он? (схема на доске)
Чем отличаются эти звуки?
Чем они похожи?
3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа.
ЛОСИ
ЛЕВ
ЛИСА
КОЛЬЦО ЗОЛУШКА
ЛИСТ
4. Работа в парах. – Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (составляют на парте и на доске), лоси (составляют на парте и на доске).
Сравнить по образцу и оценить свою работу.
Знак + : всё без ошибок
Знак - : есть ошибки
Схемы остаются перед глазами.
Скажите, а что нужно, чтобы записать эти слова?
5.Работа в тетрадях.
Будем печатными буквами писать слово – лиса.
Какой первый звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим?
Какой второй звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? и т. д.
А теперь самостоятельно запишите слово – лоси.


Учитель проводит музыкальную физминутку.

6.А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.
Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса.
Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.
Имя Алиса начинается с буквы А.
А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писать? Почему? А зачем ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?

Чтение слогов.
В каком слоге звук [л ] мягкий? Почему?
Чтение предложений.
Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения?
Беседа про животных. А у вас, какие есть животные? Животных нужно любить. Не только домашних, но и диких.
Работа по учебнику.
К какой сказке эта картинка? Кто нарисован на картинке?
Я сейчас прочитаю текст. Вы должны узнать, из какой сказки этот отрывок?
Эта сказка называется «Тараканище». А написал её К. И. Чуковский (показать книгу). Эта сказка про животных. Кто её читал?
Что обозначают слова?
щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами
лихо – живо, быстро
кубарем - кувырком
Что выделено в словах жирным шрифтом? Буква л.
Давайте ещё раз прочитаем текст и потом вы должны будете назвать слова с буквой л.
В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему?
В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ? Назовите эти слова. Почему?



- Что мы делали сегодня на уроке?
Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?













Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.



Один мягкий, другой – твёрдый.
Они согласные, они звонкие.


Дети отвечают по алгоритму.






Работа в парах.
Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают знаки + и -.

Нужны буквы.
Схемы не убирают. Открывают тетради.
Дети пишут слово – лиса. Делят слово на слоги. Ставят ударение.
Самостоятельно
пишут слово лоси.
Проверяют друг друга.
Взаимопроверка: ( знаки + или - )






Один ученик на интерактивной доске составляет слово – Алиса.






Дети отвечают на вопросы.



Читают хором.
Читают индивидуально.
Дети называют правила.


Беседа.


Ответы детей.





Высказывают своё мнение.




Чтение текста хорошо читающими учениками.
Называют все слова.
Называют слова с твёрдым звуком.
Называют слова с мягким звуком.

Дети отвечают на вопрос и делают вывод.



Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.




Познавательные: Формирование умения на основе анализа объекта делать выводы.
Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:
Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:
Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.
Регулятивные:
Формирование умение сверять свои действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.



Познавательные:
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
Познавательные:
Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.
Регулятивные:
Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий.

















Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

















Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.


Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



Познавательные:
Формирование умения делать выводы.



8. Рефлексия.
-Что было трудно? Что легко?
-Что больше всего понравилось?
Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак +
Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак -

Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.
Регулятивные:
Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты своей деятельности.



Источники материалов:
Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Издательство: Омега-Пресс, 2008.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]