Урок по обучению грамоте. Тема: Согласные глухие звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.


Подготовила и провела учитель начальных классов
МБОУ «Кугесьская СОШ №1» Васильева А.Т.
Урок по обучению грамоте.
Тема: Согласные глухие звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
 Задачи:
Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки  [х], [х′]  в речи, отличая их от других звуков русского языка.Выделять звуки  [х], [х′] в начале, в середине и в конце слова.Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
Создать на уроке доброжелательную  атмосферу, ориентированную на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Развивать коммуникативные навыки,  нравственные качества ребенка, воспитывать бережное отношение к хлебу.
 Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Оборудование: фишки-звуки, карточки к предложению, презентация  к уроку.
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Повторение изученного.
-Урок начнем с разминки «Эрудит»:
Учитель: - На какие 2 группы можно разделить все звуки?
Учитель: - Как отличить гласные звуки от согласных? Ученики: - Гласные поются, а согласные не поются.
Учитель: - На какие группы можно разделить все согласные звуки? Ученики: - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.
Учитель: - Какие гласные буквы указывают на твердость согласных? - а, о, у, ы, э.
Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных? Ученики: я, ю, и, е, ё)
Найдите лишнюю букву: а, о, у, ю, ы, э
Буквы а, о, у, ы, э выполняют команду « Читайся твёрдо», а буква ю выполняет команду
«Читайся мягко».
III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации
Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»:
Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::! (ха — ха — ха!)
Сочинять он стал стихи —
Мы смеялись ::!(хи — хи — хи!)
-С каких звуков начинались досказанные слова?
–Кто из вас догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (со звуками  [х], [х′] ). Тема урока: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.
- На что похожа буква Х ?«Х» на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
Х- забавная игрушка. Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Не рогаты мы, не злы.
Козлы мы не козлы.
-Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.
- Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)
В словах русского языка звуки [х] и [х’] встречаются довольно часто.
- А какие вы знаете слова с новыми звуками?
IV. Фонетическая зарядка.
– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)
– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)
-Возьмите правое ухо. Закройте его. Произнесите слово «ха-ха-ха», выделяя в нём первый звук. Дайте ему характеристику. (Звук [х] согласный глухой, твердый.) Какую фишку выберите для обозначения нового звука?(Синий квадрат)
-Возьмите левое ухо. Закройте его. Произнесите слово «хи-хи-хи», выделяя в нём первый звук. Охарактеризуйте его. (Это звук [х']. Он согласный глухой, мягкий. Какую фишку выберите для обозначения нового звука? (Зелёный квадрат).
Игра «Кто внимательнее?» Если в словах встречается звук ([х’], покажите зелёную карточку) , а если ([х] –синюю карточку). Хитрый, хруст, хороший, вдохи, запах, хлеб, шорох, мох.
 Игра «Замени первый звук» в слове на звук  [х]. 
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.Игра «Где звук?» Читаем слова только с буквой Х.
-Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей , хорошо, книга, запах.
- Назвать слова с буквой Х в начале слова (хлопушка, хоккей, хорошо)
- Назвать слова с буквой Х в середине слова (муха)
-Назвать слова с буквой Х в конце слова (пастух, запах)
V. Работа с учебником.
Звуковой  анализ  слов  на  основе  двухуровневых  моделей(с. 92).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?
- Учёный.
– Прочитайте слово «химик» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове «химик» слогов?
– Какой слог ударный?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].
– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
– Сколько слогов в слове «хорь»?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].) - Прочитаем слоги в учебнике.
-Я буду читать предложения, а вы дополните:
-Прибежал тихоня А, шёпотом читаем – ХА.
-Прибежал упрямый У, с удивлением читаем – ХУ.
-Прибежал весёлый И, с радостью читаем – ХИ.
-Прибежал задорный О, громко читаем – ХО.
-Прибежал малютка Е, дружно все читаем – ХЕ.
(Обращается внимание на то, что в слогах хи и хе согласный звук мягкий. Слогов с буквами х и ы, я, ё не бывает). Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок (трут бока руками).
Хомка раненько встаёт (потягиваются),
Щёчки моет (трут щеки руками),
шейку трёт (движения мытья рук).
Подметает хомка хату (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку(маршируют).
1 (руки вперед), 2 (руки вверх), 3 (руки в стороны)4, 5 (трясут кистями рук)–
Хочет хомка сильным стать (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).
  Работа с предложением.  Работа в парах за партой. (На столе фишки – обозначения слов-предметов, слов-признаков, слов-действий) Составление схемы предложения при помощи карточек на столе. Хомяк хватал хрустящий хлеб.
VI. Воспитательный момент:
- А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Правильно, это главное слово на букву х для каждого человека. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».
- Без хлеба не может быть человек сыт, хлеб даётся очень большим трудом. Используя рисунки из нашего учебника (с.7), мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола. Сначала трудится хлебороб, потом пекарь, потом водитель, который развозит хлеб по магазинам, а затем продавец, который рано встаёт, чтобы с самого утра мы могли купить свежий хлеб.
Вывод:- Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. Как мы должны относиться к хлебу?
- Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб.
Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори!
Бросил хлеб – обидел свет.
- Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений:
ХЛЕБ – растение ( снопик пшеницы)
ХЛЕБ — батоны, булки, пирожки (хлебопродукты)
ХЛЕБ — любая пища человека,( продовольствие.)
Родственные слова.
- Ласково назовём … (хлебушек)
- Небольшой хлеб … (хлебец)
- Предмет, где хранится хлеб … (хлебница)
- Приспособление для резки хлеба … (хлеборезка)
- Предприятие по изготовлению хлеба … (хлебокомбинат)
- Продукты, относящиеся к хлебным изделиям … (хлебопродукты)
- Крестьянин, выращивающий хлеб … (хлебороб)
Звуко-буквенный анализ слова хлеб.
VII.  Рефлексия.
-Давайте расскажем о новых звуках и букве.
- (Звук [х] – согласный, глухой, может быть твердым и мягким, на письме обозначается буквой х).
Закончи предложения:
Я не знал …. –
Теперь я знаю… -  
- Покажите ваше настроение в конце урока. (Солнышко, тучка)
Мы гостей сегодня ждалиИ с волнением встречалиХорошо ли мы умеемИ читать, и отвечать?Не судите очень строго,Ведь учились мы немного.Приходите снова к нам,Рады мы всегда гостям!
- Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке. Спасибо за урок.
ВОТ И ЗВУЧИТ ДОЛГОЖДАННЫЙ ЗВОНОК
И ЗАКОНЧЕН НАШ УРОК!