Система упражнений для развития навыка правописания мягкого знака на конце и в середине слова 1. «Лото» Цель: развитие фонематического слуха, умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости Оборудование: лото с буквами в шести ква


Система упражнений для развития навыка правописания мягкого знака на конце и в середине слова
«Лото»
Цель: развитие фонематического слуха, умение определять в слове последний согласный по твердости и мягкости
Оборудование: лото с буквами в шести квадратиках и пять фишек

Н
НЬ
РЬ

Л
ЛЬ
Р

Задание: Учитель называет слова с мягким и твердым согласным на конце. Учащиеся закрывают соответствующие квадратики. После того как карточка лото (кроме одного квадрата) закрыта фишками, учащиеся запоминают, какие слова названы учителем, определяют, какой квадратик не нужно было закрывать.
Слова для справок: пень, пыль, сухарь, комар, пенал, кран.
«Работа по картинкам»
Цель: развитие навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование: предметные картинки Задание:
Назови предметы. Прочитай подписи под картинками.

Гусь Пень Снегирь Фасоль
Четко прочитай выделенные согласные. Как они произносятся – твердо или мягко? Какая буква обозначает мягкость согласных? Почему букв становится больше, чем звуков?
Запиши слова. Подчеркни на конце мягкие согласные вместе с мягким знаком двумя чертами.
«Твердо-Мягко»
Цель: развитие навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование: слова с мягким и твердым согласным на конце (журнал, корень, зверь, карман, метель, сахар, семь, костюм, коготь, солдат).
Задание: 1.Прочитай слова. Четко произноси согласный на конце.
2.Сначала выпиши слова с твердым согласным на конце, затем с мягким согласным.
3.Какая буква помогла на письме с мягким согласным?
«Пары звуков»
Цель: развитие навыка дифференцировать твердые и мягкие согласные, выделять мягкий знак
Оборудование:
С – сь Кара..
Ло…
Автобус…
Голо… Л – ль
Пена…
Кисе…
Апрель…
Мете… Р – рь
Врата…
Кове…
Суха…
Октяб…
Задание:
1.Прочитай пары твердых и мягких согласных. Закончи ими слова.
2.Запиши слова. После мягких согласных пиши мягкий знак.

«Ь - фокусник»
Цель: развивать навык четкого произношения мягких и твердых согласных, выделения мягкого знака на конце и в середине слов
Оборудование: картинки, слова
Угол – уголь Банка – банька Ел - ель Полка - полька

Задание:
1.Прочитай слова.
Произнеси выделенные согласные в каждой паре слов. В каких словах они произносятся твердо, а в каких – мягко? Какая буква помогла на письме мягким согласным?
Спиши слова парами. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.
6. «Найди слову место в предложении»
Цель: развивать навык дифференциации мягких и твердых согласных, выделения мягкого знака в середине слов
Оборудование: Галька – галка. Полька – полка (слова) … - это предмет мебели.
… - это танец.
… - это птица.
… - это камень (предложения).
Задание:
1.прочитай слова. Назови в них твердые и мягкие согласные.
2. Сравни, какими согласными отличаются слова.
3.Учись объяснять значения этих слов. Для этого вставь их в предложения.
4.Запиши предложения.
«Разбор слов со стихотворения»
Цели: развивать навык дифференциации слов с мягким знаком в середине и на конце слова
Оборудование: стихотворение «Мягкий знак», схемы
Все мы знаем, как писать:
Конь, пальто, письмо, кровать,
Голубь, мыльница, январь,
Встань, покрась, погладь, пожарь. Мягкий знак, мягкий знак!
Без него нельзя никак.
Кто из вас ребята, знает,
Что он здесь обозначает?
Задачи: 1. Прочитай.
2.Ответь на вопрос стихотворения.
3.Выпиши слова с Ь на конце и в середине слова под двумя схемами.



«Пять названий»
Цель: закрепление написания названий слов с мягким знаком; развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
Оборудование: таблица с изображением животных Примерный материал: лось, волк, хорь, слон, крот, олень, рысь, лев, медведь, тигр, гусь, конь, лань, носорог.




Задание: Учащиеся называют животных, затем записывают в тетрадь только пять из этих названий. Слова нужно выбрать такие, в которых звуков меньше, чем букв (только те, что оканчиваются на мягкий согласный).
Представители каждого ряда проверяют правильность выполнения правил игры рядомсоперником. Правильное выполнение поощряется индивидуальным игровым жетоном.
«Картинное лото»
Цель: активизация словаря учащихся, развитие умения писать с мягким знаком на конце. Оборудование: у каждого ученика карточка лото с картинками (гусь, конь, мальчик, деньги, цепь, пальто, морковь, кисть, будильник, коньки, кольцо, фасоль, пальцы, ель, альбом), сгруппированными в различных сочетаниях по три на каждой карточке; предметные картинки с названиями для ведущего; по три фишки у каждого ученика.





Задание: Ведущий берет маленькую картинку и называет предмет, изображенный на ней, или читает подпись. Ученики ищут соответствующую картинку на своих карточках лото. Кто нашел, поднимает руку. Отвечающий четко произносит слово, выделяет мягкий согласный, мягкость которого на письме обозначается мягким знаком. После правильно ответа, все ученики, нашедшие у себя на карточке названный предмет, закрывают его фишкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл всю карточку лото. Выигравшему предоставляется право в следующей игре быть ведущим.
«Заполни квадраты»
Цель: активизация словаря учащихся, развитие умения писать слова с мягким знаком на конце слова
Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки
Задание: К доске выходят представители команд для передвижения фигур по пешеходной дорожке. Учитель показывает предметные картинки по очереди. Ученики должны назвать их и объяснить изучаемую орфограмму. Если ответы правильные, представители передвигают фигурки на одну полоску вперед. Неточный ответ лишает команду права передвинуть фигурку по переходу. Выигрывает та команда, которая быстрее перейдет улицу.
«Сажаем дерево»
Цель: Активизация словаря на изучаемое правило.
Оборудование: У каждого ряда наборное полотно и плоские фигурки елочек (можно использовать для этого счетный материал).
Задание: Учитель объявляет условия игры: «Чтобы посадить деревце, нужно назвать слово, которое пишется с мягким словом.
Сидящий впереди ученик первого разряда называет слово, выделяет мягкий согласный и ставит фигурки елочки на наборное полотно своей команды. Затем идет первый ученик второго ряда, затем – третьего. Дальше работу продолжают ребята, сидящие за второй партой каждого ряда и т.д. Если ученик затрудняется назвать слово, команда пропускает свой ход. Выигрывает ряд, посадивший больше елочек.
Угадай последнее слово и запиши
Цель: развитие словаря учащихся, закрепление правописания слов с мягким знаком.
Оборудование: стихотворения
Я в любую непогоду
Тороплюсь забраться в воду.
Но к обеду я вернусь
- Го – го – го! – гогочет … (гусь).
Я по чтению опять
Получил оценку … (пять).
Без ключа ты мне поверь Я буду уголь добывать
Как мой отец и моя… (мать).
Зимние каникулы, веселые деньки! Нужны ребятам санки, лыжи и
(коньки).
Думаю известно всем
Дней в неделе ровно … (семь) …
Не откроешь эту … (дверь).
Задание: Учитель читает стихотворение без последнего слова. Ученики по очереди из каждого ряда отгадывают его по рифме, за что получают очко. Затем слово записывается в тетрадь всеми учениками.
«Буквы спорят»
Цель: отработка навыка дифференциации твердых и мягких согласных звуков
Оборудование: речевой материал
Кровать…, блокно…, скатер…, авгус…,компо…, кос…, хала…, пу…, деся…. Шес т котя т ест хотя т . ть ть ть ть
Задание: 1.Выбери т или ть и вставь их в слова.
3.Запиши слова и предложение.
«Хор»
Цель: закрепить навык правописания слов с мягким знаком
Оборудование: стихотворение Спрашивай – отвечаем!
Сколько пальцев на одной руке? - …
Сколько лапок у жука? - …
Сколько дней в неделе? - …
Сколько ушек у двух подушек? - …
Сколько хвостиков у девяти осликов? - …
Сколько яиц в одном десятке? - …
Задание:
1.Пусть один ученик читает вопросы, а остальные хором отвечают.
2. Запиши числа словами. Подчеркни двумя чертами мягкие согласные вместе с Ь на конце.
«Очень уж похожи»
Цель: дифференциация звуков по твердости и мягкости
Оборудование: слова и предложения
Ел – ель
Сосна и … - хвойные деревья. Барсик … только сырую рыбу.
Задание:
1.прочитай похожие слова.
2.Назови различные звуки в словах. Укажи различные буквы.
3.Вставь эти слова в предложения и запиши их.
«Загадки»
Цель: отгадывание загадок, закрепление правописания слов с мягким знаком.
Оборудование: загадки
Ежедневно в семь утра
Он трещит: вставать пооррррра!
(Будильник)
С неба падает слезами,
По земле бежит ручьями.
(Дождь)
Эта книга непростая
По ней я буквы изучаю (Букварь) Что за дерево-девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Целый день купается,
17. «Картошка»
Все не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Ей бродить ничуть не лень Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти
Как ее вам не найти. (Тень)