Конспект урока по русскому языку на тему Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (2 класс) Шулика Марина Владимировна

Тема. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Цель: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Задачи:
актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Формируемые УУД
Личностные:
проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.
Регулятивные УУД:
определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
сопоставляет свою работу с образцом, оценивает ее по критериям, выработанным в классе;
оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания;
Коммуникативные УУД:
оформляет свою мысль в устной и письменной речи;
обосновывает высказанное суждение;
старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;
умеет задавать уточняющие вопросы.
Познавательные УУД:
сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;
находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы.
Планируемый результат
Предметные:
В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.









Ход урока
1.Орг.момент.

Учитель: Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке

2. Минутка чистописания.
Учитель - А для чего мы с вами изучаем русский язык (ответы детей)
- Сегодня мы отправимся путешествовать в увлекательный мир русского языка, а отнесут нас туда облака знаний. (У каждого ребенка на парте лежит облачко, на обратной стороне которого буквы ж, ш, ч, щ).
- Вы готовы? (Да).
1 станция «Чистюлька». Ребята, послушайте внимательно загадку, не перебивайте, на загадку эту дружно отвечайте:
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда – зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук,
Они все разные,
А называются они согласные.
- Правильно. Молодцы! Переверните облако знаний и назовите, какие буквы там написаны. (Дети называют). Откройте тетради, запишите красиво и аккуратно дату, классную работу и те буквы, которые вы называли.
3. Словарная работа.
- Прочитайте слова, записанные на доске.
Товарищ, щавель, метель. (Выделите орфограммы, поставьте ударение)

4. Самоопределение к деятельности.
Нас ждет следующая станция «Познавай-ка», где нам предстоит определить тему урока и поставить перед собой задачи.
Учитель: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Друж.ть, защищ.ть, ч.десный, пуш.стый.
Учитель:-Проверим написанное; оцените свою работу.
Учитель:- С какими орфограммами мы встретились? (ответы детей)
- На какие группы можно разделить эти согласные звуки [ж], [ч], [ш], [щ]
Дети: звонкие и глухие, мягкие и твердые.
Учитель: Назовите всегда мягкие звуки ([ч] [щ])
Назовите всегда твердые звуки. ([ж] [ш])
Учитель: Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящии Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящии во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящии – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Учитель: -Определите тему сегодняшнего урока. (ответы детей).
- А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме? (ответы детей)
- Давайте сформулируем цель нашего урока (повторить, закрепить..)
- Каким образом можем достичь этой цели? (выполняя упражнения, повторяя правила, записывая слова)
5. Физминутка станция «Отдыхай-ка»
6.Работа по теме урока.
- Мы отправляемся к станции «Школьная». Откройте учебники на стр.10. Прочитайте тему нашего урока. Найдите упр. 11.
- Как вы понимаете смыл пословиц?
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши. (
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.(ищи себе такого товарища за которым ты будешь тянуться, так как он лучше тебя)
Дуле время, а потехе час.(Нужно уделять время одному и другому)
- Запишите упражнение. Спишите пословицы и подчеркните буквы, непарные шипящие согласные звуки.
Прочитаете правило на стр.11 про себя. Один ученик читает в слух.
- Найдите упр.14. Прочитаете, что нам нужно сделать.
- В какие группы можно объединить слова?
- В каких словах выделенные буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога?
- В каких словах выделенные слоги безударные? (дети записывают их в тетрадь)
7. Рефлексия
- Ребята, вы знаете кто такой Незнайка? Однажды он писал сочинение о том, как он провел лето и вот, что у него получилось
Летом я со своей собакой Булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружылис чяйки. Я поймал щюку и два лещя.

- Вам понравилось сочинение? А что в письме не так? Какое правило не знал Незнайка?
- Запишите сочинение в исправленном виде.
8. Закрепление изученного материала
- Давайте вспомним, какую цель ставили. (Повторить правописание буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Как считаете достигли? С какими трудностями столкнулись при достижении цели?
- Так почему же в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща и чу-щу мы пишем гласные И, А, У?

9. Домашнее задание:
У.с.11 упр.15

Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!