Технологическая карта урока литературного чтения «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.» в 1 классе (УМК Школа России)


Технологическая карта урока
Ф.И.О. Максимова Наталия Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 461 Санкт-Петербурга
Предмет: Литературное чтениеКласс, УМК:1класс, «Школа России»Тема урока: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»
Тип урока: открытие новых знаний.
Место урока в системе уроков: 15 урок в разделе «Букварный период», продолжительность урока 35 минут
Цель Знакомство с согласными звуками [ б], [ б‘], буквами Б, б.Формирование у учащихся умения читать.
Задачи -обучающие: познакомить учащихся с новыми звуками [б],[б'] и буквой «б»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
-развивающие: создать условия для развития фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти, воображения.
-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Формируемые УУД Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности (самоопределение)
Регулятивные: совместно с учителем ставить цель, планировать уч.деятельность, оценивать свои достижения
Познавательные: совместно с учителем формулировать проблему и познав. цель, искать необходимую информацию, моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли
Планируемый результат Умение выделять звуки б и б’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Технологии Информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, игровая, элементы развивающего обучения и дифференцированного обучения, проектная: создание коллективного проекта «Необычная Азбука»
Формы работы Фронтальная работа (ФР), работа в парах (РП), самостоятельная работа (СР)
Основные понятия Буква, звук, слог; звук: согласный, звонкий, мягкий, твёрдый.
Ресурсы «Азбука», автор Горецкий В.Г. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение 2015 г.
Техническое оборудование: ПК (1), интерактивная доска, электронное приложение к учебнику «Азбука», презентация Microsoft
Power Point
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
1 Самоопределение к деятельности.
(1 мин) Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок литературного чтения Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. (ФР) Личностные:
-понимание значения знаний для человека и принятие этих знаний, желание и стремление хорошо учиться.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2 Актуализация знаний обучающихся
(3 мин) Организует учебную деятельность учеников по «Ленте букв», проверяет, корректирует:
-Прочитайте гласные буквы.
-Сколько гласных букв мы уже знаем?
-Назовите гласные буквы, которые обозначают твердость согласного звука.
-Прочитаем согласные буквы твердо.
-Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука.
-Назовите согласные буквы.
-Сколько согласных мы уже знаем?
-Назовите особенную гласную букву, почему она особая?
-Какую еще особенную букву вы знаете, почему она особенная? Слушают учителя, проговаривают, выполняют задания учителя. (ФР) Познавательные УУД:
-анализировать, делать выводы;
- обобщать и классифицировать изученные буквы
3 Целеполагание
(5 мин) На основе речевой разминки организует работу по формулированию темы урока, мотивирует, направляет:
-Произношение каких слогов мы отрабатывали?
-Как вы думаете, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться?
-Что узнаем об этой букве?
-Чему будем учиться? Проговаривают чистоговорки:
Ба-ба-ба а на доме есть труба.
Бу-бу-бу села птица на трубу.
Бе-бе-бе сидит птица на трубе.
Выделяют из слогов новые звуки, формулируют, вместе с учителем, тему, цель и учебную задачу. (ФР) Регулятивные УУД:
- распознавать в слогах новые звуки,
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
4
Открытие нового знания
(10 мин)
1.Организует учебную деятельность учеников по выделению новых звуков из речи, сравнению звуков б и б’. Направляет, оказывает помощь.
Отгадывают загадки:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это . . . (белка)
Нет на свете веселей Этих маленьких зверей...Пять полосок на спине,А живут они в норе...С ветки прыгает на сук Словно белка . . . (бурундук)
Рассматривают изображения, сравнивают животных: белку и бурундука. Дают характеристику и сравнивают звуки б и б’.(ФР)
Составляют схемы слов: белка, бурундук, самостоятельно распределяя в парах задание.
Выполняют взаимопроверку. (РП, СР)
Сравнивают свои схемы с эталоном на доске. Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество;
- работа в парах;
Регулятивные УУД:
-оценивать правильность выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки
Предметные:
-выделять звуки б и б’ из слов;
-различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие
2.Организует игру «Твердый – мягкий», которая сочетается с двигательной активностью детей:
Бегемот, баран, барсук, бизон, зубр, беркут, верблюд, собака, воробей, зебра, буйвол, обезьяна. Если в названии животного слышится мягкий звук [б ,]-это друг белки: встают девочки, а если твердый [б]- друг бурундука: встают мальчики. (ФР) Предметные:
-развитие фонематического слуха;
3.Организует знакомство с буквами Б, б; создает условия для развития фантазии и воображения:
-На что похожа буква Б? (Слайды)
-Но, оказывается, букву Б можно не только напечатать и написать… или вот так интересно нарисовать.
Букву Б можно испечь из соленого теста и разукрасить красками.
Ее можно сшить из ткани, наполнить поролоном и получится вот такая Б-подушка.
А еще букву Б можно получить, если нанизать на леску бусинки.
Предлагает детям выложить букву Б из счетных палочек. Фантазируют, на что похожа буква «Б», воспринимают предложенные учителем образы этой буквы. (ФР)
Выкладывают букву «Б» из счетных палочек. (СР)
Выясняют место буквы «Б» в ленте букв. (ФР)
Личностные УУД:
- творческий подход к выполнению заданий.
Познавательные УУД:
- преобразование и интерпретация информации;
Предметные:
-различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки;
5
Применение нового знания и первичное закрепление
(6 мин)
1.Организует работу двух групп по дифференцированным заданиям.
2.Мотивирует познавательную активность:
Молодцы! Букве Б понравилась ваша работа и она приготовила для вас интересное задание: ребусы (Слайды) 1 группа (Дети, которые умеют читать)
Читают текст о бобре на стр. 99 «Азбуки» самостоятельно, затем друг другу, озаглавливают текст, придумывают, задают и отвечают на вопросы по тексту. (СР, РП)
2 группа(Дети, которые учатся читать)
Работают под руководством учителя по электронному приложению к учебнику «Азбука»: читают слоги и слова с буквой «б». (ФР)
Читают текст о бобре вслух.
Разгадывают ребусы: бананы, бабочка, изба Личностные УУД:
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе, паре.
Познавательные УУД:
- воспринимать учебное задание,
- составлять вопросы по тексту.
Предметные:
- читать, слоги, слова, текст, определять главную мысль текста, озаглавливать текст.
6 Физкультминутка
(2 мин)
Организует самостоятельное проведение физкультминутки детьми. Выполняют физкультминутку, которую предлагает ученик-ведущий. Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество
7
Включение нового знания в системузнаний(5 мин)
1. Предлагает прочитать на доске предложение, составить его схему. Читают предложение: «Мы были в парке».
Делают его анализ, чертят схему. (ФР) Личностные УУД:
- мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-творческий подход к выполнению заданий.
Познавательные УУД:
- анализ,
- моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Предметные:
-навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами;
-определять количество слов в предложении;
2. Чтобы узнать, что видели ребята в
парке и кого встретили, предлагает прочитать текст в Азбуке на стр. 97 Читают текст в «Азбуке» (СР).
Читают текст вслух цепочкой (ФР) 3. Организует беседу по вопросам:
Какие деревья растут в парке?
Кого дети встретили?
Что брала белка у ребят из рук?
Дают свои ответы, слушают ответы других (ФР) 4. Предлагает придумать чистоговорки с изученными звуками. Придумывают свои чистоговорки, проговаривают их хором.
Например:
Бе-бе-бе сидит галка на столбе
Бу-бу-бу побежали мы к столбу
Ба-ба-ба добежали до столба
Бы-бы-бы собираем мы грибы
Бов-бов-бов нет больных у нас зубов
и другие 8 Рефлексия
(3 мин) Организует работу по формированию и развитию умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Предлагает продолжить предложения:
-Сегодня я узнал(а)….
-Мне понравилось задание…
-Мне было просто выполнить задание…
-Мне было сложно выполнить задание…
-Мне на уроке было…. Анализируют правильность и сложность выполнения различных заданий, определяют простые и сложные задания.
Высказывают своё отношение к новым знаниям, к уроку.
Оценивают свою работу на уроке при помощи цветных карточек.(ФР)
Регулятивные УУД:
- анализ выполнения заданий;
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Приложение:
Презентация MicrosoftPowerPoint.