Технологическая карта урока литературного чтения на тему Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.(1кл)

Технологическая карта урока
Учитель: Осина И.В.
Предмет: литературное чтение (1 класс)
Тема урока. Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану; 1 урок в теме «Согласные звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.»
Базовый учебник: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Азбука»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.
Цель урока: познакомить со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает; учить находить букву ф ,читать слоги и слова с новой буквой, расширять словарный запас; развивать фонематический слух детей, речь детей, логическое мышление, внимание, память, воображение; формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Межпредметные связи. На уроке осуществляются связи литературного чтения с русским языком (разделы «Фонетика», «Лексика», «Морфология»), математикой, физкультурой, окружающим миром.

Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты:
- научатся находить букву ф, соотносить букву и звук, составлять звуковую схему слова, читать слоги и слова с новой буквой
Личностные УУД:
- проявляют внимание и интерес к освоению новых знаний и умений
- осознают необходимость самосовершенствования
- оценивают свою активность в деятельности и степень самостоятельности, инициативности
- выражают готовность к сотрудничеству
Познавательные УУД:
- ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- осознанно строят речевое высказывание в устной речи;
- делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку)
Регулятивные УУД:
- умеют применять и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий
- оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности
Коммуникативные УУД:
- умеют оформлять свои мысли в устной речи, формулировать собственное мнение и позицию; слушать и понимать других; сопоставлять свою точку зрения с другой; сохранять дружеские отношения и соблюдать правила поведения на уроке.
Организация пространства: фронтальный опрос, работа в парах, в группах.



Время
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся


1.Организация начала урока
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие. Психологическая установка на работу.
Приготовились учиться –
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться?
-Сегодня на уроке я желаю вам сделать для себя открытие, получить новые знания.
Приветствуют учителя, гостей. Психологически подготавливаются к работе.



- Да



2.Актуализация опорных знаний
Повторение изучаемого материала, необходимого для «открытия нового знания».
Вступительное слово учителя.
- Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
Наша речь состоит из ...
Звуки бывают ...
При произнесении согласного звука ...
Согласные звуки бывают ...
Гласные звуки бывают ...
После твердых согласных пишутся гласные буквы...
После мягких согласных пишутся гласные буквы...
Буквы е, ё, ю, я в начале слова ...
Дети отвечают:



- предложений.
- гласные и согласные.
- воздух во рту встречает преграду.
- глухие и звонкие, твердые и мягкие. - ударные и безударные.

- а, о, у, ы, э.

- е, ё, и, я, ю.
- обозначают два звука.


3.Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
Выявление затруднения. Обсуждение выхода из затруднения.
Проводит работу со скороговоркой.
- А теперь разминка. Послушайте скороговорку и постарайтесь её запомнить , а затем чисто проговорить.У Филина Фили два филинёнка - Филька и Филимонка.
- Какой звук часто повторяется в скороговорке?
- Посмотрите на слайд. Перечислите, что изображено?
Телефон, жираф, шкаф, флажок.
- Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.
- Обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. Кто догадался и готов назвать тему нашего урока?

- Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.
Познакомимся с ..
Научимся .

Дети проговаривают за учителем скороговорку. Отвечают на вопросы учителя.



[ф']



[ф]

Дети анализируют, делают выводы.
-«Звуки [ф], [ф'] и буква, которая их обозначает».

-Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.


4.Формирование новых понятий, способов действий
Построение проекта выхода из затруднения.
Загадывает загадку:
Не галстук он, не воротник, А шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода.
- Составьте схему этого слова.
- Как мы нежно называем маленький шарф? (Шарфик.) Ниже составьте схему этого слова.


- Какой новый звук услышали в словах шарф и шарфик?
-Дайте характеристику этим звукам
-Почему в первом слове новый звук слышится твёрдо, а во втором мягко?

- Теперь давайте сравним по звучанию слова: морковка и морковочка. Что вы заметили?
-Какой можно сделать вывод?

-Какое место в ленте букв мы ему отведем?

Проводит игру «Твердый, мягкий»
- Я буду читать слова. Если в них встретится твердый новый звук – встают
мальчики, если мягкий – встают девочки.
Федя, шофер, фабрика, фикус,форма, финиш, флаг, ферма, телефон
-Итак, звуки [ф], [ф'] обозначает буква Ф,ф (эф).
-На что похожа буква? ( появляются изображения на слайде после высказываний)
- Кто из вас знает, почему у кота фамилия Матроскин?
- Рассмотрите иллюстрации на с. 70.
Что вы видите на рисунке?
- Как одним словом можно назвать корабли и пароходы?
-Что о них можно сказать?

- Прочитаем стихотворение А.С. Пушкина на с. 70. Подумайте о каком корабле идет речь?
- О каком корабле написано в стихотворении?
- Докажите.

– Найдите на рисунке корабль, о котором говорится в стихотворении. Покажите его.
- Кто знает, из какой сказки этот отрывок?
- И наш корабль готов к плаванию.
Проводит игру «В море». (Кораблик с буквой Ф подплывает то к одному островку с гласной, то к другому).




-шарф
Моделирование звукового состава слова.(Индивидуальная_работа с раздаточным материалом).
Самопроверка с помощью звукового анализа слов «шарф», «шарфик» одним из учеников.

-В первом слове [ф], во втором [ф']
-согл. глух. тв и согл глух мягк.
-В слове «шарфик» «и» обозначает мягкость впереди стоящего согласного.

-В одном слове звук [ф], а в др звук [в].
-согл. парный глух. звук. Может быть тв. [ф] или мягк. [ф']
-2ряд. Там, где глух. согл., под «в»





Выполняют задание.




Высказывают свои мнения.

- Он полосатый, как будто на нем морская одежда – матроска.

- Корабли, пароходы.

- Суда.
- Одни современные, другие старинные.

Дети читают текст хором.

- О паруснике.
Читают: «Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах».

Показывают на иллюстрации.
- Из «Сказки о царе Салтане...».

Читают хором:
фа, фы, фи, оф, еф




Проводит физкультминутку:
-Эй! Попрыгаем на месте.(прыжки) Эх! Руками машем вместе.(движение "ножницы" руками) Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки за спину, спину прогнуть) Посмотрели на картинки. (нагнувшись,поднять голову как можно выше) Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе) Наклонились к полу ближе.(дотронуться руками до пола) Э-э-э! Какой же я лентяй!(выпрямиться) Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки) Повертись на месте ловко. (покружиться вправо) В этом нам нужна сноровка.(покружиться влево) Что, понравилось, дружок? (руки на пояс,повороты туловища вправо, затем влево) Завтра будет вновь урок!

Дети проговаривают и показывают движения.




- Далее свой путь кораблик держит по учебнику. Читаем слова с буквой Ф на с.71.
По ходу проводит работу над значением трудных для детей слов:
-Что означает слово телеграф?
- Телеграф - Система связи для передачи сообщений на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио (показ слайда)
-...Ферма- Животноводческое подразделение в хозяйстве(показ слайда)
-Фабрика - Промышленное предприятие с машинным способом производства. (показ слайда) Бумажная, кондитерская, швейная фабрики.
-Флот- Крупное соединение военно-морских судов(показ слайда).
- А теперь познакомимся с другим стихотворением А.С Пушкина.(с.71)
В нём поэт рассказывает нам об истории создания российского флота. Россия –
огромная страна, но раньше она не имела выхода к морю. И вот при царе Петре I (показ слайда) началось строительство флота. Он отправил юношей учиться за границу морскому делу. В Россию же он пригласил искусных иностранцев, которые умели строить корабли. Так на Руси появился флот. Россия могла теперь охранять свои морские границы, торговать. Все российские морские корабли ходят под Андреевским флагом. Андреевский флаг представляет собой белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским. Найдите его на иллюстрации в учебнике.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, что означает выражение«прорубить окно»?
Чтение стихотворения.
Как вы можете объяснить значение выражения «прорубить окно»?
- « Прорубить окно» Другими словами «открыть окно». Как раз то , что и сделал Петр I – открыл путь к морю. Теперь можно охранять свои морские границы, торговать.
- Как собирался Петр «прорубить окно в Европу?
- В каких строках сказано, что Петр ждал и к себе гостей из других стран?
- Каким выражением можно заменить слова: « все флаги будут в гости к нам»?
-Теперь вы прочитайте это стихотворение.
Хоровое чтение слов с буквой Ф



Высказывают свои мысли.




































- Открыть




- Он хотел ходить на кораблях в другие страны, вести торговлю.
- «все флаги будут в гости к нам»


- все страны в гости будут к нам
Хоровое чтение стихотворения.


5.Закрепление знаний и способов действий

Закрепление знаний и способов действий.
Проводит игру на внимание .
- Сколько букв Ф,ф в строчке? Покажите с помощью сигнальных карточек.
АвФйёФуЦфЗфЗфхпафшьИфсмиРе
УЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ
- Найдите и подчеркните слова с буквой Ф,ф в каждой строчке.
щгжёлтыйхещгшфокусжроллюди
жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэы
фонарьэвдролулицаэыд
эфжпзнггидыФёклажыдподругойжв
дплорросветофорэжд
РЕЗЕРВ: Работа в группах .
- Наш кораблик попал на мель и все слова в предложении рассыпались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид. (каждой группе выдаётся конверт с заданием) Докажите, что это предложение.
-Можно ли из этих предложений составить текст? Как?

Показывают ответ и сверяют с ответом на слайде.



Работают парами. Самопроверка. (показ на слайде)
щгжёлтыйхещгшфокусжроллюди
жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэы
фонарьэвдролулицаэыд
эфжпзнггидыФёклажыдподругойжв
дплорросветофорэжд



7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
- Используя опорные слова, подведем итог урока:
Мы познакомились ...
Мы научились ...
Мы умеем ...
Предлагает детям расположить кораблики на разных гребнях волны:
- Подумайте, в какой кораблик вы сядете сами
1. Высокая волна – я все понял, мне было очень интересно.
2. Средняя волна – мне не все было понятно, но я постараюсь на следующем уроке во всем
разобраться.
3. Низкая волна – я не во всем разобрался, мне было трудно.

Подводят итог урока.






Выполняют задание.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








wђ Заголовок 1 ђ Заголовок 3wђ Заголовок 415