Авторская программа Национальный женский костюм

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа»
Матвеевского района
Оренбургской области

 

Согласовано
заместитель директора по УВР
___________________
«____» ____________ 2014 г.


Утверждаю директор школы
__________________
«____» ____________ 2014 г.

 

Рассмотрено
на заседании ШМО
__________________
«____» ___________2014 г.





Авторская программа
«Национальный женский костюм »
по предпрофильному обучению в 9 классе
Разработана
Гайнулиной А.Я.
учителем технологии первой
квалификационной категории


С. Старокутлумбетьево
2014г.
Пояснительная записка.
Возрождение и развитие национально-культурных традиций, стремление сохранить систему национальных ценностей в России сегодня приобретает особую актуальность. Духовный кризис, переживаемый человеком, может быть преодолен только на путях возвращения к истокам национальной самобытности.
Система школьного образования обладает поистине уникальными возможностями воздействия на процесс формирования у молодежи высокой нравственности, духовности. Костюм - наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности, где материальное начало целостно сочетается с духовным миром прошлого. В костюме как в зеркале отразились занятия предков; климат и пути торговли; идеалы красоты и религия; изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами. Костюм – воплощение народа об идеальном облике людей своей нации. В разные периоды истории в костюме сочетались сила традиций, моральных норм, историческая память народа с естественным стремлением человека к новизне и совершенству. В силу эмоциональности женщин, внутренней потребности к красоте женский костюм отличается особым своеобразием. В силу этого в программе представлена история создания женского комплекта одежды.
Существующие школьные программы по технологии не предусматривают целенаправленного изучения этнокультурных традиций, истории национального костюма. В современных условиях возрос интерес обучаемых к истории национального костюма, к моделированию одежды с элементами национального стиля. В условиях МБОУ «Старокутлумбетьевская средняя общеобразовательная школа» остро стоит необходимость введения данного курса, так как это школа, реализующая целевую программу «Сохранение этнокультурных традиций». Социальный заказ на сегодняшний день предусматривает выделение часов, отведенных на предпрофильную подготовку, на изучение истории развития женского национального костюма.
Курс занимает важное место в предпрофильной подготовке обучающихся, входит в число предлагаемых обучающимся для приобщения их к будущей профессиональной деятельности программ. Ему отводится важная роль в расширении профессионального кругозора обучающихся, в развитии их культурологической компетентности, развитии креативных способностей, приобретении навыков конструирования и моделирования одежды.
Содержание курса дополняет существующие программы по технологии. Источниками содержания курса являются работы известных исследователей истории развития татарского национального костюма, декоративно-прикладного искусства казанских татар, художественных промыслов татарского народа Валеева Ф.Х. , Валеевой-Сулеймановой Г.Ф., Шагеевой Р.Г., Воробьева Н.И., Бусыгина Е.П. и других известных авторов. При составлении программы использованы научные разработки и рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников, содержащие примерную тематику курсов по выбору и основные принципы отбора теоретического материала. По мнению Е.С. Полат, наиболее эффективным является применение метода проектов на уроках технологии. Но на практике частое применение данного метода затруднено, так как требует значительных затрат учебного времени. При проведении занятий курса по выбору основным является именно метод проектов, а также практические занятия, способствующие максимальному развитию творческих способностей обучающихся.
Вышеизложенные факты объясняют целесообразность создания данной программы. Представленная программа способствует сохранению национальной культуры, одежды, искусства, художественных промыслов, поддерживает связь поколений. Программа дает возможность совершенствовать трудовое обучение и эстетическое воспитание учащихся, раскрыть их творческие возможности, развивать чувство красоты и гармонии. Содержание программы может быть использовано в процессе трудового обучения и эстетического воспитания учащихся.
В школьной библиотеке для изучения этнокультурных традиций имеются пособия «Татарская вышивка» под редакцией Сергеевой Н, «Татарский костюм» под редакцией Завьяловой М.К., «Татарский орнамент» под редакцией Валеева Ф. К услугам учащихся школьный музей, охватывающий 265-летнюю историю села, в том числе и историю развития женского национального костюма.
Цель программы:
Формирование культурологической компетентности обучающихся, развитие их креативных способностей через усвоение знаний в области истории развития национального костюма, технологии и искусства.
Задачи:
Изучить историю развития татарского национального женского костюма.
Научить выполнять эскизы и зарисовки, моделировать и
конструировать костюмы с элементами национального татарского костюма, технологическим основам изготовления швейных изделий.
Создать условия для реализации творческих способностей детей и их успешной социальной адаптации.
Развивать способности воспринимать мир художественных образов,
чувства красоты и гармонии.
5. Способствовать воспитанию уважения к истории своего народа и его культурным традициям.
Продолжительность обучения:
Курс рассчитан на 17 часов для учащихся 9-х классов.
Требования к уровню подготовки обучаемых:
1. Учащиеся должны знать:
- особенности национального женского костюма;
- историю развития женского национального костюма;
- дополняющие элементы и аксессуары женского национального костюма;
- теоретические основы конструирования и моделирования женской одежды;
- технологические этапы изготовления женской одежды.
2. Учащиеся должны уметь:
- выполнять эскизы и наброски моделей женской одежды;
- подбирать ткани и материалы для изготовления женской одежды;
- учитывать принципы сочетаемости цветов, элементов вышивки, орнамента, аксессуаров при изготовлении костюма.
- понимать особенности профессий «художник-модельер», «инженер- технолог швейного производства»; быть готовыми к конкуренции на рынке труда и профессий;
- использовать приобретенные знания, умения, способности к само- организации, самореализации и рефлексии в формировании технологической и художественной культуры.
Оценивание результатов
Оценивание работы учащихся проводится по пятибалльной шкале. Оценивание происходит по мере их участия в исследовательских работах, в процессе практической деятельности над созданием костюмов и их эскизов, в реализации проектной деятельности. Предполагается, что промежуточный результат учащегося будет включать в себя среднее арифметическое трёх оценок: оценка самого ученика, оценка одноклассников, оценка учителя. Для этого может быть создана следующая таблица:
Тема
Виды деятельности

Оценки



учащийся
одноклассники
Учитель
итоговая








Окончательная оценка работ учащихся проводится во время публичной презентации творческих проектов в форме оформления стендов, проведении выставок, выступлений школьного театра моды.

Содержание программы
1. Вводное занятие. 1ч.
Знакомство с задачами курса. Входная диагностика. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Ознакомление с организацией рабочего места.
2. История женского костюма. 8ч.
Булгаро-татарский костюм 8-18века. Костюм начала и середины 19века. Национальный костюм второй половины 19 - начала 20века. Костюмы территориальных групп. Классификация и примеры собственно татарских терминов одежды.
1) Городской костюм. 1ч.
Покрой. Ткань. Цвет.
Сельский костюм. 1ч.
Покрой. Ткань. Цвет. Фартук.
Головной убор. 2ч.
Форма головного убора. Платок. Шаль. Калфак. Каляпуш.
Национальная вышивка. 2 ч.
Золотое шитье. Гладь. Бисер. Тамбурная вышивка. Канитель. Бугорчатое вышивание.
Национальный орнамент. 2ч.
Растительный орнамент. Геометрический орнамент. Зооморфный орнамент. Размещение орнамента. Бытовые комплексы узоров.
Национальные украшения. 1ч.
Накосники. Серьги. Нагрудники. Бусы. Кольца. Браслеты. Хаситэ. Обереги. Амулеты.
Итоговое занятие. 1ч.
Публичная презентация готовых моделей.









Тематический план

№ п.п.
Наименование раздела
Кол-во часов






Вводное занятие.

1


История женского костюма

8


Головной убор

2


Национальная вышивка

2


Национальный орнамент

2


Национальные украшения

1


Итоговое занятие

1


ИТОГО:

17 часов



развернутый тематический план
№ заня
тия
тема
Кол-во
часов
Форма проведения
Формы контроля
Домашнее задание

Дата проведения

План Факт

1.
Вводное занятие.
1
Беседа
Входная диагностика.



2.
История женского костюма:







Городской костюм
1
лекция
Эскиз костюма




Сельский костюм.
1
лекция
Эскиз костюма




Работа над проектом «Создание женского национального костюма»
6
Практическая работа над проектом:
изготовление эскизов, выполнение выкройки, раскрой изделия, пошив изделия; создание исследовательских работ по истории национального костюма.
Презентация проекта



3.
Головной убор
1
Лекция





Выполнение эскизов головных уборов
1
Практическая работа
моделирование



4.
Национальная вышивка
1
лекция





Вышивание элемента национальной одежды
1
Практическая работа над созданием дополнительных элементов национального костюма
Зарисовка; вышивание элементов; украшение бисером, блестками, монетами



5.
Национальный орнамент
1
лекция





Применение национального орнамента в женской одежде.
1
Практическая работа. Украшение готовых элементов одежды национальным орнаментом.




6.
Национальные украшения
1
Сбор материала, изготовление украшений.
Инсценировка обряда, обычая.



7.
Итоговое занятие
1
Представление костюмов на открытом общешкольном мероприятии

Защита проекта




Методические рекомендации
Работа над изучением программы осуществляется на основе широкого спектра заданий, ориентированных на активную деятельность школьников:
-оформление альбомов;
-исследование;
- работа в сети Интернет;
- практическая работа над созданием костюмов;
- реализация проектной деятельности;
- участие в сценариях.
Поисково-исследовательская работа.
Глубокое усвоение программного материала – цель ученического исследования. В ходе исследования используются разнообразные источники: тексты произведений, ресурсы Интернета, документы, архивный материал и др. Учитель помогает сформулировать темы работ, знакомит с методикой проведения исследования, организует изучение того или иного вопроса, подводит итоги первоначального ознакомления с темой, анализирует собранный материал. Затем учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы.
Проектная деятельность.
Выполнение проектов способствует выработке специальных умений и навыков. Целесообразно вовлекать учеников в групповые проекты; каждому из них необходимо определить его роль в группе. Подобная работа может научить менее подготовленных учеников проявлять инициативу, сотрудничать с партнерами, применять полученные знания, участвовать в выработке коллективных решений, определении целей и способов их достижения, в конченом итоге - повысит уровень их самооценки, утвердит в коллективе.


Литература
Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 2002.
Валеева-Сулейманова Г.Ф.. Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М., Сов. художник, 1990.
. Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, Тат. кн. изд-во, 1997
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань, Тат. кн. изд-во, 1980.
Завьялова М.К. Татарский костюм. Казань, Заман, 1996.
Сергеева Н. Татарская вышивка. Казань, «Мэгариф», 2005.
Суслова С.В. Женские украшения казанских татар середины 19-начала 20века., М., 1980
Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. Казань, 1989










13PAGE 15


13PAGE 141115




15