Конспект урока швейного дела на тему Женский казачий костюм.


Цель урока: Народный костюм казачки как воплощение традиций Кубани.
Цель урока:
Коррекционно-образовательные: расширить и углубить знания об истории кубанского костюма, стимулировать творческую активность учащихся, прививать интерес к занятиям.
Коррекционно - развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности, координацию движений рук, исполнительские умения.
Воспитательная задача: Растить патриотов родной земли, формировать художественный вкус учащихся, углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Оборудование: Компьютер, проектор
Музыкальный ряд: видеозапись песни в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора, видеозапись природы Краснодарского края, аудиозапись народных кубанских песен
Зрительный ряд: презентация «Народный костюм казачки»

Наглядные пособия.
1.Кубанский (казачий) женский костюм в натуральную величину.
2.Образцы тканей (х/б, льняной, искусственных и синтетических).
3.Образцы отделочных материалов (кружева, ленты, тесьма, бисер).
4.Образцы стилизованных женских народных костюмов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Беседа об особенностях кубанского костюма.
Материал для беседы
Слайд 1. Мы живем на Кубани! Это многонациональный край России, где издревле проживает более 100 национальностей и каждый народ имеет свои обычаи и традиции. Многонациональность Кубани отражена в цветах флага.
Слайд 2. Малиновый-цвет казаков-черноморцев, потомков запорожцев, синий – казаков линейцев, потомков донцов, зелёный-адыгов. Кубань - это, прежде всего казачество. Кубанские казаки сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру. В казачьих обрядах, народных песнях, сказках костюме отразились особенности жизни казаков.
Слайд3. Во мне течет казачья кровь,
Мой род с фамилией казачьей,
И в глаз я говорю, не в бровь:
"Я настоящая казачка!"
Ты спорь со мной, лишь все напрасно,
Я отступу тебе не дам!
В тугую косу ленту красну,
И в путь-дорогу по полям.
И в каждом ручейке знакомом
Свои истоки узнаю.
Горжусь я родиной и домом,
Кубань свою как жизнь люблю!
Учитель: Давайте подумаем, над чем мы сегодня будем работать. Какова тема урока?
Слайд 4.Тема урока: Народный костюм казачки как воплощение традиций Кубани.
Учитель: А какая цель урока?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с историей народного костюма казачки, проведем параллель между старинным костюмом и современным стилизованным, а также продолжим пошив юбки, придав модели кубанский стиль. Через месяц 24 июня казачество отмечает женский казачий праздник.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы думаете о Кубани?
- Свобода, красота, цветы, солнце, плодородие
Учитель: что вы можете сказать о людях, живущих на Кубани?
- трудолюбивые, веселые. гостеприимные
Учитель: Эти качества нашли отражение в народном казачьем костюме.
Материал для беседы.
Переселение казаков на Кубань началось в 1792 году. Первое время казаки-переселенцы в большинстве своем не были состоятельными. Поэтому казачьи жены Слайд 5. и дочери поначалу надевали красивую праздничную одежду только по очень торжественным случаям, украшая себя по обычаям прежнего места жительства. И насколько разными были люди, настолько разными были и их костюмы. Однако со временем все так смешалось и переплелось, что появился новый наряд кубанский.
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически.
Слайд 6. Прежде чем мы детально рассмотрим наряд казачки зададим себе вопрос: а какая она-казачка 18 века, какова её жизнь? Слайд 7. На картине кубанского художника Гусарова Николая Николаевича отражена жизнь матери -казачки. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом. Шаровары на казачке свидетельствуют о том, что женщины тоже сражались с врагом в русско-турецкой войне 1787 года.
Слайд 8. Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Во все времена у любого народа была особая одежда, отличная даже от соседних областей. Зная об этом, кубанцы сразу же узнавали приезжих. Слайд 9. У казаков были свои традиции и свои модницы. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.
Слайд 10. Одежда у казачек различалась, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Яркость, веселость, независимость характера казачки отражены в ее нарядах.
Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.
Слайд 11. Повседневная одежда казачек состояла из длинной исподней (нижней) рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую (сотканную из конопляных ниток) и одну или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых.
Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре - для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - "подол", по-украински - "спидница". Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Потом появились "кошеные" юбки плотно облегающие фигуру. Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали, приговаривали: "Мы ж казаки!" А вот низ рубашки ("подставки"), который был, как правило, из домотканого полотна, вышивали красными и черными нитками. В праздники поверх такой рубахи надевали длинную широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто белую юбку с пришитой к ней отдел койСлайд 12. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой». В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке.
Слайд 13. Матене кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.
Кираса это плотно облегающая кофта с небольшой баской до бедер, узкими длинными рукавами, у плеча присборенными, с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди на множество мелких пуговиц, которую носили только молодые женщины Со второй половины 19 века распространился такой вид, как Слайд 14. "парочка" (юбка - кофта). В богатых семьях парочку шили из шёлковых или шерстяных тканей, а в бедных - из ситца. Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.
Важный элемент костюма казачки головной убор.
Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке - кички. "колпаки", "файшонки" (от Слайд 15. нем. слова "файн" - прекрасный). Носили они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.
После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке. В праздники носили яркие платки с крупным разноцветным узором и шлычку шапочку с широким донышком и узеньким бортиком, по краю которой вдевался шнурок. Слайд 16. Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке, и затягивалась шнурком, а сверху иногда был платок. В те времена бытовала поговорка: "У хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не выйдет". На шлычку женщины летом надевали лёгкие шёлковые или ситцевые платки, зимой - тёплые вязаные платки или шали. Девушка покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Слайд 18. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.
Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.
Слайд 19. В нашем крае чтут историю края, традиции и дух казачества присутствует в жизни кубанцев. Артисты Государственного академического Кубанского казачьего хора имеют большую коллекцию современных стилизованных казачьих костюмов.
Демонстрация видео.
Слайд 20,21,22. Так же на Кубани создан музей под открытым небом - этнографический музей кубанской старины в Тамани, где можно увидеть богатое разнообразие женских кубанских костюмов. Слайд 23, 24.
Обратите внимание на модели женских кубанских костюмов.
Фантазия художника-модельера позволяет создать множество вариантов отделки костюмов, подчеркивая их индивидуальность, но при этом сохраняя исторически сложившиеся элементы костюма, так что все знают что такой наряд носит кубанская казачка.
Слайд 25. Представьте, что вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлкинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук.
Существуют прекрасные образцы народной вышивки, распространенной среди славянского населения кубанских станиц. Вышивкой украшались не только одежда, но предметы домашнего обихода: настольники, рушники для икон, фотографии, зеркала. В девичье приданое обязательно входили вещи, украшенные вышивкой: рубахи, подзоры, юбки-спидницы. По поверью, вышитые полотенца обладали магической способностью сохранять и оберегать от дурного глаза, болезней, способствовать благополучию, счастью и богатству.
Пришло время для творчества. Мы с вами сшили на прошлом уроке сшили юбки, которые сегодня отделаем в кубанском стиле.
Вопросы для проверки знаний.
Какие юбки носили казачки?
Какой фасон юбки мы сшили?
Какова технологическая последовательность пошива юбки данной модели?
Какие мерки мы снимали для пошива юбки?
Какие виды отделки применяли казачки? Как они украшали свои юбки?
Что такое оборка, чем отличается от рюша?
Какой шов вы будете применять для соединения двух деталей?
Как сделать оборку машинным способом?
Слайд 26. Обратите внимание на технологию пришивания оборки к юбке.
Слайд 27. У кубанцев было хорошей традицией собираться за рукоделием у кого-нибудь в доме. Ручная работа, которая выполнялась на посиделках, не всегда была необходимостью и имела больше характер эстетический: девушки вязали кружева, вышивали платочки. И вы так же займетесь рукоделием. Ваша задача пришить оборку к юбке, украсив её прошвой.
При выполнении практической работы необходимо соблюдать технику безопасности. Слайд 28.
Слайд 29. Последовательность
Выполнить машинную строчку больших стежков на прошве.
Собрать декоративную оборку из прошвы .Притачать декоративную оборку к оборке из ткани.
Приметать полученный элемент отделки к юбке.
Стачать боковой шов на оборке, отрезать лишнее и обработать срез.
Проложить стачной шов для соединения деталей.
Обработать срез.
Слайд 30. Итог урока.
Чем пристальнее изучаешь народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.