Конспект урока по литературному чтению 4класс по теме Маленькие и большие секреты страны Литературии. Мустай Карим Радость нашего дома.


Маленькие и большие секреты страны Литературии. Карим Мустай «Радость нашего дома»
Цели: обобщить знания учащихся по разделу, воспитывать трудолюбие, внимательное отношение к окружающим; развивать память, творческие способности, формировать умение работать с текстом.
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств, для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
5.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
6.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Предметные результаты
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Ход урока
1.Орг.момент
2.Постановка темы и целей урока
На доске выписаны произведения разных авторов в 2 колонки
-- Сформулируйте темы по которым они объединены (о войне, о детях)
-- Как может звучать тема объединяющая эти две группы? (детство, семья)
-- Как вы думаете для ребенка, что является счастьем, радостью? (семья, дом)
Тема урока
-- По какой теме мы будем работать? Сформулируйте со словами – радость , дом (Радость нашего дома)
Цели
-- Что будем делать?
1) Познакомимся с новым произведением о ____________
2)Анализировать _________
Выделять главную ________ автора
3. Работа по теме урока
-- Узнаем кто автор произведения (( составляют из слогов))
Рассказ об авторе (презентация 1-3 слайда)
1)Знакомство с жизнью и творчеством М.КаримаРодился Мустафа Саффич Каримов 20 октября 1919 года в д. Кляшево, распложенной на берегах прекрасной реки Дёмы (ныне Чишминский район), в 30 км от столицы нашей республики. В своем роду писатель оказался лишь вторым грамотным человеком. Первым научился читать и писать старший брат Мустая, окончивший после революции начальную школу. В 1941 г. Мустай Карим окончил факультет языка и литературы Башкирского государственного педагогического института. С первых дней Великой Отечественной войны и до Побед наш поэт был на фронте – служил начальником связи, начальником штаба артдивизиона. Был тяжело ранен, по излечении работал корреспондентом фронтовых газет. После войны всецело отдался творческой и общественной деятельности.
М.Карим начал писать в середине 30-х годов. С тех пор им было опубликовано более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10 драматических произведений. Произведения Мустая Карима переведены на десятки языков России и мира. За многие произведения великий поэт был удостоен множеством наград и ему были присуждены премии как республиканского, так и российского масштаба.
Наиболее известные произведения:
сборники стихов и поэм «Черные воды», «Возвращение», «Европа – Азия», «Времена»;
пьесы: романтическая драма «Страна Айгуль»(1967), веселая комедия «Похищение девушки» (1957), трагедии «В ночь лунного затмения» (1963), «Салават» (1971), «Не бросай огонь, Прометей!»;
повести «Радость нашего дома», «Таганок», «Помилование», «Долгое – долгое детство».
-- Во всех произведениях М. Карима говорится о нашей Родине как той большой России, так и малой о Башкортостане, о доме – место где проживает семья. Каждому человеку важно иметь свою семью где его ждут.
2)Отзыв на книгу
Очень тёплая, трогательная история, написанная башкирским писателем Мустафой Каримовым (творческий псевдоним Мустай Карим), рассказывает о жизни обычной детворы в небольшом ауле. Идёт война, и к повседневным заботам добавляется еще одна - чтение долгожданных писем. Одну такую весточку присылает мама главного героя произведения, маленького Ямиля, неожиданно уехавшая в город и оставившая сына на попечение бабушки.Мама возвращается в родной аул не одна: она привозит Ямилю сестру, девочку по имени Оксана, к которой башкирский мальчишка привязывается всей душой. Девочка говорит только по-русски, и поначалу Ямилю очень трудно говорить с сестрой. Он по-детски защищает её, несмотря на то, что они ровесники, объясняет ей каждый непонятный шорох и терпеливо ждёт, когда сестричка привыкнет к новому дому.Оксану принимают в детскую компанию, она осваивается и потихоньку начинает доверять окружающим. Ямиль на неё не нарадуется и, рассуждая сам с собой, постоянно сравнивает с соседскими детишками.Неторопливое светлое повествование с огромным количеством чудесных детских диалогов и добрых моментов. На глазах читателя идёт обычная жизнь с её радостями и горестями. Ямиль изо всех сил старается помогать Оксане, самое страшное для него - это её слёзы. Он защищает её от гусака, вытаскивает из ручья её башмачок, в общем, ведёт себя, как настоящий мужчина.Как-то Оксана говорит названному брату, что у них когда-то была и еще одна мама. Поначалу Ямиль ничего не понимает и решает, что это сказка, но оказывается, что любимая сёстренка права. Вся история проникнута щемящей грустью. Финал книги и радостен, и печален одновременно, но с разлукой примиряет то, что для башкирской семьи маленькая Оксана осталась радостью. Радостью дома и мальчика, который с нетерпением будет ждать новой встречи.
-- Нет чужих детей. Каждый ребенок имеет право жить в семье и быть любимым.
3) Чтение текста ( отрывок в приложении)
4) Работа по содержанию
-- Докажите, что дети очень ждали папу.
--Как происходит появление отца?
-- Кто еще кроме детей и мамы был рад возвращению солдата с войны?
-- Кроме взрослых были рады возвращению и соседские дети. Зачитайте.
-- Почему не раздеваясь папа с детьми пошел проведать родные места?
-- Найдите фрагмент где они останавливаются у родника. Какое желание возникает у Ямиля.
-- В каких строках с нами разговаривает сам М.Карим (он говорит о всей России- называя ее родной землей)
-- От чьего имени идет повествование?
Финал повести: Надо мной сияет чистое, ясное небо, цвета глаз моей сестры Оксаны, которую папа назвал радостью нашего дома.
Все фрагменты этой повести пронизаны любовью, радостью.
Каждой группе я предложила на выбор два задания: написать синквейн о героях этой повести по плану:
1.Кто?
2.Какая?
3.Что делает?
4. Для других людей?
5.Что олицетворяет?
Оксана.
Добрая, любознательная.
Живёт, удивляется, радуется.
Рядом с ней поёт душа.
Свет.
Ямиль.
Надёжный, отзывчивый.
Помогает, защищает, переживает.
Стал для Оксаны настоящим братом.
Опора.
4.Рефлексия
- На уроке я узнал ___________
- Повесть «Радость нашего дома» научила меня _____________
5.Оценки за урок.
Домашнее задание (одно на выбор):
1. Написать сочинение-описание о любимом герое (по произведениям М.Карима);
2. Написать сочинение-рассуждение «Чему научила меня повесть М.Карима «Радость нашего дома»?»
3. Подготовить викторину по повести «Радость нашего дома»
Приложение 1
Отрывок из повести М. Карима «Радость нашего дома»
Каждый день кто-либо возвращается с фронта. Приехал папа Марата и Фагимы, приехал старший сын дедушки Бадамши и другие люди с соседней улицы. Мы с Оксаной заходим ко всем, кто возвращается, и расспрашиваем о папе. Но никто ничего не может сказать. Одни видели папу давно, другие слышали о нем, третьи читали о нем в газетах.      Мы весь день смотрим на дорогу, которая ведет от станции. Как увидим кого-нибудь - бежим навстречу. Но папы все нет и нет.      Когда мы еще только начали ждать папу, гусята были совсем маленькие, теперь они выросли и стали большие. Самый красивый гусенок - это тот, которому я про себя дал имя "Оксана". Хотя старый гусак и дерется, но гусят мы все равно любим и потихоньку кормим.      Мы каждый день поливаем наши яблоньки и говорим: "Пусть подрастут до приезда папы!" На яблоньках теперь много листьев, хотя они и не цвели. А мак в нашем саду уже осыпался... Вот сколько времени прошло... Только наши башмаки все такие же - мы их бережем до приезда папы.      Каждый вечер, перед сном, мы смотрим на папин портрет. Оксана говорит ему:      - Приезжай же скорей, папа, приезжай!      - Наверно, папа очень далеко гнал врагов, вот и не может быстро вернуться. Да, Оксана?      Сестра отвечает:      - Да! - и засыпает.      "Пусть скорее наступает утро и возвращается папа!" - думаю я каждый вечер.      Мама вздыхает, глядя на нас с Оксаной.      ВО СНЕ И НАЯВУ      Наяву портреты не разговаривают. А во сне они и разговаривают, и смеются. Я сплю и вижу сон. Будто папин портрет, который висит над кроватью, приблизился ко мне. Вот он сделал шаг, вот взмахнул рукой. Опущенные усы шевелятся, звенят на груди медали. Папа улыбается, и глаза его блестят. Совсем как живой, кажется даже, что он разговаривает. Я хочу раскрыть глаза, крикнуть, но лежу, как скованный. Вот ведь какой сон!      Наконец мне удается открыть глаза. Солнце ярко светит в окна. А портретов будто уже два: один ушел на свое место, а другой вдруг наклоняется, схватывает меня и прижимает к себе. Я сразу просыпаюсь. К кровати подбегает мама, что-то быстро и весело говорит, но я не слышу ее.      - Папа!.. - вскрикиваю я. - Почему ты так долго не возвращался, папа?..      Просыпается Оксана. Она удивленно смотрит на нас, поднимается. Папа подходит к ней и берет ее на руки:      - Вот и дочка моя проснулась. Узнаешь меня, доченька?      Оксана звонко смеется и целует папу. А я-то и забыл его поцеловать.      - Папа, - говорит Оксана, - а мы тебя ждали, ждали...      Держа нас обоих на руках, папа садится на сундук.      - Вот я и вернулся живым, здоровым, потому что вы меня очень ждали. Оказывается, вы счастливые, мои дети!      Я считаю медали: одна, две, три, четыре, пять... Только я еще не знал тогда, что означают две желтые и две красные полоски над карманом. Теперь-то знаю: это значит - папа был четыре раза ранен.      Мы долго сидели на сундуке. Потом стали приходить гости. Их было еще больше, чем тогда, когда приехала Оксана. Все здороваются с папой, жмут ему руку, некоторые даже двумя руками сразу. Соседки-старушки гладят папу по спине.      Пришел и дедушка Мансур.      - Огромное спасибо за святое дело, которое вы сделали: самую войну победили, - говорит он. - Что разрушено - восстановится, что износилось - обновится. Только сирот очень жалко.      Папа глубоко вздыхает. А дедушка Мансур ведет уже другой разговор:      - И нам было трудно. Однако мы работали изо всех сил. Вот сам увидишь...      Первыми пришли Марат с Фагимой. Они, как вошли, прислонились к двери и так всё время стояли.      - Входите, входите! - приглашали мы.      Но они не двинулись с места. Я знаю - они стеснялись папы.      Позже всех пришел Заман, сразу подбежал к папе, обнял его за ноги. Мы все удивились, а папа взял Замана на руки и говорит:      - Вот, оказывается, кто больше всех соскучился!      - Если у тебя есть ружье, дядя, стрельни-ка, - попросил Заман.      - Здесь же нет врагов! - говорит ему папа.      - А ты стреляй в коршуна, он сегодня унёс у нас цыплёнка.      Все стали смеяться, а Заман как ни в чём не бывало просит:      - Покажи мне свою саблю.      - Я не привёз саблю, милый. А когда поеду в город, куплю тебе маленькую саблю, ладно?      - Ладно, хоть и маленькую, - говорит Заман и сползает с папиных колен.      Мама угощает всех детей. Заман получает свой гостинец и сейчас же выбегает из дома. Марат и Фагима зовут нас играть, но разве мы можем отойти от папы!      Мама тоже не пошла на работу. Весь день она варила и пекла вкусные вещи. Мы всё время была возле папы. Мама тоже подходила к нам, улыбалась, смотрела то на нас, то на папу. И говорила она так весело и звонко, как будто сыпались серебряные монеты. Всё лицо её светилось, глаза сияли, и мне казалось, что весь наш дом и вся наша улица стали светлее.      Она теперь совсем не похожа на ту маму, которая в толстой белой шали, с мешком за плечами уезжала зимой в далекий город. Но всё равно, это та же наша мама.      После полудня пришла бабушка из Тимертау. Увидев её в окно, мы с Оксаной выбежали навстречу. Но на этот раз нам совсем не было интересно, что лежит в её больших карманах.      - А-а-а! Мои быстроногие! - говорит бабушка, берёт нас за руки и торопливо шагает к дому.      Дома она обнимает папу и тихонько плачет.      - Знаешь, Оксана, - шепчу я, - слёзы бабушки - это слёзы радости, сладкие слёзы.      - Откуда ты знаешь?      - Дедушка Мансур так сказал.      - Молодец, крепко держишься, мама! Может, ты сделана из железа, раз ты из Тимертау? - шутит папа.      [Чимертау - Железная гора.]      - И железо ржавеет, сынок! А в трудные годы надо быть крепче железа.      Я не могу удержаться от смеха.      - Чего ты смеёшься? - спрашивает Оксана.      - Как может быть бабушка из железа? Она вся мягкая, и руки у неё вон какие мягонькие.      Оксана хмурит брови. Ей кажется, что я смеюсь над бабушкой.      После чая папа надел пилотку.      - Мать, - сказал он, - я с детьми пройдусь по полям. На фронте дал я себе слово: если вернусь, то, не снимая походного мешка, обойду все наши поля и луга... Может, и ты с нами пойдешь?      - На этот раз идите без меня. Никак не управлюсь с работой, говорит мама, осматривая меня и Оксану. - А почему вы без башмаков?      Вот так так? Мы совсем забыли о наших башмаках. Я сейчас же достаю их из-под кровати:      - Вот, папа, желтые башмачки с красными кисточками, которые в майский праздник принесла нам бабушка.      - У меня один башмак уплыл по Серебряной, да Ямиль догнал и принес его, - рассказывает сестра.      - Не я один, а с дедушкой Якшиголом...      - Башмаки были причиной и радости и горя, - улыбаясь, говорит бабушка. - До твоего приезда дети не хотели надевать их, берегли. А папа приехал - про башмаки забыли. Ай, дети, дети...      Мы быстро обуваемся и уходим с папой. Идём на Полевую сторону. Папа идет посередине, я бегу с одной стороны, Оксана - с другой.      Папа срывает пахучие травы, растирает их в руках и нюхает, поднимает нагретые солнцем камешки и подносит их к щеке. Опережая нас, он сбегает на дно глубокого оврага; цепляясь за травы, быстро поднимается наверх, срывает колючие фиолетовые цветы татарника, потом влезает на какой-нибудь большой камень и долго-долго всматривается в даль.      Папа привел нас в дальнюю берёзовую рощу, к роднику. Ох, и холодна вода в том роднике! Папа вымыл этой водой лицо и руки и, зачерпнув её руками, пил. Мы с Оксаной тоже пили. Потом мы сели у родника на траву.      - Этот родник выкопал мой отец, ваш дед Батырша, - сказал папа. - Я тогда был таким маленьким, как ты теперь. Этот родник так и называют родник Батырши. Сколько людей пило здесь воду, умывалось... И птицы и звери приходят сюда пить воду. Смотрите, как привольно у родника растут красные цветы...      - Спасибо дедушке, - говорит Оксана. Папа обнимает её и целует в голову.      - Умница, дочка моя!      - Папа, - говорю я, - давай и мы выкопаем три... нет, четыре родника: ты, мама, Оксана и я. И нам потом, может быть, скажут спасибо.      - Когда вырастете, - говорит папа, - вы будете рыть каналы, повернёте течение рек, будете орошать землю, чтобы она вся цвела... Много сделаете полезного людям!      - Ладно, - соглашаюсь я.      Правда, я еще не могу выкопать и маленький родник, не то что большой канал. Но я научусь.      - Я тоже буду помогать. Ладно, папа? - говорит моя сестра.      Папа подает нам руки, и мы, смеясь, помогаем ему подняться с земли.      - Теперь пойдем к Дубовому озеру. Не устали? - спрашивает папа.      Нет, мы ничуточки не устали. Разве устанешь, если рядом папа!      Мы обходим аул наш с другого конца и по лугам, мимо речки Серебряной, выходим к озеру.      На берегах Дубового озера растёт высокий камыш с пушистой головкой; когда дотронешься до него - с головки летят пушинки. Мы нарвали много камыша и широких листьев лилий. В кустарнике выбрали крепкие тонкие палочки, чтобы сделать из них стрелы.      На озере мы видели много уток - больших и маленьких. Они испугались нас и улетели. Ещё видели мы лягушек, но о них я не стану рассказывать. Не люблю я их, квакушек!      Мы долго ходили по узким тропинкам и наконец вышли на дорогу, которая вела домой. Дорога шла в гору. Мы уже немного устали и присели отдохнуть под деревом. Я потрогал папины медали - они тяжёлые и блестящие.      Папа снял со своей груди две медали и приколол одну мне, другую Оксане. Нам сразу стало очень весело, и прошла усталость. Наверно, когда папа на войне получал эти медали, у него тоже проходила усталость. Вот ведь какая хорошая вещь - медаль!      Быстрым шагом мы поднялись в гору. На самом гребне горы папа остановился. Отсюда хорошо виден весь наш аул, долина реки Серебряной, и Дубовое озеро, и аул Тимертау за лесом. Удивительно только то, что возле Тимертау лес серо-голубой, а все остальные леса вокруг зелёные.      Когда-нибудь я пойду с бабушкой в Тимертау, посмотрю этот лес и узнаю, отчего он такой серо-голубой.      Возле дальней горы проходит поезд, за ним тянется длинная полоса дыма. На ближнем поле комбайнами убирают хлеб. Я вижу - на комбайне стоит человек. Издали он кажется таким же маленьким, как я.      Папа долго-долго смотрит вокруг.      - Вот, дети, это все ваша родная земля, - говорит он. - И за этими горами-\, за лесами, за реками - все это ваша родная земля. Еще есть много, много родной земли, которую вы не видели и не знаете. С той земли мы прогнали фашистов. Понимаете меня?      Понимаем, конечно, только не всё. Но мы знаем, что папа говорит что-то очень хорошее. Когда мы вырастем, мы поедем в те места, где воевал папа, и увидим сами ту дальнюю родную землю.      - А знаете, что такое соскучиться? - спрашивает папа.      - А что это?      - Вы хотели видеть меня?      - Ой, папа, ты так долго был на войне! Мы плакали, - говорит Оксана.      - Вот и мне также хотелось видеть и вас, дорогие, и эти леса, и эти реки, и эти дороги.      - А ты плакал, папа? - спрашивает сестренка.      - Нет, дочка, не плакал, хоть и хотелось плакать, - сдерживался.      - А почему сдерживался?      Ну как это Оксана не понимает! Разве солдат будет плакать!