РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Умелые ручки» в 1-4 классах.


Муниципальное образовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на
заседании методического совета
Протокол _________
__________________
Председатель метод.
совета
________________
/Ж.В.Стрижевец /
«__» августа 2015 г. Утверждаю
Директор школы
___________________
/С.Б.Таратынов/
Приказ _____________
(основание: решение педагогического совета) протокол № 1 от«__» августа 2015г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Умелые ручки»
в 1-4 классах
Составитель: учитель начальных классов
Палёнова Е.В.
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Данная работа представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Цели курса:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и  желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; 
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи :познакомить детей с миром сувениров;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Отличительные особенности программы
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией и рисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программа кружка «Умелые руки» должна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцев рук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося, создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированность пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельности развиваются тонко-координированные движения: точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия в кружке «Умелые руки» дают возможность для развития зрительно - пространственного восприятия воспитанников, творческого воображения, разных видов мышления, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.
Общая характеристика внеурочной деятельности.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников, для использования в учебной и внеучебной деятельности и т. п.
2. Технология ручной обработки материалов.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Место данного курса в учебном плане школы.
Согласно учебному плану МОУ «Первомайская СОШ» всего на изучение внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 1 классе отводится 33 часа, во 2 классе-34 часа, в 3 классе-34 часа, в 4 классе-34 часа. Программа рассчитана на четыре года обучения (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров.
Математика - моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.
Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать навыки работы с информацией.
Категория детей.
Возраст детей и их психологические особенности
Дети 7-10 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Содержание программы.
1-2 классы
I. Аппликация и моделирование – 16 часов
Вводное занятие. Экскурсия.
Аппликация из природных материалов на картоне.
Аппликация из геометрических фигур.
Рисование нетрадиционным методом
Аппликация из пуговиц.
Аппликация из салфеток.
Аппликация на дисках.
Объёмная аппликация.
II. Работа с пластическими материалами – 10 часовРисование пластилином.
Обратная мозаика на прозрачной основе.
Лепка из солёного теста.
III. Аппликация из деталей оригами – (6-7) часов
Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Коллективные композиции в технике оригами.
3- 4 классы
Работа с природными материалами - 4 часа
Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).
Объёмные и плоскостные аппликации - 18 часов
Торцевание гофрированной бумагой на картоне.
Мозаика из ватных комочков.
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Многослойная аппликация.
Работа с пластическими материалами - 6 часов
Мозаичная аппликация на стекле.
Лепка из солёного теста.
Модульное оригами - 6 часов
Игрушки объёмной формы.
Календарно - тематическое планирование.
1 класс -33 часа
№ п/п Кол. ч. Тема занятия Материалы Дата
план факт
I. Аппликация и моделирование – 16 часов
1 1 Вводное занятие. Экскурсия.
2 - 4 3 Аппликация из природных материалов на картоне.
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка 5 - 6 2 Аппликация из геометрических фигур. Цветная бумага, картон 7 - 8 2 Рисование нетрадиционным методом Соломка, нитки, картон 9-10 2 Аппликация из пуговиц.
Пуговицы, картон 11-12 2 Аппликация из салфеток.
Салфетки, картон 13–14 2 Аппликация на дисках.
Диски, паетки15-16 2 Объёмная аппликация. Гофрированная бумага, цветная бумага, картон II. Работа с пластическими материалами – 10 часов
1-4 4 Рисование пластилином.
Пластилин, картон 5-8 4 Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки 9-10 2 Лепка из солёного теста.
Солёное тесто III. Аппликация из деталей оригами - 7 часов
1-3 3 Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Цветная бумага, картон 4-7 4 Коллективные композиции в технике
оригами.
Цветная бумага, картон 2 класс – 34 часа
№ п/п Кол. ч. Тема Материалы Дата
план факт
I. Аппликация и моделирование – 16 часов
1 1 Вводное занятие. Экскурсия.
2 - 4 3 Аппликация из природных материалов на картоне.
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка 5 - 6 2 Аппликация из геометрических фигур.
Цветная бумага, картон 7 - 8 2 Рисование нетрадиционным методом
Соломка, нитки, картон 9-10 2 Аппликация из пуговиц.
Пуговицы, картон 11-12 2 Аппликация из салфеток.
Салфетки, картон 13–14 2 Аппликация на дисках.
Диски, паетки15-16 2 Объёмная аппликация. Гофрированная бумага, цветная бумага, картон II. Работа с пластическими материалами – 10 часов
1-4 4 Рисование пластилином.
Пластилин, картон 5-8 4 Обратная мозаика на прозрачной основе.
Пластилин, прозрачные крышки 9-10 2 Лепка из солёного теста.
Солёное тесто III. Аппликация из деталей оригами - 8 часов
1-3 3 Аппликация из одинаковых деталей оригами.
Цветная бумага, картон 4-8 5 Коллективные композиции в технике
оригами.
Цветная бумага, картон 3 класс
№ п/п Кол. ч. Тема Материалы Дата
план факт
I. Работа с природными материалами - 4 часа
1-4 4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. II. Объёмные и плоскостные аппликации - 18 часов
1-6 6 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон 7-10 4 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон 11-14 4 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Картон, цветная бумага 15-18 4 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон III. Работа с пластическими материалами - 6 часов
1-4 4 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло 5-6 2 Лепка из солёного теста. Солёное тесто IV. Модульное оригами - 6 часов
1-6 6 Игрушки объёмной формы. Цветная бумага
4 класс -34 часа
№ п/п Кол. ч. Тема Материалы Дата
план факт
I. Работа с природными материалами - 4 часа
1-4 4 Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей). Пластилин, шишки, жёлуди, спички, скорлупа орехов и т.д. II. Объёмные и плоскостные аппликации - 18 часов
1-6 6 Торцевание гофрированной бумагой на картоне. Гофрированная бумага, картон 7-10 4 Мозаика из ватных комочков. Вата, картон 11-14 4 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
Картон, цветная бумага 15-18 4 Многослойная аппликация. Открытки, картинки, картон III. Работа с пластическими материалами - 6 часов
1-4 4 Мозаичная аппликация на стекле. Пластилин, стекло 5-6 2 Лепка из солёного теста. Солёное тесто IV. Модульное оригами - 6 часов
1-6 6 Игрушки объёмной формы. Цветная бумага
Оценка результатов.
Программа кружка предусматривает использование традиционных и нетрадиционных (рисование руками, с использованием ниток, метод чернильных пятен, метод раздувания, разбрызгивания, сюжеты с применением круп, аппликации из скорлупы, фольги, картона, лепка из соленого теста) техник. В план работы включены такие виды деятельности: работа с природным материалом, рисование, аппликация, коллаж, лепка, плетение из ниток.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические (рассказ педагога, показ педагогом способа действия, показ видеоматериалов, беседа с детьми, рассказы детей), так и практические занятия, проведения конкурсов работ учащихся, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Материальное обеспечение.
Пластилин
Прозрачные крышки
Солёное тесто
Вата
Стекло
Ножницы
Клей
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка
Цветная бумага, картон
Соломка, нитки
Пуговицы
Салфетки
Диски, паеткиГофрированная бумага
Список литературы.
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
6. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru