Рабочая программа элективного курса в 11 классе Практический курс грамотности



Муниципальное казенное образовательное учреждение Новомарковская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
Директор Новомарковской СОШ Зам. директора по УВР НА ЗАСЕДАНИИ МО
_____________________ __________________ Протокол № __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу в 11 КЛАССЕ
«Практический курс грамотности»
на 2014 – 2015 учебный год

Класс: 11 (базовый уровень)
Количество часов: на учебный год: 35 часов: в неделю: 1 час
Планирование составлено на основе: основе Примерной программы (основного) общего образования
под редакцией Н. М. Божко., вышедших в издательстве «Учитель » в 2008г.

Программу составила: учитель русского языка и литературы Гулева Л.В. , 1КК





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и примерной программы элективного курса «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» рассчитанного на 34 часа для учащихся 11 класса . В нем рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегрирующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.
Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:
лекции учителя с различными видами заданий;
доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
беседы;
работа в больших и малых группах;
самостоятельная работа учащихся - наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
- чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;
самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);
выборка материала из художественной литературы, его анализ;
чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;
проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать... отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.
Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, а также дискуссии по поводу этих выступлений.
Представленные занятия педагог может изменять по своему усмотрению, использовать их частично, помещая в собственные планы, дополнять, варьировать. Структура занятий определяется основным законом дидактики: от простого к сложному, от известного к неизвестному с использованием индивидуальных, групповых и коллективных заданий.
Основными целями данного курса являются:
формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся;
создание предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами.
В результате изучения курса учащиеся должны:
освоить минимум основ языкознания;
видеть основные тенденции в языковом развитии: связь языка и человека, общества и языка, причины появления новых слов, их исчезновения и т. д.;
знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма; формирование орфоэпических, лексических, грамматических и других норм языка;
осознать, что язык развивается по определенным законам.
Содержание
1. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев) (2 часа).
Цели, задачи курса. История языка и история общества. Язык - средство социализации человека. Работа со словом «грамота».
2. Как жили наши предки - славяне (2 часа).
Язык и его роль в обществе. Жизнь славянских племен. Образование праславянского языка. В семье славянских языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развитии языка древнерусской народности (восточные славяне).
3. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. Бунин) (2 часа).
Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси. Краткие сведения из области палеографии. Материал и орудия письма. Важнейшие памятники письменности; чтение отрывков из них на древнерусском языке.
4. Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв (2 часа).
Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ. Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе по орфографии.
5. Славянский алфавит и его особенности (2 часа).
Сравнение с современным алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской графики и ее реформ.
6. Как учили грамоте на Руси (2 часа).
«Язык создал цивилизацию землян» (В. К. Журавлев) Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1574 г.). «Букварь языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др. Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории грамматических терминов.
7. «Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...» (2 часа).
Язык «Повести временных лет...». Аналитическое наблюдение - исследование текстов сборника «Повесть временных лет...».
8. Русский язык в кругу славянских языков (2 часа).
«Общеславянский язык - прародитель славянских языков». «Языки-братья». Слово о полку Игореве» как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории славянской письменности». «Первоучители Кирилл и «Мефодий». «Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».
9. «Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка) (2 часа).
Особенности звукового строя праславянского языка позднего периода: действие закона слогового сингармонизма.
Изменения в звуковой системе, возникновение чередований (появление носовых гласных, полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и согласных за несколько столетий.
Как появились беглые гласные? (Почему в русском языке дед, а в украинском дид! Какой рифмой пользовался Пушкин? (Судьба звука, обозначенного буквой Ъ .) Процесс перехода е в о. Изменение качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных. Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных.
10. «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский) (2 часа).
Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика. Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.
11. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский) (2 часа).
Диалект, наречие, говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.
12. «Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский) (2 часа).
Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.
13. Тайны имен и прозвищ (2 часа).
Антропонимия. Анторопонимика. Ономастика (ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Имена-метафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена. Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств. Отчества-именования. Прозвища.
14. С какого времени начинается современный русский литературный язык? (2 часа.)
Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный язык.
15. Что? Как? Почему? (2 часа.)
История имен существительных: почему в языке есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение существительных по типам склонения? Почему у некоторых существительных в одном и том же падеже есть разные окончания {из леса - из лесу)! Хорошо ли знал Грибоедов русский язык («У вдове, у докторше крестить»)? Как обратиться к собеседнику (о звательной форме)?
История имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше - полные или краткие? Как появилась превосходная степень?
История имен числительных: как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки двойственного числа в русском языке.) Почему пишем пятнадцать, но пятьдесят? (Вопросы образования, изменения, правописания, употребления числительных с существительными.)
История местоимений, или Знакомые незнакомцы.; как появилось «я» в местоимениях 3-го лица? Почему местоимения 3-го лица изменяются по родам? Как возник суффикс -ся?
История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы 1-го, 2-го спряжения и разноспрягаемые? Почему во 2-м спряжении есть 11 исключений? Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам? Как возникли возвратные глаголы? Какого происхождения наши современные причастия? Из чего состоят формы сослагательного наклонения?
История наречий, или Почему так трудно правильно писать наречия? Позднее оформление этой категории, незавершенность ее формирования.
Из истории предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления, написания).
16. Из истории русской пунктуации (2 часа).
Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.). Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием. Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М. Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие наименования знаков препинания.
17. «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)» (2 часа).
Подготовка и презентация устного журнала.
18. «Кто хочет стать... отличником?» (1 час.)
Занятие обобщающего характера.


























Тематическое планирование


Дата
Название тем курса
Тип занятия
Формы и методы обучения . .
Форма контроля
Домашнее задание

По плану
факт








1-2. Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого» (Ф. Буслаев)
Беседа
1. Вступительное слово учителя.
2. Работа со слова- рями.
3. Практическая работа в группах.
4. Работа с текстом «Поучения Влади- мира Мономаха»
1. Составление словарной ста- тьи к слову «грамота».
2. Стилизация. «Слово благо- дарности древним руси- чам»
Индивидуальное задание: «Почему русский язык стал национальным языком великого русского народа»



3-4. Как жили наши предки-славяне
Беседа
1. Слово учителя о языке и его роли в жизни.
2. Сообщения уча- щихся.
Конкурсное написание статьи для одной из страниц устного журнала «Родной язык
Групповые задания: 1-я группа - «Глаголические памятники». 2-я группа - «Кирилловские памятники».



5-6. «Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И. А. Бунин)
Беседа. Элементы исследования лексики старославянского языка
1. Слово учителя.
2. Сообщения уча- щихся.
3. Работа в группах.
4. Практическая работа:

1. Перевод древних текстов.
2. Конкурс на лучшего переводчика
Групповые задания: 1-я группа - «Краткая история русского алфавита».
2-я группа - «О судьбе некоторых букв: «ять», «ферт», «ижица»



78. Развитие письма на Руси (и несколько историй из жизни букв)
Защита рефератов
1. Слово учителя.
2. Конкурсные вы- ступления учащих- ся.
3. Запись в тетрадь основных положе- ний из сообщений учащихся.
4. Дискуссия по по- воду выступлений.
Устное выступление с использованием ключевых слов и выражений
Написать статью для детской энциклопедии «Когда буква становится словом». Подготовиться к игре «Счастливый случай» по изученной теме



«Счастливый случай»
Игра
Сценарий игры:
1. Слово капитанам команд.
2. «Один за всех, а все за одного».
3. «Счастливый слу- чай».
4. «Ты - мне, я - те- бе».
5. «Темная лошадка».
Составление путеводителя по австралийскому континенту
Групповые задания: 1-я группа - «Школа и просвещение». 2-я группа - «История учебных книг и возникновение первых библиотек, первых школ». 3-я группа - «Азбука И. Федорова»



11-12. Как учили грамоте на Руси
Защита коллективного сообщения
1. Слово учителя.
2. Коллективное сообщение- выступление.
3. Дискуссия по поводу выступле- ния.
4. Практическая работа.
5. Вывод по уроку с использованием ключевых слов и выражений
1. Составление словарика
на тему «Язык твой - друг твой» (с использованием опорных слов).
2. Составление коллективного аналитическо- го сообщения- выступления (на основе до- машних сооб- щений)
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о языке «Повести временных лет». Принести книги, в которых есть содержание летописей разных жанров из сборника «Повесть временных лет...»



1314. «Владимир посеял книжные слова, а мы их пожинаем...»
Практикум
1. Вступительное, слово учителя.
2. Реализация до- машнего индивиду- ального задания.
3. Практикум
Аналитическое (исследование) наблюдение текстов из «Повести временных лет...»
Доклады:
- Общеславянский язык - прародитель славянских языков.
- Из истории славянской письменности. Первоучители Кирилл и Мефодий.




1516. Русский язык в кругу славянских языков
Деловая игра: конгресс
Сценарий игры:
1. Открытие кон- гресса.
2. Обсуждение про- граммы.
.
Написание статьи в журнал «Вести с конгресса»
Групповые задания: 1-я группа - «Основные тенденции развития в звуковой системе русского языка».



17-18. «Дыхание» истории (основные тенденции развития в звуковой системе русского языка)
Занятие-наблюдение (исследование)
1. Слово учителя.
2. Работа в группах исследования
Задания-исследования
Групповые задания: 1-я группа - «Исконно русская лексика». 2-я группа - «Старославянизмы в лексике русского языка». 3-я группа - «Иноязычные слова» (каждая группа составляет вопросы по своей теме для остальных групп)



19-20. «Первородные и усыновленные слова» (Я. Козловский)
Научная конференция
1. Выступление «руководителя» конференции.
2. Работа в группах
Самостоятельные исследования
в малых группах
Групповые задания: 1 -я группа - «Понятия о диалектах и диалектологии». 2-я группа - «Диалекты русского языка».



21-22. «Огоньки крестьянской речи» (О. Шес-тинский)
Беседа «За круглым столом»
1. Вступительное слово учителя с небольшим эври- стическим зада- нием.
2. Конкурсные со- общения с подго- товленными вопро- сами для групп- соперниц.
1. Составление диалектологи- ческого атласа.
2. Статья в устный журнал на тему «В чем заключается и проявляется своеобразие родной речи родного края?»
Индивидуальные задания: рассказы о словарях:
- толковом;
- словаре иностранных слов;
- фразеологическом;
- словаре живого великорусского языка В. И. Даля;
- синонимов;
- антонимов;



23-24.
«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский)
Игра
Сценарий игры:
1. Инсценировка заседания словарей.
2. Слово ведущего.
3. Выступления учащихся от имени словарей.
4. Работа со слова- рями в форме игры:
- «Эрудит»;
- «Эстафета»;
- «Диктор».

Статья в литературный журнал с использованием ключевых слов и выражений по теме занятия
Групповые задания: 1-я группа - «Древнерусские имена». 2-я группа - «Старые русские имена иноязычного происхождения».
3-я группа - «Имена-новинки».
Индивидуальное задание-исследование на тему «Прозвища учеников нашей школы».



25-26. Тайны имен и прозвищ
Защита рефе- ратов и кол- лажей «Я и мое имя»
1. Слово учителя. 2. Сообщение уча- щихся.
1. Реализация индивидуаль ного сообще ния
Написать статью для одной из страниц устного журнала«Вести с урока»



27-28.С какого времени начинается современный русский литературный язык?
Лекция
1. Лекция учителя по предложенному плану с записью основных ее поло- жений:
- норма в языке;
- изменение норм;
- исторические изменения в лексической системе;
- исторические изменения в стилистике;
- литературный язык.

Составление словарной статьи по теме занятия
Подготовиться к практикуму по изученной теме



29-30. Что? Как? Почему?
Практикум
1. Учащиеся самостоятельно формируют себе карточки для практической работы
Практическая работа по карточкам
Подготовиться к игре «Кто хочет стать отличником» по изученным темам курса



31. «Кто хочет стать, отличником»
Игра
Сценарий игры:
1. Обсуждение ус- ловий игры.
2. Выбор команд.
3. Вопросы для 5 команд.
4. Дополнительные вопросы.
5. Анализ игры
Обсуждение ответов учащихся на поставленные вопросы
Подобрать вопросы к веселой викторине по пунктуации. Подготовить материал для презентации устного журнала



32. Из истории русской пунктуации
Лекция с элементами заданий
1. Лекция учителя.
2. Беседа по вопро- сам.
3. Викторина
Решение занимательной задачи из пособия А. И. За-рецкого
Распределить роли, назначить ответственных за презентацию устного журнала



33-34. Подготовка и презентация устного журнала «Родной язык в реке времени (история языка и история общества)»
Устный журнал
1. Выступления уче- ников с подобран- ным материалом.
2. Распределение учащихся по груп- пам:
Конкурсное написание рекомендаций для презентации устного журнала
Распределить роли, назначить ответственных за организацию презентации






















Рецензия на рабочую (учебную) программу по образовательной области филология.
по элективному курсу в 11 КЛАССЕ
Родной язык в «реке времени»
Данная рабочая программа составлена на основе требований федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г. и в соответствии с примерной программой по элективному курсу в 11 классе Родной язык в «реке времени»
В рабочей программе определены цели и задачи обучения элективу в школе, общая характеристика курса, рассматриваются вопросы, связанные с историей развития языка и общества. Это системно-интегрирующий взгляд на язык. Он формирует концентрическую модель языковой системы, поэтому программа отражает современный подход к изучению языка.
Представленный информационный и иллюстрированный материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют учащимся осознать роль языка как исторически развивающегося явления, расширить их познания в этой области:
лекции учителя с различными видами заданий;
доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;
беседы;
работа в больших и малых группах;
самостоятельная работа учащихся - наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;
упражнения с языковым материалом (в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента);
- чтение, исследование древнерусских текстов, их перевод;
самостоятельный отбор материала (запись речи окружающих, в том числе молодежного сленга, диалектной речи);
выборка материала из художественной литературы, его анализ;
чтение рекомендованной научно-популярной лингвистической литературы;
проведение деловых игр по типу конгрессов, научных конференций, игр «Как стать... отличником» (по типу телевизионной игры «Как стать миллионером»), практикумов.
Кроме того, в программе предлагаются подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся, основное содержание курса, в тематическом планировании определены: тип занятия, формы и методы обучения, формы контроля, домашнее задание
В соответствии с этим программа направлена на реализацию познавательных, практических общепредметных задач.
Концепция программы базируется на концепции формирования федерального компонента по образовательной области филология (русский язык).
Программа является законченным разделом работы основной школы, носит базовый характер. Вопросы, затронутые в программе, освещены достаточно широко и всесторонне и могут быть рекомендованы к их использованию.



Заместитель директора школы по учебной работе.________________________________














13PAGE14115







13PAGE141215



Заголовок 615