Социальный проект по профориентации Моё будущее


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Нешкан»


Социальный проект профориентационной направленности
«Моё будущее»

Автор проекта:
Тонкова Светлана Михайловна
учитель истории и обществознания
Нешкан
2014
Обоснование актуальности проекта.
Процесс модернизации российского образования коренным образом изменил отношение к содержанию воспитания в современной школе. Сейчас под воспитанием всё больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно – нравственного становления и подготовки к жизненному и профессиональному самоопределению.
Проект «Гымнин вальылкыл» («Моё будущее»), направленный на социально-экономическое развитие села Нешкан Чукотского района Чукотского автономного округа направлен на социально - экономическое развитие села через развитие различных форм профориентации и механизмов самоопределения молодежи.
Село Нешкан основано бывшими жителями села Тойгунен в 50 – е годы XX века, которые обосновались на берегах косы, отделяющей лагуну Нэскэнпильгын от Чукотского моря. Новое место проживания имело удобное расположение для занятия традиционными чукотскими промыслами: рыболовством, оленеводством и морским зверобойным промыслом. На сегодняшний день в селе проживает 732 жителя, из них около 276 детей. 94 % населения являются коренным малочисленным народом Севера - чукчами.
В соответствии с федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2018 года» в селе Нешкан на сегодняшний день уже построены магазин и больница; утверждён проект новой школы, строительство которой начнётся в ближайшем будущем. В дальнейшем планируется обновление жилищного фонда, строительство Дома культуры и других социальнозначимых объектов. Учитывая данные мониторинга занятости населения села, проведённого автором проекта, и растущие потребности рынка труда региона в целом и села Нешкан в частности, насущной проблемой является развитие кадрового потенциала и подготовка специалистов различных профессий, в которых нуждается село уже сейчас и будет нуждаться в ближайшем будущем: учителя, парикмахеры, медицинские работники среднего звена, воспитатели, повара, электрики – дизелисты, специалисты по обработке и выделке шкур морских животных, связисты, участковый уполномоченный, специалисты в сферу жилищного хозяйства и т.п. В связи с этим уже сейчас имеется необходимость профессиональной ориентации молодёжи, проживающей в селе, для того, чтобы молодые люди выбирали нужную профессию и возвращались в родное село. Как говорится в народной поговорке: «Где родился, там и пригодился!». С учетом вышесказанного и был разработан и принят к исполнению данный проект.
Цель проекта.
Привлечение обучающихся к участию в развитии и совершенствовании экономики и социальной сферы села Нешкан через применение различных форм профориентации и механизмов профессионального самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и этнокультурного состава региона в соответствии с государственной политикой в области образования.
Задачи проекта:
разработать перечень мер и мероприятий, направленных на профориентацию обучающихся с учётом региональной специфики и этнокультурного состава населения села;
обеспечить необходимые условия для реализации проекта;
провести мероприятия профориентационной направленности среди обучающихся МБОУ «ЦО с. Нешкан»;
провести мониторинг эффективности реализации проекта.

Сроки реализации проекта.
Проект реализуется в течение 2014 - 2015 учебного года.
Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения проблемы конкретными предлагаемыми автором методами.
Содержание проекта предусматривает использование следующих форм профориентационной работы: конкурсы, конференции, презентации, тематические классные часы, круглые столы, ролевые игры, диспуты, встречи с интересными людьми и т.п.
Все мероприятия проекта будут ориентированы на изучение языка, местных народных традиций и обычаев чукотского народа и направлены на воспитание любви и уважения к малой Родине – Чукотскому краю, на восприятие детьми семейных, национальных и общечеловеческих ценностей.
С целью развития социального партнёрства к реализации проекта будут привлечены администрация и общественность с. Нешкан, Родительский комитет, представители правоохранительных органов, специалисты МБУЗ «Больница с. Нешкан», специалисты жилищно – коммунальной сферы, т.е. все те, кто заинтересован в развитии кадрового потенциала села.
Для формирования ИКТ – компетенций у обучающихся проект предусматривает активное использование Интернет – ресурсов и сайта общеобразовательной организации.
План реализации проекта.
№ Мероприятия Содержание Сроки

1 1 этап: информационно - прогностический
1.1 Изучение Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2018 года» Изучение Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период
до 2018 года» с целью определения направлений развития региона в целом и села Нешкан в частности. 2 неделя октября 2014
1.2 Мониторинг занятости населения села В ходе мониторинга проводится анализ занятости населения села с целью определения потребностей рынка труда. 16 - 18.
10.2014
1.3 Социологическая учебно – исследовательская работа «Профессия моей мечты» Анкетирование обучающихся МБОУ «ЦО с. Нешкан» с целью выявления профессиональных предпочтений. 4 неделя октября 2014
1.4 Составление плана мероприятий профориентационной направленности Инициативная творческая группа под руководством автора проекта и кураторством руководителя проекта составляет план мероприятий профориентационной направленности 27.10.
2014
2 2 этап: деятельностный2.1 Классные тематические часы в 1-6 классах:
- «Профессии моего края»;
- «Профессии моей семьи»;
- «Семейные династии». Классные тематические часы в 1-6 классах проводятся классными руководителями с участием инициативной группы с привлечением родительской общественности. 12 – 14.
11.2014
2.2 Диспут для учащихся 7-9 классов «Как стать успешным?» Диспут проводится членами инициативной группы с целью повышения учебной мотивации учащихся старших классов и содействия в духовно – нравственном становлении и подготовки к жизненному и профессиональному самоопределению. 13.11.
2014
2.3 Библиотечный час – презентация «Профессии XXI века» Библиотечный час – презентация проводится в рамках внеурочной деятельности заведующей библиотекой с применением ИКТ – технологий с целью знакомства учащихся с профессиями, актуальными в XXI веке». 28.11.
2014
2.4 Встречи с интересными людьми села Нешкан «Моё призвание» Встречи с интересными людьми села Нешкан проводятся с целью популяризации дефицитных на рынке труда села Нешкан профессий. 03 – 05.
11.2014
2.5 Конкурс рисунков «Моя любимая профессия» В творческом конкурсе рисунков участвуют все обучающиеся. Конкурс проводится с целью выявления профессиональных предпочтений. 1 неделя декабря
2014
2.6 Конкурс загадок о профессиях
«Угадай – ка!» Конкурс загадок направлен на развитие читательской активности обучающихся и популяризацию профессий, распространённых в регионе. 08.12.
2014
2.7 Экскурсии «Предприятия и организации моего села» В ходе экскурсий учащиеся посещают предприятия и организации села, знакомятся с работой повара, продавца, медицинского работника, специалистов ЖКХ и т.д. 23 – 25.
12.2014
2.8 Книжная выставка «Слово о профессии» Книжная выставка направлена на развитие читательской активности обучающихся. 4 неделя декабря
2014
2.9 Общешкольное мероприятие
«Ярмарка профессий» Общешкольное мероприятие
«Ярмарка профессий» проводится педагогом – организатором с привлечением членов инициативной группы, классных руководителей. В ходе мероприятия учащиеся каждого класса проводят презентацию какой – либо профессии. 30.01.
2014
3 3 этап: информационно - аналитический
3.1 Мониторинг эффективности проекта В ходе мониторинга проводится анализ выполнения плана профориентационных мероприятий и их влияния на профессиональное самоопределение обучающихся. Делается вывод об эффективности проекта. 06 – 08.
02.2014
3.2 Социологический опрос выпускников 2014 года «Мой выбор» Социологический опрос проводится с целью выявления профессионального самоопределения выпускников 2014 года. 15.03.
2014
3.3 Планирование профориентационной работы среди обучающихся на 2014 – 2015 уч. год
Планирование профориентационной работы среди обучающихся на 2014 – 2015 уч. год осуществляется на основании выводов о результатах реализации проекта
«Гымнин вальылкыл» («Моё будущее») с целью продолжения и повышения качества профориентационной работы в следующем учебном году. 4 неделя апреля
2014
Механизм реализации проекта и схема управления проектом в рамках территории. География проекта:
Механизм реализация проекта предусматривает организацию профориентационной работы среди молодёжи в виде мероприятий различной формы. Проект охватывает обучающихся 1 - 9 классов МБОУ «ЦО с. Нешкан», проживающих на территории села Нешкан, Чукотского района, Чукотского автономного округа.
Кадровое обеспечение проекта с описанием количественного и качественного потенциала команды проекта.

В реализации проекта принимают участие специалисты МБОУ «ЦО с. Нешкан»:
- заместитель директора по УВР
- заместитель директора по МР
- заместитель директора по ИКТ
- заместитель директора по АХЧ
- педагог – организатор
- социальный педагог
- заведующий библиотекой
- учителя – предметники
- учителя начальных классов
- педагоги дополнительного образования
- классные руководители
Критерии оценки эффективности проекта.

Кретерием оценки эффективности проекта является количество выпускников МБОУ «ЦО с. Нешкан», которые выбрали актуальную для рынка труда села и региона профессию и вернулись на работу в село Нешкан.
Показателем эффективности проекта будет являться отсутствие вакансий на рынке труда села Нешкан.
Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.
В результате реализации авторского проекта «Гымнин вальылкыл» («Моё будущее»), направленного на социально-экономическое развитие села Нешкан, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.
Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2015 – 2016, 2016 – 2017 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. В 2018 году будет проведён итоговый мониторинг профессионального самоопределения выпускников Центра образования.
Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала села Нешкан через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.
Ресурсное обеспечение проекта.
Реализация проекта предполагает самофинансирование и использование ресурсов образовательного учреждения. Для реализации проекта в МБОУ «ЦО с. Нешкан» имеется следующее ресурсное обеспечение:
- кадровое обеспечение (см. п. 8);
- материально – техническое обеспечение:
№ Наименование
Количество
1 Компьютер 31
2 Проектор 3
3 Экран 1
4 Интерактивная доска 2
5 Телевизор 3
6 Микрофоны 8
7 Акустическая система 2
8 Фотоаппарат 1
9 ЦОРы23