Конспект урока Массовая и объемная доли доли компонентов смеси (раствора)

Химия 8 класс ФГОС учебник О.С. Габриеляна
Тема урока:
Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора)

Цели урока:
-образовательные: сформировать понятие массовой и объёмной долей; научиться производить расчёты с использованием этих понятий; повысить интеллект учащихся; сформировать умения систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках химии;
-воспитательные: способствовать формированию коммуникативной, ценностно - смысловой компетенции учащихся, их личностному совершенствованию;
-познавательные: усилить заинтересованность учащихся при изучении химии как школьного предмета, способствовать процессу самообразования.

Задачи: 1) Образовательные:
- развивать способность преобразовывать формулы, знание терминов.
2) Развивающие:
- закрепить знания на основе сформированного в курсе математики понятия
«часть от целого», расчётное понятие «доля»;
- развивать способность анализировать текст задачи;
- умение правильного применения ЗУНов;
- развитие общеучебных навыков.
3) Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и внимание.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, карточки.

Тип и вид урока: комбинированный.

Методы и приёмы
Ход урока

Слово учителя



Устный опрос домашнего задания




Беседа с учащимися
(формулировка темы урока)



Запись в тетрадь


Беседа с учащимися






Составление плана урока учащимися


Работа с текстом



?


Формулировка и запись определения в тетрадь



Вывод формулы учащимися и запись в тетрадь









Слово учителя



Закрепление формулы

Решение учеником задачи на доске



Беседа с учащимися



Формулировка и запись определения в тетрадь


Вывод формулы учащимися и запись в тетрадь












Закрепление фрмулы

Решение учеником задачи на доске



Физминутка.

Работа в группах

Слово учителя



Проверка задач на доске. Выявление ошибок, устранение их.

Д/з
Запись в дневник

Рефлексия



Решение задач
Самостоятельная работа учащихся
Эталон решения пишется на доске учащимся. После решения, объясняется ход мышления и устраняются ошибки

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, с какими новыми понятиями и терминами мы познакомились на прошлых уроках. Слайд1(на первом слайде написаны формулы кислот, оснований и оксидов, задание для учащихся прочиать формулы, назвать вещество, определить, к какому классу относится вещества)
Слайд 2 (на слайде изображены смеси чистые вещества, задание учащихся распределить вещества на две группы, объяснить принцип разделения)
Слайд 3 (на слайде схема с классификацией смесей, задание для учащихся, привести примеры смесей из жизни)

-Вы правильно выполнили все задания, рассказали определение смеси. А как вы думаете, можно ли узнать качественный состав смеси? А Раствора?
-Скажите, а можно ли узнать количественный состав смеси или раствора?
-Можем ли сделать предположения как это можно рассчитать?
Вспомните, каким образом мы искали массовые доли элементов в вещетве? А можно ли воспользоваться подобной формулой при вычислении доли вещества в смеси? А можем ли мы сами вывести эту формулу? Давайте подумаем над темой урока. (Учащиеся выдвигают гипотезы) Слайд 4
Тема урока «Массовая и объемная доля компонентов смеси или раствора»

-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока, то есть что нового мы должны сегодня узнать, с чем познакомиться. Озвучивание цели урока. Слайд 5
Итак, цель мы сформулировали, а теперь исходя, из темы и цели нашего урока попытаемся составить план урока, по которому будем сегодня работать для достижения поставленной цели.

План урока:
Работа с понятиями.
Составление и анализ формул
Решение задач.
Рефлексия (на 10 минут).

-Мы заем, что природная вода не является чистым раствором, в ней содержится соли кальция, магния. Почему иногда воду называют жесткой, а иногда мягкой? От чего это может зависеть? Если вы затрудняетесь ответить, обратитесь к тексту учебника на странице 145.
-Как можно назвать малую часть от чего-то большого? (Доля)
-А если нам нужно узнать малую часть массы вещества от большой массы всей смеси или раствора как можно назвать эту величину (массовая доля)

-Дайте полное определение массовой доли. (После формулировки запись со Слайда 6 Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.


-Массовую долю обозначают латинской буквой
·

-Исходя из определения выведите формулу массовой доли в долях и процентах


Слайд 7
Выведите из этой фрмулы формулу массы вещества



С помощью массовой доли можно выражать состав смеси веществ, причём любой – твёрдой, жидкой или газообразной.

- Давайте решим задачу на поиск массовой доли вещества в смеси. Слайд 8
В 150г воды растворили 50 г фосфорной кислоты. Найдите массовую долю кислоты в растворе.


А теперь проверьте ход своего мышления по эталону. Слайд 9


- С помощью массовой доли можно выражать состав смеси веществ, причём любой – твёрдой, жидкой или газообразной. А теперь перейдём к следующему понятию. Это объёмная доля. Это аналогичное понятие массовой доли. Исходя из определения массовой доли, попробуйте сформулировать определение объёмной доли.

Объёмная доля – это отношение объёма растворенного вещества к общему объёму смеси. Слайд 10
-Объемная доля обозначается латинской буквой
·

-Исходя из определения выведите формулу массовой доли в долях и процентах




Слайд 11
Выведите из этой фрмулы формулу объема вещества


- Давайте решим задачу на поиск массовой доли вещества в смеси. Слайд 12
Сколько кубических метров кислорода может быть получено путём перегонки жидкого воздуха, если исходный объём равен 600 м 3 (н. у.), а, как известно, объёмная доля кислорода в воздухе составляет 0,21?



-А теперь сверьте ход своего мышления с эталоном. Слайд 13



-Разделитесь на 4 группы. Вы получили задание. На каждой карточке имеются условия задачи. Вам необходимо обсудить способ решения данной задачи, решить ее, и один участник группы должен представить решение на доске. На выполнении данного задания вам дано 5-7 минут







Домашнее задание §25, задание 6,7 слайд 14


-Что называют массовой долей? Какова формула массовой доли? Что называют объемной долей? Какова формула объемной доли?


1. Какую массу соли и воды надо взять для приготовления раствора с массовой долей сульфата натрия 0,12 массой 40 кг? (Ответ: 4,8 кг Na2SO4 и 35,2 кг воды)
2. Массовая доля белка в организме человека составляет 17 % от массы его тела. В свою очередь, массовая доля азота в белке составляет 16 %. Найдите массу азота в организме человека с массой 80 кг? (Ответ: 13,6 кг белка и 2,176 кг N2)
3. Массовая доля костей человека составляет 20 % от общей массы организма. В свою очередь, на долю фосфата кальция, входящего в состав костей приходится также 20 %. Сколько кг фосфата кальция содержит человек массой 70 кг? Сколько кг фосфора содержится в нём? (Ответ: 2,8 кг фосфата кальция и 480г или 0,48 кг Р)


15