Конспект урока: М.Ю. Лермонтов Бородино. Поэтическое изображение подвига народа в Отечественной войне 1812 года

Тема:
М. Ю. Лермонтов «Бородино».
«Поэтическое изображение подвига народа в Отечественной войне 1812 года»
На доске записаны строки из стихотворения:
Французы двинулись, как тучи ... Земля тряслась, как наши груди ... Носились знамена, как тени
Цели урока: Заинтересовать учащихся личностью поэта; вызвать интерес учащихся к истории своего народа, его героям; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Наглядность: рисунки, иллюстрации о жизни М.Ю. Лермонтова, презентация
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя о событиях 1812 года.
- На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”.
Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению - важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.
- Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее
Отечественная война 1812 года - одна из кровопролитнейших в истории России. Война была развязана в 1804 году французским императором Наполеоном Бонапартом (1769-1821).
Это был решительный, строгий военачальник, вел победоносные захватнические войны. НО наполеоновской армии не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Французам противостояла не только армия. Но и весь народ России. Российская армия в боях терпела поражения. Чтобы максимально уменьшить потери, командующий войсками генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов принял тактику изматывающих боев. Именно это позволило завлечь французскую армию в глубь страны, растянуть обозы врага по дорогам России. Решающее сражение было дано на поле около села Бородина.
Итак, Бородинское сражение было проиграно. Москва была оставлена русскими. Наполеон вторгся в Москву, в городе начались пожары, и пережить холодную зиму в пустом городе врагу не удалось. Французы стали отступать. Наполеон бежал, война была выиграна, закончилась она в 1814 году в Париже.
2. Беседа о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Учитель: Именно в этом году родился известный русский поэт 19 века М.Ю. Лермонтов. Двадцатипятилетней годовщине Бородинского сражения посвятил он свое стихотворение «Бородино». Жизнь этого человека коротка и трагична.
- Я попросила вас подготовить небольшие исторические справки о времени и жизни Лермонтова к моменту создания «Бородино» СООБЩЕНИЯ УЧЕНИКОВ:
-В 30-е годы Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он написал свои первые стихи. Юноша был очень талантлив: прекрасно рисовал и лепил скульптуры, хорошо играл на скрипке и флейте, увлекался математикой и шахматами, овладел европейскими языками. Но главным делом своей жизни он выбрал поэзию.
В 1837 году на дуэли убивают А. С.Пушкина, это очень потрясло Лермонтова. Во главе России в то время стоял царь Николай Первый, который был напуган восстанием декабристов. Он заставил жандармов следить за умными людьми в России, писателями, поэтами. Министр образования Уваров так ненавидел [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что однажды в порыве гнева сказал: «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратила своё существование, тогда я по крайней мере буду спать спокойно».
- Лермонтов прожил всего 27 лет. Он всегда был выше узких интересов дворян: его не волновали высокие чины и награды. Поэт всю свою недолгую жизнь боролся с царским правительством.
- В 30-е и 40-е годы в России не было места героям и подвигам. Поэтому поэт Лермонтов искал их в прошлом России. Он родился в год, когда закончилась Отечественная война и русские полки возвращались из Франции. Отец Лермонтова тоже записался в армию, но по болезни не участвовал в сражениях. Зато два брата бабушки Лермонтова (Дмитрий и Афанасий Столыпины) рассказывали о войне и сражениях. Наверное, их речь звучит в «Бородино».
-Случайно ли Лермонтов писал о войне? (Нет. Он сам был военным, закончил школу подпрапорщиков и юнкеров в Петербурге, служил на Кавказе. Впервые услышал о войне 1812 года из рассказов бабушки).
-А каков он был сам?
(В одном из донесений одного кавказского генерала сказано: «Поручик Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик имел поручение наблюдать за действием штурмовой колонны, что было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля. Но офицер этот исполнил возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». За экспедицию в Большую Чечню представили его к золотой сабле.
Награждение Золотым холодным оружием саблей производилось в знак особых отличий, за проявленную личную храбрость и самоотверженность.
- Чтение стихотворения учениками (литературный монтаж)
3. Беседа по произведению.
-Подумайте, почему поэт назвал свое произведение «Бородино»? Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России)
-В какой форме написано стихотворение? (В форме диалога молодого и старого солдата, в котором один спрашивает, а другой рассказывает о Бородинском сражении, о подвиге русских солдат и с гордостью говорит о старшем поколении: «Богатыри - не вы».
-Как вы думаете, почему он выбрал именно такую форму? (Наверное, чтобы придать достоверность рассказу (ведь говорит участник событий, герой Бородина), показать, что истинными победителями были обыкновенные солдаты, которые решили постоять головою за родину свою и защитить страну от захватчиков) Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.
-Каким вы увидели человека, ведущего повествование о Бородинском сражении?
(В его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, веру в победу, гордость за свое поколение)
-А кого ещё вы бы могли назвать героем этой баллады? (Народ. Его настроение, истинный патриотизм отражён в стихотворении
- А теперь представьте: солнце садится, вечереет. Зачитайте строки, где описано, чем занимаются русские солдаты в ожидании боя. (“Прилег вздремнуть я у лафета ...”)
- Лагерь был, тих, сосредоточен. Солдаты к предстоящему бою относятся по-деловому, - без суеты. Каждый занят, своим делом, каждый думает о своем.
- А почему ликовал француз? (Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее)
- И вот наступает утро. Солдаты уже в строю. Перед нами полковник, который обходит строй. Это один из тех полководцев, которые шли плечом к плечу с рядовыми солдатами. Может портрет полковника списан с Главнокомандующего Михаила Кутузова, под чьим руководством произошло это сражение.
- Что мы знаем о полковнике? (“Полковник наш рожден был хватом”)
- Что означают эти слова “рожден был хватом”? (Cильным, смелым, отважным, ловким)
Как вы понимаете, словосочетание “слуга царю”? (Верный присяге)
“Отец солдатам”? (По отношению к солдатам добрый, сердечный болеет за них душой)
-Образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:
Ребята, не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.
-Что заставило молодого человека задать вопрос:
Скажи-ка, дядя. Ведь недаром
(Желание больше узнать об истории своей страны, любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.) в этом произведении воедино слито голос самого поэта, голос ветерана, голос народа.
Опишите картины, поразившие вас.
4. Работа с иллюстрациями, с рисунками учащихся.
И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов)
- Каким же был бой?
Вот как вспоминает сражение один из историков-очевидцев:
«Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском»
- А как описывает бой Лермонтов? (Зачитать текст)
(Тяжёлый бой, он потребовал мужества от солдат, скольких жизней стоила победа).
- О чем печалится солдат - рассказчик? (В его словах звучит скорбное чувство невозвратимой утраты близких ему людей, товарищей, погибших в бою).
- А чем гордится солдат? (Мужеством своих однополчан, готовностью не раздумывая отдать свою жизнь за Родину, беспримерной отвагой и героизмом)
5. Анализ эпизода боя: - Какие звуки помогают «услышать» битву? (звучал булат, картечь визжала). Такой приём, используемый поэтом, называется звукопись (аллитерация, ассонанс) применение разнообразных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] приёмов для усиления звуковой выразительности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. -Чтобы создать полную, яркую картину боя и отношение к происходящему, поэт использует разные художественные средства. -Какие? (Сравнения: французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; эпитеты: дым летучий, протяжный вой, кровавых тел, русский бой удалый).
6. Жанр этого стихотворения - баллада. Баллада-это стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. Можно ли отнести «Бородино» к балладе? (Стихотворение «Бородино» можно назвать балладой, так как в нём рассказывается об исторических событиях–Бородинском сражении в Отечественной войне 1812 года. Одновременно пронизано оно авторскими чувствами любви к родине, гордости за русских солдат, сожаления к павшим, восхищение стойкостью, мужеством русских в этой битве)
Подведём итог.
-Что М.Ю. Лермонтов запечатлел в своём стихотворении?
   - Великий подвиг народа в борьбе с иноземными захватчиками.
   - Отразил беспредельную любовь простых людей к своей родной земле.
-К чему призывает нас поэт?
(Быть патриотами Отечества, гордиться героическим прошлым, соответствовать этому прошлому, применять силы и знания)
- В своем произведении М.Ю. Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
Учитель: Проходят века. На земле по-прежнему гибнут люди. Как быть нам? Бороться или сдаться? Возьмём своим девизом слова из стихотворения Роберта Сервиса: (британский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], специалист по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] , профессор русской истории в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 

Если сбился с пути, если страшно идти,
Если смерть заглянула в лицо.
Если сил больше нет – доставай пистолет
И стреляй и дело с концом.
Но мужчина живёт, принимая в расчёт
Только принцип: «Стой на своём»
С жизнью счёты свести слишком лёгкий мотив. А трудный – идти напролом.
Ты устал от игры? Ну же, право, стыдись!
Ведь ты молод, умён и удал.
Знаю, туго пришлось, но не смей вешать нос,
Соберись и стой, как скала.
И воздастся тебе в непосильной борьбе,
Ты не трусь и будь молодцом.
Стисни крепче кулак, сдаться – сущий пустяк
Трудно смерти смотреть в лицо.
Проще руки сложить и сказать: «Я побит!»
Пресмыкаться и ползать, как рак.
Но лезть на рожон всем смертям назло –
Это, чёрт побери, игра!
Пусть ты выиграл бой дорогою ценой,
И рубцов на теле не счесть,
Ты попробуй опять – так легко умирать,
Трудно жизнь принимать как есть.

Домашнее задание: Выучить стихотворение «Бородино» наизусть, ответить на вопросы после стихотворения, письменно ответить на вопрос «О чём заставил задуматься урок, посвящённый Бородинской битве?»